Аппликация "Хохлома".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Якушева Мария Алексеевна

Конспект НОД в подготовительной группе "Наше чудо - хохлома".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_hohloma.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Наше чудо - Хохлома» (аппликация)

Цель: самостоятельное составление узора по мотивам хохломской росписи на тарелочке.

Программные задачи:

- продолжать знакомить детей с росписью на изделиях хохломы и ее историей;

- учить выделять элементы узора (листок, ягодка, травка, завиток);

- развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

- учить приемам вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, по типу народного декоративного искусства;

- развивать речевую активность.

Оборудование: изделия хохломской росписи, иллюстрации, клей, ножницы, кисти, цветная бумага, клеенки, салфетки, шаблоны, заготовки (тарелочки, покрытые черной тушью).

Предварительная работа: рассматривание изделий, иллюстраций и беседа по хохломской росписи, выполнение элементов росписи.

Ход НОД:

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда).

- Посмотрите, дети, как красиво вокруг! Отгадайте загадку и узнаете, что это за красота:

Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым земляника цветом алым

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? (Хохлома).

- Правильно, это хохломская роспись. А какое настроение она вызывает у вас? (Радостное, веселое, праздничное).

- Почему роспись называется хохломской? Послушайте историю:

Хохлома – это маленькая деревушка. Жил один мастер на берегу реки Хохломки и делал посуду. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня нет такой посуды? Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе засверкали «золотом» чашки и ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома».

- А что это за предметы перед вами? (Ковш, миски, ложки, поднос).

- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева - липы и березы).

- Верно, сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется. Вместо дорого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисуют затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, нарядной, с красочным рисунком.

- Посмотрите, какие цвета вы видите на этой посуде? (Черный, красный, желтый или золотой, немного зеленого).

- Назовите элементы хохломской росписи (завитки, травинки, ягодки, листики).

- Дети, перед вами на столе изображения разных предметов. Нужно расставить их по росписям (Гжель, городец, дымка, хохлома). Дети выполняют задание, объясняют свой выбор.

- Вы хорошо справились и теперь сами станете мастерами и создадите свое произведение искусства – украсите тарелочку в стиле хохломской росписи.

- А перед тем, как отправиться в мастерскую, мы немного отдохнем.

Физкультминутка:

Хохлома, да Хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)

Наше чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем Хохлому (руки перед грудью одна над другой)

Красоты невиданной. (Руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Нарисуем травку (руки перед грудью одна над другой)

Солнечною краской, (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна над другой)

Краской цвета алого. (Руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома, да Хохлома - (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)

Вот так чудо дивное! (Руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

(Дети проходят за столы).

- Давайте рассмотрим тарелочку с хохломской росписью. Что находится в центре? (Ягодки).

- Что расположено по краям? (Листики).

- Как нам получить сразу несколько ягодок и листиков? (Сложить бумагу несколько раз, обвести трафарет и вырезать).

- Назовите главное правило при составлении узора? (Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии).

- Как сделать, чтобы узор получился ритмичным, на одинаковом расстоянии? (Выложить вырезанные элементы на тарелочке, а потом приклеивать).

Какое главное правило при работе с ножницами (напомнить технику безопасности, посадку за столом).

Но перед тем как выполнять работу, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Вот все пальчики мои.

Их, как хочешь, поверни: («шарики»)

И вот эдак, и вот так,

Не обидятся никак. (потирание ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять, (сгибать пальчики поочередно)

Не сидится им опять (встряхивание кистями рук).

Постучали, повертели, («молоточек», «шарики»)

Заниматься захотели.

Работа детей (по необходимости индивидуальная помощь). Звучит спокойная музыка.

Анализ работ:

- Какие получились у вас замечательные работы. (Дети высказывают свое мнение, характеризуя качества своих изделий).

Дети, вам понравилось быть хохломскими мастерами? Что интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей.)

Наше занятие закончено. Спасибо за внимание.