Конспект СОД в старшей группе на тему «Посиделки у печи»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Данная деятельность являлась итогом мероприятия по теме: «Русский хоровод».
Во время образовательной деятельности решались следующие задачи:
1.Формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа.
2. Закрепить знания детей о назначении русской печи.
3.Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, играм, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.
Для реализации поставленных задач мне помогла предварительная работа, которая включала в себя: рассматривание иллюстраций в книгах по теме « Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, прибауток, хороводных игр; слушание русских народных песен, чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью…»
В деятельности сочетались групповые и подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_posidelki_u_pechi.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект СОД в старшей группе на тему «Посиделки у печи»
Задачи:
1.Формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа.
2. Закрепить знания детей о назначении русской печи.
3.Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, играм, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.
Словарная работа: печь, печка, лоскутное одеяло, горница, посиделки.
Оборудование: Экран, проектор, ложки деревянные, атрибуты быта русской избы, квадрат бумаги, клей, салфетки, ватман, печка «Настроение».
Ход СОД:
(Звучит музыка, воспитатель в русском народном костюме встречает детей).
- Здравствуйте, добры молодцы!
- Здравствуйте, красны девицы!
Дети. Здравствуйте, Хозяюшка!
Вместе. Здравствуйте, гости дорогие! (встречает хозяюшка).
-Добро, пожаловать в нашу деревенскую избу, милости просим, для каждого из вас найдется теплое местечко и приветливое словечко. «Сядем рядком, да поговорим ладком» слайд №1.
- А кто знает, как в избе называлась самая красивая, большая комната? (горница) слайд №2
Давным-давно в деревнях устраивались посиделки.
В зимние длинные вечера собирались люди в одной из изб, где обменивались новостями, пряли, вязали, вышивали, рисовали, пели песни, рассказывали прибаутки, сказки, посиделки не обходились без загадок, слайд №3
-А вы знаете прибаутки?
Дети рассказывают.
-Молодцы, ребята!
- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
- Давайте отгадаем загадку:
«Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду!» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. В гости всегда ходили со своей ложкой, даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».
-Посмотрите сколько у меня ложек?(достает из сундучка)
Ложкой не только ели, на ложках можно было играть, сейчас мы и на них поиграем.
(Исполнение под русскую народную песню «Наши ложки»).
А еще не одни посиделки не обходились без игр.
-Какие игры вы знаете? («Карусель», «Звонари», «Ручеек»)
-Давайте поиграем в игру «Во саду ли в огороде».
(Исполнение под русскую народную музыку).
-Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку, в ней мы узнаем, что самое главное в русской избе?
«Я люблю на ней лежать,
Только это не кровать,
А избы моей сердечко
Русская, большая...» (печка)
А как выдумаете, почему печка была самой важной в избе?
Печь называли печь - матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами. В печи готовили еду: щи, кашу, пекли пироги.
- А как называлась профессия человека, который клал печи? (печник)
- Давайте посмотри на слайде, какие были печи на Руси (просмотр слайдов 4-6).
- Так почему печка была самой главной в избе?
- Для чего нужна печка?
Ответы детей.
(Тепло и уютно, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, пироги, сушили продукты и одежду; на ней спали и дети и старики, зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи, она была источником света).
- Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?
(« Гуси-лебеди», «Емеля» слайд №7 сказки с печкой).
- Ребята, а как вы думаете, чем укрывались люди, которые спали на печи?
Но в это время не каждый мог себе позволить купить одеяло и поэтому в старину укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень дорогой, поэтом, даже сильно изношенная одежда шла в ход. Хозяйка выбирала из износившейся одежды хорошие куски ткани, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточное количество лоскутов, заботливая хозяйка разрезала их на равные геометрические формы, чаще всего квадрат, потом сшивала, делая единое пёстрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным, потому что шилось из лоскутков – кусочков ткани.
(слайд №8 «Лоскутное одеяло»).
Дети знакомятся с образцами лоскутных одеял.
- Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло из бумаги.
-Посмотрите, сколько разных кусочков бумаги.
-Давайте их все приклеим на основу нашего одеяла.
(играет русская народная музыка, дети приклеивают).
-Молодцы ребята, какое красивое одеяло получилось?
- Спасибо гости дорогие, что заглянули ко мне в горницу.
-У меня есть печка с хорошим настроением и с грустным. Если вам все было понятно, интересно, подойдите к печке с веселым настроением, а если были затруднения к грустной. (Выбирайте смайлик).
-Печка матушка вас благодарит и дарит вот такой пирог.
Спасибо Вам ребята!
Самоанализ совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
воспитателя МКДОУ детского сада « Тополек» комбинированного вида
Пилипенко Натальи Алексеевны.
Тема: «Посиделки у печи»
Совместно-образовательная деятельность проводилась в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми старшей группы. При организации деятельности, были соблюдены санитарно – гигиенические требования: мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с требованиям безопасности, в достаточном количестве. Продолжительность деятельности 25 минут.
Образовательная деятельность построена по принципу интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое», а также видов деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно-продуктивной.
Данная деятельность являлась итогом мероприятия по теме: «Русский хоровод».
Во время образовательной деятельности решались следующие задачи: 1.Формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа.
2. Закрепить знания детей о назначении русской печи.
3.Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, играм, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.
Для реализации поставленных задач мне помогла предварительная работа, которая включала в себя: рассматривание иллюстраций в книгах по теме « Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, прибауток, хороводных игр; слушание русских народных песен, чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью…»
В деятельности сочетались групповые и подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Использованные методы и приемы были разнообразны и взаимосвязаны. Применялись такие методы, как словесные, наглядные и практические. Также реализовать поставленные задачи помогли следующие приемы:
• вопросы к детям – носили поисковый характер и побуждали детей к размышлению, активизировали мыслительную деятельность;
• художественное слово (загадки, – поддерживали интерес к теме совместной деятельности, активизировали мыслительную деятельность).
• работа в подгруппах – способствовала формированию субъектных навыков: сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности;
• самостоятельная деятельность детей по созданию лоскутного одеяла – способствовало развитию у детей творческой активности;
• рефлексия - использовалась для подведения итога образовательной деятельности и формирования у детей элементарных навыков самооценки.
Использование во время занятия средств ИКТ способствовало поддержанию интереса детей к совместной деятельности и развитию внимания.
Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение, что способствовало развитию познавательного интереса детей.
Считаю, что поставленные задачи мне удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой и эмоциональной атмосфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по образовательной деятельности на тему «В гостях у осени» Нетрадиционные техники рисования (печать листьев)
Цельюданной работы является Воспитание интереса к осенним явлениям природы, эмоциональной отзывчивости на красоту осени. Ознакомление с новым видом изобразительной техник...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)
Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...
Интегрированное занятие в старшейгруппе на тему: «Добрый лес! Чудесный лес! Полон сказок и чудес!
Занятие напрвлено на:-прордолжать учить устанавливать причинно- следственные связи между осенними природными явлениями; анализировать, сравнивать, выделение характерных ризнаков,обобщать; -учить ...
НОД в старшейгруппе на тему «Животный мир Крыма».
Расширять и углублять знания детей о родном крае. Обогатить знания детей о животном мире Крыма....
Конспект занятия в старшейгруппе Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В круг широкий, вижу я, Встали все мои дру...
Кокспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшейгруппе по теме "Саратов мой город-родной"
Познавательное,речевое,социально-коммуникативное развитие...
Конспект занятия в старшейгруппе по рисованию "Весеннее небо"
Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Закреплять технику рисования деревьев. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воо...