Лепка "Ёжик"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Казбанова Антонина Геннадьевна

Программные задачи.

Познакомить детей с новой исходной формой для лепки животных – овоидом; передавать в лепке характерные особенности внешнего вида ежа; пользоваться стекой для прорисовки иголок короткими штрихами в одном направлении; закреплять известные детям приемы лепки и их названия.

Материал.

У воспитателя игрушечный ежик, два куска пластилина (глины), скатанных в шарики, стека и две-три елки (бумажные, фанерные).

У детей пластилин (глина), дощечки, стеки.

Ход занятия.

Педагог напоминает детям, что накануне они рассматривали и отгадывали по описанию разных игрушечных животных. Одного из этих животных они будут сегодня лепить. Чтобы узнать, кого именно, они должны отгадать загадку: «Словно елка, весь в иголках».

Педагог предлагает детям рассмотреть игрушечного ежа. Говорит, что прежде чем лепить ежа, надо определить, какой он формы. Берет игрушку в левую руку, правой обводит ежа, начиная с мордочки, сближенными пальцами. Потом расширяет пальцы и заканчивает закругляющим движением. Сопровождает свои действия пояснениями: «Мордочка у ежа заостренная, тело вытянутое, сзади закругленное. По форме ежик похож на яичко. А как такую форму вылепить?» Выслушивает ответы детей, не спеша подсказывать. Напоминает, что дети уже лепили овальную форму, когда изображали утят. Подтверждает, что сначала нужно скатать шарик (показывает), раскатать его слегка между ладонями прямыми движениями, потом раскатать еще немного один конец, чтобы получилась форма, похожая на яичко (овоид). Берет в одну руку шарик, а в другую овоид и говорит, что из шарика получилась другая форма.

Затем воспитатель кладет рядом с овоидом ежика и говорит: «Посмотрите на эту вылепленную форму и на ежика и скажите, что еще нужно сделать, чтобы этот комочек пластилина стал похожим на ежика. Посмотрите на его мордочку. Какая она?» (Заостренная, носик приподнят вверх.) Вытягивает слегка у ежа мордочку и приподнимает вверх носик. На кончик прилепляет маленький шарик. Говорит: «Вспомните, дети, загадку: «Словно елка, весь в иголках». Как же нам изобразить иголки у ежика?» Поясняет, что иголки можно прорисовать на спине и боках с помощью стеки короткими густыми штрихами (черточками) от головы, показывает. Спрашивает, что еще можно изобразить стекой у ежика (глаза). Ежик готов. Педагог говорит: «Пусть это будет у нас ежиха, а вы вылепите ее деток-ежат».

Путем вопросов воспитатель уточняет последовательность операций: скатать шарик, слегка раскатать его между ладонями, дополнительно раскатать один конец, оттянуть и заострить мордочку, слегка приподнять ее, прорисовать стекой иголки на теле ежа.

В процессе работы педагог помогает запомнить названия способов лепки: скатать, раскатать, оттянуть, заострить. («Что ты сейчас делаешь? Что тебе еще осталось сделать? Как ты это сделаешь?» и т. п.) Названия способов лепки помогут детям лучше осознать и закрепить сами способы, а в дальнейшем действовать по словесной инструкции воспитателя и самим рассказывать, как выполнить то или иное изделие.

В конце занятия педагог ставит на стол две-три елки, возле них помещает ежиху и говорит: «Ежиха в лесу ждет не дождется своих ежат». Дети по очереди приносят своих ежат, а ежиха в каждом находит что-нибудь особенное. Например: «Вот пришел мой маленький сынок с острым носиком… а вот появился мой колючий ежонок… а это моя худенькая дочка, которую надо хорошенько покормить» и т. п.

В заключение педагог говорит: «Вот как много ежат у ежихи. Хотя они и похожи друг на друга, но каждый чем-то отличается от других. Мама-ежиха хорошо различает их».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_yozhik.pptx2.37 МБ

Предварительный просмотр: