Проект "Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из геометрических фигур"
проект по аппликации, лепке
Последовательная реализация проекта "Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации из геометрических фигур", теория и практика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогический проект на тему:
«Развитие сенсорных способностей
детей дошкольного возраста посредством аппликации
из геометрических фигур»
Разработчик:
Якунина Галина Николаевна,
воспитатель
1 квалификационной категории
г. Сальск
2022 г.
Актуальность
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи детей в любом виде деятельности, занимают сенсорные способности. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в периоды детства.
Исследованием этой проблемы занимались такие выдающиеся отечественные педагоги и психологи, как З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Н.П. Сакулина, а так же зарубежные ученые - Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Они подчёркивали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах является одной из основных сторон дошкольного воспитания, что имеет очень важное значение для дальнейшего развития. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности, для этого необходимо выработать систему обучения, согласно которой ребёнок самостоятельно сможет решать практические задачи, которые выделяет ФГОС восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных. Научить глубоко воспринимать форму, что предполагает развитие умения зрительно дробить предмет на отдельные элементы, соответствующие различным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой. Следует отметить, что совершенствование и развитие сенсорных процессов непосредственно в ходе деятельности, как правило, затруднено. Детям сложно одновременно решать несколько задач восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами, что является доминирующим в сенсорном развитии.
Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции.
Основная задача воспитателя здесь состоит не в том, чтобы научить ребенка правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Цель проекта: развитие сенсорных способностей детей групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР, детей со сложным дефектом, посредством аппликации из геометрических фигур
Задачи проекта:
образовательные (формировать представления о разных видах сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), способах обследования предметов из геометрических фигур и объединение их в композиционное решение;
развивающие (развивать зрительное, слуховое, осязательное восприятие;
тонкую моторику, творческое воображение)
воспитательные (воспитывать самостоятельность в умении планировать исследовательскую и познавательную деятельность, доводить начатое дело до конца)
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дошкольники с ЗПР, сложным дефектом, родители воспитанников, воспитатель
Сроки реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2022 г.- май 2023 г.)
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие
Предполагаемый результат: овладение практическими навыками обследования предметов, состоящих из геометрических фигур; составление сюжетных композиций; появление устойчивых представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); развитие тонкой моторики; проявление самостоятельности, творческой активности
Продукт проекта: творческие выставки, альбом «Фигурная аппликация», презентация, дипломы, статьи-отчёты в СМИ, публикации на сайтах
Этапы проекта:
предварительный (мониторинг, анкетирование, изучение литературы, подготовка материала, развивающей среды)
основной (работа с детьми, родителями, социумом)
заключительный (подведение итогов, проведение мероприятий - ООД, развлечения, мастер-класс с воспитателями ДОУ, конкурсы, викторины)
Перспективный план работы с детьми
СЕНТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 1. ТЕМА: «КРАСИВЫЕ ФЛАЖКИ В ДЕТСКОМ САДУ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей действовать ножницами, сжимать и разжимать кольца, учить детей резать полоску по прямой по узкой стороне. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, умение чередовать изображения по цвету. Развивать чувство ритма, цвета. Умение радоваться своей работе и работе товарища. МАТЕРИАЛ: у детей: бумага в ½ альбомного листа (разрезана по горизонтали), по 4 полоски двух цветов на каждого ребенка, ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 2. ТЕМА: «НАРЕЖЬ ПОЛОСОЧКИ И НАКЛЕЙ ИЗ НИХ КАКИЕ ХОЧЕШЬ ПРЕДМЕТЫ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей резать широкую полоску бумаги, правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество детей, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного наклеивания изображения, прижимая тряпочку всей ладошкой. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: листы с наклеенными изображениями: лесенка, скамейка, елка, дерево. У детей: полоски цветной бумаги шириной 5 см разного цвета, белая бумага в ½ альбомного листа, ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. |
ОКТЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 3. ТЕМА: «УКРАШЕНИЕ КОВРИКА ДЛЯ КУКОЛ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: показ складывания узкой полоски пополам и еще пополам, учить разрезать узкую полоску по сгибам для получения квадратов и прямоугольников. Закрепить знания детей геометрических форм: круг, квадрат, прямоугольник. Упражнять детей в подборе цветосочетаний. Учить симметрично располагать узор по углам, сторонам квадрата. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: полоски для складывания на квадрат, прямоугольник. Персонаж Петрушка. У детей: тонированной бумага 15х15см, готовые круглые формы d 3х3см, полоски бумаги одного цвета, но разного оттенка: 8х2 – для квадратов, 12х1,5см, клей, ножницы, кисти, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 4. ТЕМА: «ИГРУШЕЧНЫЙ МИШКА» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей собирать из геометрических деталей (кругов, овалов) знакомую игрушку, наклеивая их в указанной последовательности; передавать движения лап (физкультурное упражнение), учить дополнять свое изображение деталями: бант, пояс, воротник. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: фланелеграф и детали Мишки: туловище, голова, лапы, уши. У детей: картонные карточки 15х15см; наборы частей мишки: голова – d 5см, туловище – 6см, 4 лапы – 2х4см, уши – 2х2см, глаза – конфетти; клей, ножницы, тряпочки, кисти, клеенка. |
НОЯБРЬ
ЗАНЯТИЕ 5. ТЕМА: «ДОМА НА УЛИЦЕ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей создавать в аппликации образ большого дома: стена дома, крыша, окна, двери. Продолжать учить детей сначала согнуть в несколько раз узкую полоску, затем разрезать по сгибу (окна – квадраты) и 2 двери входные. Закреплять умения детей срезать по косой углы (крыша). Закреплять навык аккуратного наклеивания, прижимания изображения тряпочкой всей ладошкой. Учить детей рассказывать о своей работе, видеть образ. МАТЕРИАЛ: иллюстрация «Дома на улице». У детей: листы бумаги для наклеивания, прямоугольники для стен, полоски голубые, желтые для окон, коричневые для дверей, ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 6. ТЕМА: «ГРИБЫ В ЛЕСУ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей вырезанию закругленных форм – срезать уголки, их закругляя. Продолжать учить составлять симметричную композицию из нескольких предметов; продолжать учить детей наклеивать предметы в определенной последовательности. Закреплять в речи названия цветов: оранжевый, коричневый, серый. Различать светлые и темные оттенки красного. Закреплять умение радоваться общему сюжету. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: муляжи грибов, рисунки грибов, Фланелеграф и части трех грибов: шляпки и ножки для большого и двух маленьких грибов, полоска травы. У детей: ½ альбомного листа голубого цвета, прямоугольники 8х4см – 3шт., 6х3см – 2шт; готовые ножки для грибов, полоски травы, ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. Текст: «Сквозь землю прошел – красну шапочку нашел». |
ДЕКАБРЬ
ЗАНЯТИЕ 7. ТЕМА: «СДЕЛАЙ ЗВЕРЮШЕК ИЗ КРУЖКОВ И ПОЛУКРУЖКОВ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: развивать творческие воображение и творческие способности (умение самостоятельно составлять животное из кругов и полукругов разной величины и цвета). Продолжать упражнять детей в вырезывании кругов из квадрата, делать полукруги путем разрезания кругов пополам по сгибу. Учить составлять изображение в определенной последовательности, располагая посередине листа бумаги сначала крупные части, потом мелкие. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: коробка с наклеенными собачкой, белочкой, слоном, жирафом. У детей: листы плотной бумаги, квадраты 3-4 размеров для вырезывания кругов и полукругов, готовые небольшие кружки разного размера для хобота, глаз, ушей, хвоста, клей, ножницы, кисти, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 8. ТЕМА: «НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧКА» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей из квадратов получать 2 треугольника путем разрезания по диагонали; учить составлять композицию из двух предметов, располагая их рядом снизу на листе бумаги. Продолжать учить наклеивать треугольники по убывающей величине. Создавать у детей радостное настроение от предстоящего праздника. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: фланелеграф, квадраты по убывающей. У детей: 3 прямоугольника: 10х5см, 8х4см, 6х3см; полоски белой бумаги – 0,5х10 (снег - обрывание), листы серой или голубой бумаги клей, ножницы, тряпочки, кисти, клеенка. |
ЯНВАРЬ
ЗАНЯТИЕ 9. ТЕМА: «ПИРАМИДКА ИЗ ШАРОВ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов и прямоугольников, путем плавного закругления углов. Закреплять приемы владения ножницами. Учить красиво подбирать цвета. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: две пирамидки – из шаров и овалов; персонаж Петрушка. У детей: прямоугольные листы мягко тонированной бумаги, квадраты разного цвета, узкий прямоугольник для макушки, ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 10. ТЕМА: «ДОМИК СНЕГУРОЧКИ ВОЗЛЕ ЕЛКИ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей изображать несложный сюжет из предметов, разных по форме и величине; учить изображать сказочный домик, украшенный из парных симметричных элементов. Закреплять умения детей резать квадрат по диагонали – крыша. Учить детей замечать холодные цвета: голубой, синий. Развивать познавательную активность, формировать навыки самостоятельности. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: образец домика Снегурочки (Швайко Г.С., стр.89), вырезанная из открытки Снегурочка. У детей: прямоугольник 8х10см – стена, квадрат 3х3см – крыша, 3х3см – окно, 6х2см – 2 ставни, 2.5х2.5см – верх у окна, полоска 6х1см – для узора; 8х8см, 6х6см, 4х4см, 2х2см – елочка, полоски для снега; ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. |
ФЕВРАЛЬ
ЗАНЯТИЕ 11. ТЕМА: «ТЕЛЕЖКА С ИГРУШКАМИ (ШАРИКАМИ, КИРПИЧИКАМИ, КУБИКАМИ)» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать учить детей пользоваться ножницами: правильно держать, резать бумагу по прямой, закругляя углы квадрата, чтобы получить круг. Учить детей составлять изображение из частей, правильно располагая их и аккуратно наклеивая. Развивать инициативу, творческую фантазию детей. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: образец тележки с игрушками. У детей: ½ альбомного листа тонированной бумаги, прямоугольники для тележки, квадраты для колес, полоски для ручки и кубиков, прямоугольников, шариков; клей, ножницы, кисти, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 12. ТЕМА: «ЗВЕНО ЛЕТЯЩИХ САМОЛЕТОВ» или «РАКЕТА ЛЕТИТ В КОСМОС» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать учить детей срезать углы у прямых полосок (крылья). Учить правильно составлять изображение из нескольких частей, находить место той или иной части, продолжать учить аккуратно пользоваться клеем, прижимать изображение тряпочкой. Закреплять умения детей дополнять изображение деталями: звездочками, облаками МАТЕРИАЛ: У детей: ½ альбомного листа голубой бумаги, серые, золотистые полоски для самолета, звездочки, облака для дополнения, клей, ножницы, тряпочки, кисти, клеенка. Текст: «Самолет летит, самолет гудит: У-у-у, я лечу в Москву. Командир – пилот, самолет летит в Москву…». |
МАРТ
ЗАНЯТИЕ 13. ТЕМА: «ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ В ПОДАРОК МАМЕ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей вырезать круг приемом плавного закругления квадрата, учить разрезать круг по сгибу пополам, получая две половинки. Учить детей составлять изображение из частей: кругов, полукругов и узкой полосы – изображения нераспустившегося и распустившегося цветка. Использовать в работе 2 оттенка: розовый, красный, синий голубой и т.д. Закреплять навык аккуратного наклеивания, желание сделать маме, бабушке подарок. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: образцы бутона и распустившегося цветка, иллюстрация, на которой девочка дарит цветы маме. У детей: картон яркого цвета, квадраты 5х5см и 4х4см одного цвета, разных оттенков; 5х5см и 2,5х2,5см – для бутона, полоски зеленой бумаги 6х6см и 4х4см для стеблей, листьев, 13х0,5см – для стеблей, ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 14. ТЕМА: «ВЫРЕЖИ И НАКЛЕЙ, ЧТО БЫВАЕТ КРУГЛОЕ И ОВАЛЬНОЕ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями, воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение детей. Упражнять в закругленном срезании углов у квадрата, прямоугольника. Развивать чувство цвета. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: иллюстрации: красивые цветок, пирамидка, овощи, фрукты, загадки. У детей: наборы цветных квадратов и прямоугольников, ножницы, кисти, клей, клеенка, тряпочка. |
АПРЕЛЬ
ЗАНЯТИЕ 15. ТЕМА: «ПАРУСНЫЕ ЛОДОЧКИ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать учить детей закруглять углы у прямоугольника. Упражнять детей в разрезании прямоугольника по диагонали; учить равномерно располагать лодки на листе бумаги. Аккуратно наклеивать композицию. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: картинка – парусная лодочка. У детей: голубая бумага 18х30см, разноцветные полоски бумаги 22х3см, (разрезают по сгибу пополам, получая 2 лодочки), прямоугольник белый 8х4см – 2 паруса, красный 1,5х3см – 2 флажка, клей, ножницы, кисти, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 16. ТЕМА: «ЦЫПЛЯТА ГУЛЯЮТ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать учить вырезать круги из квадратов разной величины, используя поверхность исходной формы; учить передавать разные формы, позы цыплят: стоит, клюет, смотрит вверх. Продолжать учить создавать несложный сюжет из двух фигурок. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: книга К.Чуковского «Цыпленок», аудиозапись песни «Вышла курочка гулять», фланелеграф, части цыпленка: голова, тело, треугольная подставка; червяк, бабочка. У детей: бумага зеленого цвета, 2 желтых квадрата 6х6см и 4х4см; коричневый квадрат 3х3см, клей, ножницы, тряпочки, кисти, клеенка. |
МАЙ
ЗАНЯТИЕ 17. ТЕМА: «ВОЛШЕБНЫЙ САД» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: учить детей создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя содержание своего изображения (волшебный сад цветет). Учить детей резать по прямой, закругляя углы квадрата, прямоугольники. Развивать образное восприятие детей, развивать чувство ритма, цвета. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: книга «Яблонька» для рассматривания иллюстрации «Цветущая яблоня». У детей: по 5-6 кругов d3см, 5 прямоугольников 7х6см – для листьев, картон с наклеенным деревом яблони, клей, ножницы, кисти, клеенка, тряпочка. |
ЗАНЯТИЕ 18. ТЕМА: «ЗАБАВНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ИЗ КРУГОВ» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: продолжать развивать фантазию и творческие способности, умение самостоятельно придумывать фигуры человечков из кругов и полукругов; передавать несложные движения рук или ног у фигурок; учить составлять фигуры людей, начиная с головы. МАТЕРИАЛ: у воспитателя: 3-5 образцов с изображением разных человечков из кругов и полукругов. У детей: несколько квадратов 7,5х7,5см, 6х6см, 4х4см и готовые маленькие кружки разного цвета (обязательно розовые для лица), клей, ножницы, тряпочки, кисти, клеенка. |
Используемая литература
1. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008
2.Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
- Комарова Т. С., Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду».
- Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие – М.: ИД «Цветной мир», 2012.
- Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва, 2009 г.
- Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
- Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва, 2009
- Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
9. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002. Щеблыкин И. К. Аппликационные работы в начальных классах. М., 1990 год.
10. . Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Т. Г. – «Первые шаги в геометрии». – М.: Открытый мир 1995.
11. Интернет ресурсы: http://art.edu-studio.narod.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru. http://www.klyaksa.net
12. Сайт «Страна Мастеров» Сайт «Страна мастеров» раздел «Техника». http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...
Формирование основ логического мышления у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с геометрическими фигурами
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое....
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством аппликации»
Консультация для педагогов...
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкус...
Итоговый мониторинг развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством предметно - игровой деятельности
Итоговый мониторинг развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством предметно - игровой деятельности...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации
В статье рассмотрены особенности работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации. Рассмотрены некоторые нетрадиционные техники а...