Конспект занятия по аппликации "Добрые избы"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Меркулова Валерия Евгеньевна

Конспект занятия по аппликации по изготовлению домика из бумажных трубочек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Аппликация «Добрые избы».

Цель: Формирование представлений о жизни на Руси, в русской деревне, о крестьянской избе.

Задачи:

познакомить детей с крестьянской рубленой бревенчатой избой; учить конструировать сруб избы из трубочек-бревнышек;

развивать образное мышление, внимание, воображение, мелкую моторику;

прививать интерес к русской культуре.

Материалы и оборудование:

Изображение русской деревни, избы; русская народная музыка, цветная бумага коричневого цвета, заготовки домиков из коричневого картона, квадраты из жёлтой бумаги, полоски разноцветной бумаги, вырезанные фигурными ножницами, клей, ножницы.

Ход работы

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне? Какие там дома? (Ответы детей)

Издавна на Руси дома строились из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.

Дерево на Руси - материал особый. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека.

Рассматривание иллюстраций с изображением деревни.

- Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестры прижались друг к другу. Как им хорошо вместе! Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу: "Дом построить - не шапку на голову надеть"? (Ответы детей)

Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день, люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу, была "лицом" избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у "лица" дома).

Дом смотрел на мир окнами - глазами. Через них в избу входил солнечный свет, новости деревенской жизни.

Называли их ласково - оконца и украшали наличниками. Почему они называются "наличники"? (Находятся на "лице" дома)

Были у окошек и ставенки, ставни - их закрывали на ночь.

Как вы думаете, почему крыша была со скатом (показываю), а не прямая? (Чтобы вода стекала и снег скатывался.)

Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшал конь (конек). Люди верили, что он охраняет домашний очаг.

Вот это резная доска, которая украшает дом, называется "полотенце". Какие узоры на ней? (Круги, точки, капли)

Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?

Как вы думаете, какие люди строили такие красивые дома? (Добрые, любящие работящие)

Физкультминутка «Что увидел я в деревне?»

Видел, как травы косят.

Раз, два, три, четыре -

Вот как дружно мы косили.

Видел, как кладут стога,

А стога - под облака.

Раз, два, три, четыре -

Наклонились, распрямились.

Вот по полю скачут кони -

Даже ветер не догонит.

Раз, два, три, раз, два, три -

Вот веселые прыжки,

Прыг-скок. Прыг-скок -

Приземлятся на носок.

Вот колодец, там вода

И вкусна, и холодна.

Низко кланяется ей

Деревянный журавель.

Хорошо в деревни жить,

За грибами в лес ходить!..

Но приехал паровоз

И меня домой увез.

А сейчас мы с вами построим каждый свою избу. Из чего строится изба? (Из брёвен). Брёвен у нас нет, но ест цветная бумага. Давайте сделаем из неё брёвнышки.

Дети складывают бумагу гармошкой шириной 3см, разрезают на полоски и скатывают трубочки, закрепляя края клеем.

Брёвна готовы, начинаем строительство.

Кладу бревна друг на друга. Один мазок клеем - бревнышко. Когда сруб готов, что надо строить? Крышу. Какую? (Чтобы был скат.)

Для этого найдем самую верхнюю точку крыши, нарисуем клеем скат - для чего?

Достраиваем крышу по краям бревнышками. Украсим ее чем? - полотенцем и коньком. Для этого используем фигурные полоски.

 На "лице" у избы чего не хватает? Оконцев с наличниками. Приклеиваем жёлтый         квадрат, украшаем фигурными полосками.

В ходе работы поощрять интересные украшения "полотенца", наличников. В конце занятия - рассказ детей о том, что на Руси семьи были большие. Вместе жили дедушка, бабушка, папа, мама и детишки (их было по 5-10 человек).

- Как вы думаете, почему люди сложили пословицы: "Семья крепка ладом", "Вся семья вместе, так и душа на месте". (Ответы детей.)

Когда работы подсохнут, повесить (ближе, дальше), выстроив деревню с избами. Итог работы.

Посмотрите, получилась у нас деревня?

Молодцы, настоящая русская деревня выросла прямо на наших глазах.

Кого не хватает в нашей деревне? (жителей)

Русь деревянная - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные русские песни поют.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Стоит изба из кирпича то холодна, то горяча"

Программное содержание.Знакомить детей с бытом русского народа, с гостеприимством; вызвать эмоциональный отклик на малые формы русского фольклора;формировать образную речь, вспомнить знакомые пот...

Конспект занятия "Русская изба"

Продолжать  знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), ...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Конспект занятия по теме "Русская изба"

Полезный материал для ознакомления с региональным компонентом для воспитателей старшей группы....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"

Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе

Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...

Конспект занятия в русской избе

Конспект занятия в русской избе в старшей группе...