Кружковая деятельность
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
МБДОУ «Анцирский детский сад»
Канского района, Красноярского края.
Рабочая программа по кружковой работе
«Аппликация как средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей дошкольного возраста»
Дополнительная общеразвивающая программа по аппликации «Наклей-ка»
на основе парциальной программы
«Цветные ладошки» Лыковой И.А. (где учитан принцип сезонности, принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта).
для детей 3–4 года жизни по изобразительной деятельности (аппликация)
Анцирь, 2022г.
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».
Сухомлинский В. А.
Актуальность.
В дошкольных учреждениях с целью обучения детей данного возраста традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности. В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Всё это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: создают выразительные образы, приклеивают вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая, при этом композиции. Составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому я решила организовать кружковую деятельность «НАКЛЕЙ-КА»с детьми 3-4 лет.
Цель программы - развитие художественно – творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством аппликации.
Основные задачи программы.
1. Учить основным приемам аппликации (обрывание, сминание, скатывание в комок).
2.Учить создавать простейшую композицию.
3. Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.
4. Развивать творческую фантазию, воображение и активность.
5. Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер.
6. Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
7. Развивать навыки аккуратной работы с бумагой и клеем.
Принципы реализации программы.
1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, картинки.
2. Принцип наглядности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивала знания постепенно.
3. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4. Принцип личностно – ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы, используемые на занятиях кружка.
- Беседа, рассказ, сказка.
- Рассматривание иллюстраций.
- Показ образца выполнения последовательности работы.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей. Ребята разовьют мелкую моторику рук, глазомер. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое до конца, активизируется речевая активность.
Участники.
Дети 3 – 4 лет, педагог, родители.
Срок обучения.
Программа кружка рассчитана на один год обучения.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю и проходят в режиме 15 минут.
Перспективный план работы кружка
Тема | Цели | Инструментарий |
СЕНТЯБРЬ 2 неделя «Палочки для воздушных шаров» (вырезание) | Знакомство с бумагой, её свойствами, с клеем. Знакомить детей с бумагой, как художественным материалом, создать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается). Учить приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы. | Наборы цветной бумаги, картона, клей, салфетки. |
СЕНТЯБРЬ. 3 неделя. «На лесной полянке выросли грибы» | Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы. Учить составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов. | Наборы цветной бумаги, картона, клей, салфетки. |
СЕНТЯБРЬ. 4 неделя. «Павлин из осенних листьев» | Способствовать развитию творческих способностей детей при изготовлении аппликации из бумаги, с элементами конструирования из бумаги. Учить передавать образ птицы, передавая ее необычность и яркость, украшать отдельные части и детали изображения, закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. | Картон, Клей ПВА, салфетки. |
ОКТЯБРЬ. 1 неделя. «Осенние березки» | Обратить внимание детей на то, что образ берёзки – символ красоты русской природы; Продолжать формировать знания о строении дерева на основе березы; развивать творческие способности, умения. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы. | Белая бумага, картон голубого цвета, салфетки желтого и зеленого цвета |
ОКТЯБРЬ. 2 неделя. «Репка» | Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с жёлтым и зелёным цветами. Развивать память. | Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, настольный театр. |
ОКТЯБРЬ. 3 неделя. «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» | Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. | Цветная бумага красного и зеленого цвета, картон, клей ПВА, влажные салфетки |
ОКТЯБРЬ. 4 неделя. «Лоскутное одеяло для Медведя» | Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из разноцветных кусочков цветной бумаги, вырезанных самостоятельно. Подвести к практическому освоению понятия - часть и целое. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета. |
НОЯБРЬ. 1 неделя. «Флажок» | Учит клеить флажок из 3 элементов разного цвета. Учить приёмам наклеивания. Закреплять знание цветов. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, флажки. |
НОЯБРЬ. 2 неделя. «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация из салфеток) | Продолжать учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами. | Наборы цветной бумаги, салфетки цветные, клей, салфетки, фигурки к сказке «Колобок». |
НОЯБРЬ. 3 неделя. «Морковка для Зайки» (аппликация из салфеток) | Расширять представления детей об овощах (о морковке). Учить детей аккуратно приклеивать шарики из салфеток на основу (морковь). на бумаге. Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Развивать мелкую моторику рук. Развитие речевой активности. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. | Изображение моркови на картоне, салфетки оранжевого цвета, ПВА, кисть, салфетки |
НОЯБРЬ. 4 неделя. «Машины едут по улице» (Коллективная работа) | Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения. | Ватман, ПВА, контуры машинок, салфетки |
ДЕКАБРЬ. 1 неделя. «Весёлый снеговик» | Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями. Развивать чувство цвета и формы. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки снеговиков |
ДЕКАБРЬ. 2 неделя. «Гирлянда из флажков» | Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. | Набор цветных флажков, клей, салфетки, листы бумаги. |
ДЕКАБРЬ. 3 неделя. «Праздничная ёлочка».(коллективная работа) | Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки -хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. | Набор цветных салфеток, бумаги, клей, салфетки, ватман. |
ДЕКАБРЬ. 4 неделя. Елочная игрушка «Дедушка Мороз» | Продолжать вызывать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Закрепить навык работы с кисточкой, не брать много клея. Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки. Развивать творческие способности. | Набор цветных салфеток, бумаги, клей, салфетки, ватман, нить. |
ЯНВАРЬ. 2 неделя. «Рукавица с рябиной» (пластилин) | Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать из них шарики круговыми движениями ладоней, закреплять знания о зиме, о необходимости надевать теплую одежду. | Контур рукавицы, пластилин, клей ПВА |
ЯНВАРЬ. 3 неделя. «Забавные лягушата» | Обучение умению изготавливать аппликацию из готовых геометрических форм. Закрепление сведений о лягушке; обучение умению наклеивать готовые геометрические фигуры на картон в определенной последовательности. Воспитание аккуратности, самостоятельности; | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон синего цвета. |
ЯНВАРЬ. 4 неделя. «Белочка» | Продолжать закреплять умение работать с бумагой, развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем, воспитывать терпеливость при выполнении задания. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета, оранжевый восковой мелок |
ЯНВАРЬ. 4 неделя. «Красивые рыбки в аквариуме» (Коллективная композиция) | Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, ватман. |
ФЕВРАЛЬ. 1 неделя. «Радуга» | Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: вырезание ровных полосок, аккуратное приклеивание , учитывая последовательность цветов радуги | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета |
ФЕВРАЛЬ. 2 неделя. «Черный и белый лебедь» | Обучение приёму изготовления «капельки» из полоски бумаги, совершенствование умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем. Обогащение и закрепление знаний детей о лебедях. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с полоской бумаги. Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. Расширение кругозора детей и их словарного запаса. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон голубого цвета |
ФЕВРАЛЬ. 3 неделя. «Кораблик» | Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: приклеивание разных частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.). Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета |
ФЕВРАЛЬ. 4 неделя. «Пингвин» | Воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем, закрепить и расширить знания детей о пингвинах, обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы, развивать память, внимание, мышление, воображение, воспитывать интерес и бережное отношение к природе и к животным, воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета, ватные диски. |
МАРТ. 1 неделя. «Подснежник» | Создать образ первого цветка - подснежника, методом аппликация с использованием ватных дисков, учить детей делать подснежник из ватных дисков и цветной бумаги, развивать воображение, глазомер, память. Воспитательные: воспитывать любовь к природе. | ПВА, Цветная бумага, картон белого цвета, ватные диски, влажные салфетки |
МАРТ. 2 неделя. «Цветок для мамы» | Закрепление умения создавать не сложную объемную композицию, развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного, воображение, фантазию, творчество, развивать мелкую моторику рук, способность действовать согласно алгоритму. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации . |
МАРТ. 3 неделя. «Божьи коровки» | Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет. Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой. Воспитывать аккуратность. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации с насекомыми. |
МАРТ. 4 неделя. «Скворечник» | Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму частей предмета (квадратная, круглая, треугольная). Формировать умения предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали, разной формы, составляя изображение и наклеивать их. Развитие ручной умелости, мелкой моторики. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации скворечника |
АПРЕЛЬ. 1 неделя. «Цветущее дерево» | Изготовление объемной аппликации«Цветущее дерево». Учить дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной; совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и материалами при работе с бумагой. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации. Картон с контуром дерева |
АПРЕЛЬ. 2 неделя. «Самолет» | Продолжать учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать; закреплять знание формы (прямоугольник) , вызывать радость от созданной всеми вместе картины | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации. |
АПРЕЛЬ. 3 неделя. «Одуванчик» | Делать аппликацию одуванчика из цветной бумаги и салфетки. Развивать познавательные и творческие способности детей, учить наклеивать детали аппликации в соответствии с замыслом, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации. |
АПРЕЛЬ. 4 неделя. «Цветик-семицветик» | Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт цветка. | Картон, ПВА, салфетки. |
МАЙ. 1 неделя. «Салют» | Развитие творческих способностей у детей. Способствовать созданию коллективной композиции, передавая в аппликации впечатления от праздника (салют). Развивать эмоционально - чувственную сферу детей, обогащать сенсорный опыт. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации. |
МАЙ. 2 неделя. «Весенний ковер» | Закрепить умение создавать свою композицию; упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания; развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон . |
МАЙ. 3 неделя. «Черно-белый котенок» | Формировать умение собирать из разных геометрических фигур кошку, смазывать детали клеем и приклеивать их на лист бумаги, развивать координацию рук при резании бумаги, воображение и творческие способности при склеивании, воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие, умение довести начатое дело до конца | Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон, ватные диски. |
МАЙ. 4 неделя. «Бабочка на моей ладошке» | Создание образа бабочки из трафаретов ладошек. Закрепить умение аккуратно наклеивать на фон, технические навыки работы с клеем; развивать внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику рук, чувство цвета; воспитывать бережное отношение к природе. | ПВА, трафарет ладошек, и бабочек, салфетки, картон |
Список литературы
1. Бим-Бад,Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528с.
2.. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 224с.
3. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в младшей группе дошкольной образовательной организации / Н.В.Верещагина. - М.: Детство, 2014. - 16с.
4. Вовикова, А.Н.Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет / А.Н.Вовикова. - М.: Стрекоза, 2010. - 20с.
5. Вохринцева, С.К.Аппликация в детском саду и дома. Младшая группа / С.К.Вохринцева. - М.: Страна Фантазий, 2011. - 33с.
6. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А.Грибовская. - М.: Скрипторий, 2010. - 16с.
7. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А.Грибовская. - М.: Скрипторий, 2011. - 152с.
8. Григорьева, Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000. - 344с.
9. Доронова, Т.Н.Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 2008. - 192с.
10. Зайцев, В.Б. Аппликация / В.Б.Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. - 16с.
11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г.Казакова. - М.: Владос, 2008. - 255с.
12. Коджаспирова,Г.М.Словарь по педагогике / Г.М.Коджаспирова - М.: МарТ, 2013. - 448с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...
Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности
На фоне современного копирования западных форм жизни происходит разрушение семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»
Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...