Программа кружка "Умелые ручки" для вторых младших групп
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Программа кружка "Умелые ручки" предназначена для вторых младших групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_umelye_ruchki.docx71.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

решением педагогического совета

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №99 «Кубэлэк»

Протокол от  «___»  ________ 2021 г. №__

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №99 «Кубэлэк»

________________ Л.Г.Тазетдинова

Приказ от «___» ___________2021 г. №__

Программа кружка

«Умелые ручки»

для вторых младших групп

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №99 «Кубэлэк»

Составила воспитатель:

Зольникова Л.Г.

2021-2022 уч.год.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и, формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе взаимодействия его с разными материалами. Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является художественно-эстетическое развитие (рисование, аппликация, лепка).

Новизна

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Актуальность

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода - детства.

Направленность программы кружка «Умелые ручки»

Начавшийся процесс обновления дошкольного воспитания выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования. Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через занятия эстетического цикла.

Кружок «Умелые ручки» предполагает занятия по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Цель и задачи реализации программы.

Цель: 

Развитие творческих способностей, воображения; развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, рисование).

Задачи:

  • воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества); художественного вкуса; усидчивости, целенаправленности.
  • развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; мелкой моторики пальцев, кистей рук;  совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти; развития речи детей.
  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
  • практических умений и навыков;
  • обучение различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Принципы и подходы к реализации программы.

Программа сформирована на основе требований ФГОС, предъявляемых к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности  (инициативности, автономии и

ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах

деятельности;

• обогащения сенсорно-чувствительного опыта;

• взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности;

• принцип культурного обогащения;

• принцип организации тематического пространства;

 принцип естественной радости.

Этапы реализации программы.

Реализация Программы осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, являющемся родным для всех воспитанников детского сада.

При организации этапов реализации кружковой программы учитывается принцип интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное и речевое развитие, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, при решении проблемных ситуаций, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.

Характер взаимодействия взрослых и детей: личностно-развивающий и гуманистический.

Организационные и методические особенности программы.

Программа включает систематизированный комплекс учебно-методических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного)

К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждого возраста издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающие примерное планирование занятий по рисованию лепке и аппликации на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приемы создания выразительного образа.

Программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей разного возраста, придания, ей развивающего и творческого характера.

Все занятия программы взаимосвязаны и направлены на постепенное освоение детьми разных художественных материалов и способов взаимодействия с ними в игровой, увлекательной форме. Большая часть занятий выстроена в форме увлекательного сотворчества детей с педагогом и друг другом.

Возрастные особенности детей.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

 Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Целевые ориентиры:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация). У ребенка развита крупная моторика.

                       

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образовательной деятельности

Программа кружка «Умелые ручки»  рассчитана на 9 месяцев.  предполагает проведение занятий два раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей  группе 15 мин. Всего 60 занятий.

Продолжительность

( мин.)        

Количество в неделю                  

Количество в год

            15 минут

                   2

              60

Описание вариативных форм, способов, методов и средств

       реализации программы. Основные формы организации с детьми.

Кружковая работа проводится с группой и подгруппой детей, так же в индивидуальной форме. 

Формы работы:  непосредственно – образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций, наблюдение, беседы, игры, выставки, фотоколлажи, экскурсии, дидактические игры.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Перспективно-тематическое планирование

Сентябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1.Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению воспитанников во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

2. «Осень наступила…» (рисование)

Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек.

Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования

3. «Холодный дождь» (рисование пластилином)

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги.

Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин, салфетки.

4. «Осеннее дерево» (аппликация).

Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева.

Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага.

5. «Ягодка за ягодкой» (рисование)

Учить детей создавать ритмические композиции «Ягодки на кустиках». Показать возможность сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками или пальчиками (по выбору). Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений (представлений) в рисунке.

Кисти, гуашь красного цвета, баночки с водой, бумага для рисования формата А4

6. «Колобки» (лепка)

Учить детей скатывать пластилин круговыми движениями рук. Формировать умение пользоваться стекой. Продолжать развивать интерес к лепке. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помогать.

Пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

7. «Колобок на окошке» (аппликация + рисование)

Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике аппликации: наклеивать готовую форму и дорисовывать детали фломастерами. Показать варианты оформления окошка – рисовать занавески, наклеивать на ставенки декоративные элементы. Развивать чувство цвета, формы, композиции.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования, заготовка колобка из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, салфетки, лист картона

8. «Колобок покатился по дорожке» (рисование красками и фломастерами)

Продолжать учить детей рисовать по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к созданию образа колобка, который катится по дорожке и поет песенку. Упражнять в сочетании разных техник: рисование колобка гуашевыми красками (цветовое пятно в форме круга или овала), изображение длинной волнистой или петляющей дорожки фломастерами. Развивать наглядно – образное мышление, воображение. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о сказочных героях в изобразительной деятельности.

Кисти, гуашь красного цвета, баночки с водой, фломастеры, альбомная бумага формата А4

Октябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1.«Фрукты на тарелочке» (рисование)

Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали.

Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой.

Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук.

Воспитывать положительные эмоции от работы.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования, салфетки

2. «Фрукты на тарелочке» (аппликация).

Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания.

Клей, кисточки для клея, цветная бумага, салфетки.

3. «Фрукты на тарелочке» (лепка).

Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук.

Лист картона, пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

4. «Веселые мухоморы» (аппликация + рисование ватными палочками).

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки гриба.

Лист формата А4, заготовка шляпки и ножки гриба из цветной бумаги, клей, кисточка для клея, белая гуашь, ватные палочки, салфетки.

5. «Ягодки на тарелочки» (лепка)

Учить детей лепить шар разными способами: круговыми движениями ладоней для получения тарелки и пальцев - для ягодок. Показать возможность преобразования (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и поднимания (загибания) бортиков, чтобы «ягодки не выкатились». Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета (тарелки) и 5-10 мелких (ягодок). Развивать глазомер, мелкую моторику, чувство формы.

Пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

6. «Шарики воздушные, ветерку послушные….» (аппликация + рисование)

Вызвать  интерес  к созданию аппликативных картинок из 5-7 воздушных шариков, одинаковых по форме и размеру, но разных по цвету. Учить  раскладывать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга или с частичным  наложением, заполняя все пространство листа, и аккуратно наклеивать на цветной фон. Развивать чувство формы и ритма.

Лист картона, заготовки шариков из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, салфетки, фломастеры

7. «Мой веселый, звонкий мяч….» (лепка рельефная)

Вызвать у детей интерес к лепке как виду изодеятельности, позволяющему создавать объемные изображения (как настоящие, с которыми можно играть). Формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней. Координировать и синхронизировать движения обеих рук. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

Лист картона, пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

8. «Укрась юбочку барыне» (рисование ватными палочками)

Познакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями ее росписи. Учить рисовать узор, состоящий из кругов, колечек и точек. Знакомить детей с колоритом дымковского узора. Закреплять умение рисовать ватными палочками. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма творческую активность. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Лист формата А4 с дымковской барышней, гуашь, ватные палочки, салфетки.

Ноябрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Тили-тили, тесто …»

(лепка-экспериментирование, рисование на тесте).

Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек.

Пласт соленого теста, салфетки.

2. «Цветик-семицветик»

(аппликация коллективная).

Вовлечение в сотворчество с воспитателем. Освоение элементов бумажной пластики. Создание коллективной композиции из комочков мятой бумаги.

Клей, кисточки для клея, цветная гофрированная бумага, салфетки.

3. «Падают, падают листья – в нашем саду листопад»

(рисование).

Учить  рисовать осенние листочки приемом  ритмичного «примакивания». Продолжать знакомить  с теплыми цветами спектра. Создать условия для художественного экспериментирования: показать возможность получения оранжевого цвета путем смешивания желтого с красным; обратить внимание на зависимость величины нарисованных листочков от размера кисти. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы, желание передавать в рисунке свои впечатления.

Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования.

4. «Дождик дождик веселей!»

(рисование ватными палочками, коллективная композиция).

Рисование дождя ватными палочками на основе тучи, изображенной воспитателем, развитие чувства цвета и ритма.

Гуашь синего цвета, ватные палочки, баночки с водой, бумага для рисования, салфетки

5. «Листопад, листопад – листья по ветру летят» (Аппликация + обрывная аппликация)

Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Учить  раскладывать готовые формы (листочки) разного цвета и размера на голубом фоне, передвигать в поисках удачного размещения и аккуратно приклеивать. Продолжать знакомить с техникой обрывной аппликации (разрывать полоски бумаги на кусочки). Познакомить с теплыми цветами спектра. Развивать чувство формы, цвета, композиции. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы.

Лист ватмана голубого цвета, заготовки листочков из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, салфетки

6. «Огурчики и помидорчики» (Лепка)

Учить скатывать пластилин в шар, раскатывать цилиндр. Формировать умение сглаживать поверхность предмета пальцами. Закрепить знание детьми овощей и их цвета.  Развивать интерес к лепке. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

7. «Компот из вишенок и слив» (Аппликация)

Учить детей располагать готовые формы на силуэте в определенном порядке. Продолжать формировать у детей представление о заготовке продуктов на зиму. Закреплять представление об овальной форме. Развивать интерес к аппликации и умение дополнять работу новыми деталями (крышка). Воспитывать желание помогать друзьям в трудную минуту, аккуратность.

Силуэт банки из белого картона, заготовки вишенок и слив из цветной бумаги, заготовка – крышка для банки, клей, кисточки для клея, салфетки

8. «Картофель на зиму» (Рисование)

Познакомить детей с рисованием овальной формы. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы. Развивать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и фруктов на зиму. Воспитывать аккуратное отношение к оборудованию и выполненной работе.

Кисти, гуашь коричневого цвета, баночки с водой, бумага для рисования.

Декабрь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Снежок порхает, кружится»

(рисование кисточкой).

Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма.

Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования, баночки с водой, салфетки.

2. «Снеговик»

(аппликация из ватных дисков).

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон, клеёнки, салфетки.

3. «Бревенчатый колодец» (Лепка)

Учить детей конструировать из вылепленных «бревен» колодец. Закреплять умение раскатывать  из комков пластилина, между ладонями  «колбаски-бревнышки». Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность.

Пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

4. «Платок для матрешки» (Аппликация)

Учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги квадратной формы. Формировать умение составлять узор на треугольном платке, чередуя круги и треугольники.  Развивать интерес к аппликации. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Лист картона треугольной формы, заготовки кругов и треугольников из цветной бумаги, кисти для клея, клей, клеёнки, салфетки.

5. «Праздничная ёлочка»

(аппликация, бумажная пластика».

Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания.

Нарисованная елочка на ватмане, заготовки новогодних игрушек и звёздочки из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, салфетки, клеёнка.

6. «Вот какая ёлочка!»

(лепка рельефная из пластилина).

Создание образа ёлочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина.

Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета, доска для пластилина, стеки, салфетки.

7. «Елочный шарик» (Лепка – продолжение занятия)

Учить детей украшать объемное изделие маленькими пластилиновыми шариками. Развивать речь и мышление. Вызвать интерес к изготовлению елочных украшений. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Лист картона с ёлочкой из пластилина, пластилин разных цветов, доска для пластилина, салфетки, стеки.

8. «Серпантин танцует» (Рисование)

Продолжать учить детей свободно проводить линии различной конфигурации (волнистые, спиралевидные, с петлями в разном их сочетании), разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого). Раскрепостить рисующую руку. Показать возможность рисования обеими руками параллельно (кисточкой или пальцами). Совершенствовать технику рисования красками (часто смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях). Воспитывать чувство цвета и формы.

Кисть для рисования, гуашь разных цветов, бумага для рисования, баночки с водой, салфетки.

Январь

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Северное сияние» (рисование солью).

Познакомить с новой техникой рисования, развитие чувства цвета и ритма.

Цветная соль, баночки для создания композиции.

2. «Ёлочка» (рисование зубной щеткой).

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования зубными щетками; развить познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности. Способствовать развитию мелкой моторики рук; закрепить навыки рисования; развить творческие способности детей. Воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Бумага для рисования, гуашь зеленого цвета, зубная щетка, баночки с водой, салфетки.

3. «Бусы на елку» (Лепка. Коллективная работа)

Учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики и прикреплять их на картон. Формировать умение детей анализировать содержание стихотворения. Развивать внимание, речь и мышление. Воспитывать умение работать в коллективе.

Лист картона, пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

4. «Праздничная елочка» (Аппликация + рисование ватными палочками)

Продолжать учить детей составлять аппликативное изображение леса  из готовых форм, с частичным наложение элементов друг на друга. Учить клеить половинки силуэтов.  Создать условия для экспериментирования с художественными инструментами (ватные палочки). Развивать чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Лист картона, заготовки елочки из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, гуашь разных цветов, баночки с водой, салфетки.

Февраль

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Бублики-баранки» (лепка из солёного теста).

Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики.

Соленое тесто, мак, манка, зубочистки, доска для лепки, салфетки.

2. «Свитер для папы» (аппликация из крупы).

Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы.

Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея.

3. «Лоскутное одеяло» (аппликация из фантиков).

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».

Картон белого цвета, фантики из-под конфет, клей, кисти для клея.

4. «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» (рисование).

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

Кисти для рисования, гуашь желтого цвета, баночки с водой, салфетки, цветные карандаши, фломастеры, восковые карандаши, бумага для рисования.

5. «Снеговик» (Лепка)

Учить детей лепить предметы, состоящие из трех шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Лист картона, пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

6. «Среди снеговиков есть девочки и мальчики» (Аппликация + рисование)

Учить детей составлять из трех разных по величине кругов изображение снеговика. Развивать умение прорисовывать дополнительные детали (глаза, нос, рот) и атрибуты женской и мужской одежды. Формировать у детей интерес к аппликации. Воспитывать бережное отношение друг к другу.

Лист цветного картона, заготовки снеговиков из трех разных по величине кругов, клей, кисточка для клея, клеёнки, салфетки, фломастеры

7. «Мы слепили на прогулке снеговиков» (Рисование)

Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей. Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Формировать умение смешивать краски. Закреплять навык закрашивания круглой формы слитными линиями сверху вниз или слева направо всем ворсом кисти. Вызвать у детей желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков: мальчика и девочки. Воспитывать дружеские отношения между мальчиками и девочками посредством изобразительного искусства.

Кисти для рисования, гуашь белого цвета, баночки с водой, салфетки, тонированная бумага для рисования.

8. «Узор на тарелочке» (Аппликация)

Учить детей располагать узор по краю круга, правильно чередуя фигуры по величине; составлять узор в определенной последовательности: вверху, внизу, справа, слева — большие круги, а между ними — маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма. Воспитывать самостоятельность.

Круглый лист картона, заготовки геометрических фигур из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, клеёнки, салфетки

Март

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Мимоза» (Лепка рельефная)

Учить детей составлять композицию  из приготовленных деталей. Закреплять умение катать маленькие шарики и тонкие палочки – «колбаски». Упражнять в умении выкладывать их на «тарелочку» и прижимать указательным пальцем слегка, и расплющивать большим пальцем покрепче к силуэту. Развивать интерес к  лепке  барельефа. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Лист картона, пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

2. «Ваза с цветами»

(аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция).

Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой.

3. «Букет цветов для мамочки» (Аппликация)

Знакомить с бумажным фольклором как видом народного декоративно – прикладного искусства. Учить составлять композицию из готовых элементов (цветов) на сложной форме (букет – ваза). Вызвать интерес к созданию красивых композиций из цветов по мотивам народной аппликации (букет, вазон, гирлянда). Воспитывать любовь к маме.

Заготовки цветов и вазы из цветной бумаги, лист картона, клей, кисточки для клея, салфетки, клеёнки

4. «Цветы для мамочки» (Рисование)

Учить рисовать цветы на основе представления о внешнем виде растений (венчик, стебель, листья). Упражнять в технике рисования гуашевыми красками: сочетать разные формы и линии, самостоятельно выбирать цвет и размер кисточек. Вызвать желание нарисовать картинку в подарок маме на 8-е марта. Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать заботливое отношение к родителям, желание порадовать.

Кисти для рисования, гуашь, баночки с водой, салфетки, тонированная бумага для рисования.

5. «Флажки»

(аппликация, выкладывание готовых форм).

Составление линейной композиции из флажков, чередующихся по цвету или форме. Оформление флажков декоративными элементами (наклейками), развитие чувства формы и цвета.

Картон белого цвета, флажки разной формы и цвета, вырезанные воспитателем, клей, кисти для клея.

6. «Вот какие ножки у сороконожки!»

(лепка).

Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем.

Пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

7. «Постираем полотенца» (рисование).

Освоение техники рисования прямых горизонтальных линий, развитие чувства цвета и ритма, создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на веревочке).

Бумага для рисования, цветные карандаши.

8. «Сосульки-плаксы» (аппликация обрывная + рисование)

Учить детей рисовать предметы в форме треугольника, заостряя хотя бы один уголок. Вызвать интерес к сочетанию изобразительных техник: обрывная аппликация и рисование красками. Показать зависимость величины нарисованной сосульки от размера кисточки. Развивать чувство цвета, формы и ритма. Воспитывать интерес к природе.

Кисти для рисования, гуашь, баночки с водой, салфетки, лист картона, цветная бумага, клей, кисточки для клея, клеёнки, салфетки.

Апрель

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации).

Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие.

Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей, клеёнки, салфетки.

2. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация).

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук.

Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.

3. «Пора в космос» (объемная аппликация).

Совершенствование навыка ручного труда средством скручивания бумаги в трубу, развивать мелкую моторику пальцев рук.

Картон синего цвета, цветная крепированная бумага, клей, кисти для клея, клеёнки, салфетки.

4. «Ракета летит» (Рисование)

Начать знакомить детей с такими понятиями как «космос», «планеты», «звезды», «ракеты». Рассказать о Ю. Гагарине и других космонавтах и их полетах в космос. Учить рисовать красками по мелованному фону треугольную ракету с иллюминаторами. Закреплять умение самостоятельно выбирать цвета и рисовать ими различные формы, мазки; рисовать цветом по высохшей краске. Развивать фантазию и воображение детей.

Лист мелованного картона, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

5. «Почки и листочки» (рисование и аппликация).

Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков.

Лист бумаги с изображением ветки дерева, заготовки листочков из цветной бумаги, клей, кисти для клея, клеёнки, салфетки.

6. «Цыпленок» (лепка)

Учить детей катать шарики разного размера и прикреплять их друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином и класть его только на подставку (дощечку). Вызвать радость от восприятия результата общей работы.

Пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

7. «Одуванчики на лужайке» (Аппликация обрывная)

Вызвать интерес к созданию выразительного образа пушистого одуванчика в технике обрывной аппликации. Уточнить представление детей о внешнем виде одуванчика и показать возможность изображения желтых и белых цветов. Развивать чувство цвета и формы, мелкую моторику. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус.

Картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, клеёнки, салфетки.

8. «Цыплята и одуванчики» (Рисование)

Учить  создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования – создавать образы цыплят и одуванчиков приемом «примакивания» (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности.

Альбомный лист, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

Май

Тема занятия

Образовательные задачи

Материал

1. «Праздничный салют» (рисование тычком).

Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность.

Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета, баночки с водой, салфетки.

2. «Дерево» (пластилинография).

Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону.

Картон белого цвета, пластилин, доски для пластилина, салфетки, стеки.

3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка-экспериментирование)

Моделирование образа ёжика: дополнение «туловища» –формы, вылепленной воспитателем, иголками-спичками, зубочистками, развитие чувства формы, мелкой моторики.

Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки, доски для лепки, стеки, салфетки.

4. «Цветущее дерево» (Рисование)

Передавать в рисунке строение предмета — относительную величину и расположение частей. Упражнять в рисовании линий в разных направлениях, в умении правильно держать кисть. Развивать интерес к рисованию. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Альбомный лист, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

5. «Радуга» (Лепка рельефная)

Учить детей раскатывать из комочков пластилина прямыми движениями ладоней длинные палочки. Формировать умение работать в паре: распределять действия поровну, уступать друг другу и оказывать посильную необходимую помощь. Закреплять знание основных цветов и оттенков (голубой, фиолетовый, оранжевый). Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Лист картона, пластилин, доска для пластилина, салфетки, стеки.

6. «Радуга-дуга» (аппликация).

Продолжать учить детей работать в коллективе: уступать друг другу, оказывать посильную необходимую помощь. Формировать интерес к искусству аппликации. Продолжать упражнять детей в  выкладывании готовых  элементов и составлении из них сюжетной композиции. Закреплять знание основных цветов и оттенков: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой и фиолетовый. Воспитывать навыки аккуратной работы.

Картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, клеёнки, салфетки.

7. «Радуга – дуга» (рисование)

Учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Закреплять умение смешивать краски на палитре. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

Альбомный лист, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки

8. «Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция).

Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана.

Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для клея, клеёнки, салфетки.

Комплексно-тематический план

№ п/п

Вид деятельности

Тема

Сентябрь

Вводное занятие

Рисование в технике «пальчиковая живопись».

«Осень наступила…»

Пластилинография

«Холодный дождь»

Аппликация обрывная

«Осеннее дерево»

Рисование ватными палочками

«Ягодка за ягодкой»

 Лепка

«Колобки»

 Аппликация + рисование

«Колобок на окошке»

 Рисование красками и фломастерами

«Колобок покатился по дорожке»

Октябрь

 Рисование

«Фрукты на тарелочке»

 Аппликация

«Фрукты на тарелочке»

 Лепка

«Фрукты на тарелочке»

Аппликация + рисование ватными палочками

«Веселые мухоморы»

Лепка

«Ягодки на тарелочки»

 Аппликация + рисование

«Шарики воздушные, ветерку послушные….»

 Лепка рельефная

«Мой веселый, звонкий мяч….»

Рисование ватными палочками

«Укрась юбочку барыне»

Ноябрь

 Лепка-экспериментирование, рисование на тесте

«Тили-тили, тесто …»

Аппликация коллективная

«Цветик-семицветик»

Рисование

«Падают, падают листья – в нашем саду листопад»

Рисование ватными палочками, коллективная композиция

«Дождик дождик веселей!»

 Аппликация + обрывная аппликация

«Листопад, листопад – листья по ветру летят»

Лепка

«Огурчики и помидорчики»

Аппликация

«Компот из вишенок и слив»

Рисование

«Картофель на зиму»

Декабрь

Рисование кисточкой

«Снежок порхает, кружится»

Аппликация из ватных дисков

«Снеговик»

Лепка из жгутиков

«Бревенчатый колодец»

Аппликация

«Платок для матрешки»

Аппликация из бумажных комочков (бумагопластика)

«Праздничная ёлочка»

Лепка рельефная

«Вот какая ёлочка!»

Лепка (продолжение занятия)

«Елочный шарик»

Рисование

«Серпантин танцует»

Январь

рисование солью

«Северное сияние»

рисование зубной щеткой

«Ёлочка»

Лепка. Коллективная работа

«Бусы на елку»

Аппликация + рисование ватными палочками

«Праздничная елочка»

Февраль

лепка из солёного теста

«Бублики-баранки»

аппликация из крупы

«Свитер для папы»

аппликация из фантиков

«Лоскутное одеяло»

рисование

«Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»

 Лепка

«Снеговик»

Аппликация + рисование

«Среди снеговиков есть девочки и мальчики»

 Рисование

«Мы слепили на прогулке снеговиков»

 Аппликация

«Узор на тарелочке»

Март

Лепка рельефная

«Мимоза»

Аппликация из макарон с элементами рисования, коллективная композиция

«Ваза с цветами»

 Аппликация

«Букет цветов для мамочки»

 Рисование

«Цветы для мамочки»

 Аппликация, выкладывание готовых форм.

«Флажки»

 Лепка

«Вот какие ножки у сороконожки!»

 Рисование

«Постираем полотенца»

 Аппликация обрывная + рисование

«Сосульки-плаксы»

Апрель

 Пластилинография с элементами аппликации

«Аквариум»

 Обрывная аппликация

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»

 Объемная аппликация

«Пора в космос»

 Рисование

«Ракета летит»

 Рисование и аппликация

«Почки и листочки»

 Лепка

«Цыпленок»

 Аппликация обрывная

«Одуванчики на лужайке»

 Рисование

«Цыплята и одуванчики»

Май

 Рисование тычком

«Праздничный салют»

 Пластилинография

«Дерево»

 Лепка-экспериментирование

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!»

 Рисование

«Цветущее дерево»

 Лепка рельефная

«Радуга»

 Аппликация

«Радуга-дуга»

 Рисование

«Радуга – дуга»

 Аппликация, коллективная композиция

«Дети – цветы жизни!»

Список используемой литературы:

1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).

2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.

3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «Мозаика-Синтез», 2004г.

4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».

5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.

6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.

7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.

8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.

Перспективно-тематическое планирование

кружка «Умелые ручки»

для вторых младших групп

Руководитель: Зольникова Л.Г.

Вид деятельности

Образовательные задачи

Содержание занятия

Темы занятий

Количество занятий

Рисование

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Закреплять умение работать карандашами, гуашью. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете.

1.Беседа по теме занятия.

2.Показ приёмов рисования.

3. Физкультминутка

4. Практическая работа.

5. Рефлексия

 «Осень наступила…»

«Ягодка за ягодкой»

«Колобок покатился по дорожке»

«Фрукты на тарелочке»

«Веселые мухоморы»

«Шарики воздушные, ветерку послушные….»

«Укрась юбочку барыне»

«Падают, падают листья – в нашем саду листопад»

«Дождик дождик веселей!»

«Картофель на зиму»

«Снежок порхает, кружится»

«Серпантин танцует»

«Северное сияние»

«Ёлочка»

«Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»

«Среди снеговиков есть девочки и мальчики»

«Мы слепили на прогулке снеговиков»

«Цветы для мамочки»

«Постираем полотенца»

«Ракета летит»

«Почки и листочки»

«Цыплята и одуванчики»

«Праздничный салют»

«Цветущее дерево»

«Радуга – дуга»

25

Лепка

Учить детей лепить предметы, состоящие из нескольких деталей.. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Развивать речь и мышление. Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

1.Беседа по теме занятия.

2.Показ приёмов лепки.

3. Физкультминутка

4. Практическая работа.

5. Рефлексия

 «Холодный дождь»  

«Колобки»

«Фрукты на тарелочке»

«Ягоды на тарелочке»

«Мой веселый, звонкий мяч….»

«Тили-тили, тесто …»

«Огурчики и помидорчики»

«Бревенчатый колодец»

«Вот какая ёлочка!»

«Елочный шарик»

«Бусы на елку»

«Бублики-баранки»

«Снеговик»

«Мимоза»

«Вот какие ножки у сороконожки!»

«Аквариум»

«Цыпленок»

«Дерево»

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек!»

«Радуга»

20

Аппликация

Формировать интерес к искусству аппликации. Продолжать упражнять детей в  выкладывании готовых  элементов и составлении из них сюжетной композиции. Закреплять знание основных цветов и оттенков: красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой и фиолетовый. Воспитывать навыки аккуратной работы.

1.Беседа по теме занятия.

2.Показ приёмов аппликации.

3. Физкультминутка

4. Практическая работа.

5. Рефлексия

«Осеннее дерево»  

«Колобок на окошке»

«Фрукты на тарелочке»

«Веселые мухоморы»

«Шарики воздушные, ветерку послушные….»

«Цветик-семицветик»

«Листопад, листопад – листья по ветру летят»

«Компот из вишенок и слив»

«Снеговик»

«Платок для матрешки»

«Праздничная ёлочка»

«Свитер для папы»

«Лоскутное одеяло»

«Среди снеговиков есть девочки и мальчики»

«Узор на тарелочке»

«Ваза с цветами»

«Букет цветов для мамочки»

«Флажки»

«Сосульки-плаксы»

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»

«Пора в космос»

«Почки и листочки»

«Одуванчики на лужайке»

«Радуга – дуга»

«Дети – цветы жизни!»

25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы в соответствии с ФГТ

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы...

Программа кружка "Эрудит" (вторая младшая группа)

Пояснительная записка Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить дет...

Рабочая программа воспитателя для второй младшей группы

разработка рабочей программы на учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательных компонентов второй младшей группы от 3 до 4 лет общеразвивающей направленности на 2018-2019 учебный год группа «Смешарики» Срок реализации 1 год

Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми младшей группы (дети 3-4 года) и составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Рабочая программа деятельности воспитателя второй младшей группы «АБВГДейка» 3- 4 года Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Настоящая рабочая программа для детей второй младшей группы общеразвивающей направленности разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО вторая младшая группа срок реализации программы (_1 год__)

Содержание рабочей программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образовани...