Конспект СОД в старшей группе на тему «Посиделки у печи»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Пилипенко Наталья Алексеевна

Данная деятельность являлась итогом мероприятия по теме: «Русский хоровод».

     Во время образовательной деятельности решались следующие  задачи: 

  1.Формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа.

2. Закрепить знания детей о назначении русской печи.

3.Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, играм, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.

   Для реализации поставленных задач мне помогла предварительная работа, которая включала в себя: рассматривание иллюстраций в книгах по теме « Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, прибауток, хороводных игр; слушание русских народных песен, чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью…» 

     В деятельности сочетались групповые и подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_posidelki_u_pechi.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД в старшей  группе на тему «Посиделки у печи»

 Задачи:

1.Формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа.

2. Закрепить знания детей о назначении русской печи.

3.Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, играм, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.

Словарная работа: печь, печка, лоскутное одеяло, горница, посиделки.

Оборудование: Экран, проектор, ложки деревянные, атрибуты быта русской избы, квадрат бумаги, клей, салфетки, ватман, печка «Настроение».

Ход СОД:

(Звучит музыка, воспитатель в русском народном костюме встречает  детей).

- Здравствуйте, добры молодцы!

- Здравствуйте, красны девицы!

Дети. Здравствуйте, Хозяюшка!

Вместе. Здравствуйте, гости дорогие! (встречает хозяюшка).

-Добро, пожаловать в нашу деревенскую избу, милости просим, для каждого из вас найдется теплое местечко и приветливое словечко. «Сядем рядком, да поговорим ладком» слайд №1.

- А кто знает, как в избе называлась самая красивая, большая комната? (горница) слайд №2

    Давным-давно в деревнях устраивались посиделки.

В зимние длинные  вечера собирались люди в одной из изб, где обменивались новостями, пряли, вязали, вышивали, рисовали, пели песни, рассказывали прибаутки, сказки, посиделки не обходились без загадок, слайд №3

-А вы знаете прибаутки?

Дети рассказывают.

-Молодцы, ребята!

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

- Давайте отгадаем загадку:

«Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду!» (ложка)

   В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева и расписывали узорами. В гости всегда ходили со своей ложкой, даже поговорку сложили: «Запасливый гость без ложки не ходит».

-Посмотрите сколько у меня ложек?(достает из сундучка)

   Ложкой не только ели, на ложках можно было играть, сейчас мы и на них поиграем.

(Исполнение  под русскую народную песню «Наши ложки»).

А еще не одни посиделки не обходились без игр.

-Какие игры вы знаете? («Карусель», «Звонари», «Ручеек»)

-Давайте поиграем в игру «Во саду ли в огороде».

(Исполнение под русскую народную музыку).

-Молодцы, ребята! Слушайте следующую загадку, в ней мы узнаем, что самое главное в русской избе?

«Я люблю на ней лежать,

Только это не кровать,

А избы моей сердечко

Русская, большая...» (печка)

А как выдумаете, почему печка была самой важной в избе? 

     Печь называли печь - матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами. В печи готовили еду: щи, кашу, пекли пироги.

- А как называлась профессия человека, который клал печи? (печник)

- Давайте посмотри на слайде, какие были печи на Руси (просмотр слайдов 4-6).

 - Так почему печка была самой главной в избе?

-  Для чего нужна печка?

Ответы детей.

 (Тепло и уютно, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, пироги, сушили продукты и одежду; на ней спали и дети и старики, зимой под печкой держали кур, и даже мылись в печи, она была источником света).

- Ребята, а в каких сказках встречается русская печка?

(« Гуси-лебеди», «Емеля» слайд №7 сказки с печкой).

- Ребята, а как вы думаете, чем укрывались люди, которые спали на печи?

    Но в это время не каждый мог себе позволить купить одеяло и поэтому в старину укрывались лоскутным одеялом. Ткань была очень дорогой, поэтом, даже сильно изношенная одежда шла в ход. Хозяйка выбирала из износившейся одежды хорошие куски ткани, отрезала их и складывала в специальный сундучок. Когда накапливалось достаточное количество лоскутов, заботливая хозяйка разрезала их на равные геометрические формы, чаще всего квадрат, потом сшивала, делая единое пёстрое полотно. А из этого полотна, шилось новое одеяло. Такое одеяло называлось лоскутным, потому что шилось из лоскутков – кусочков ткани.

(слайд №8 «Лоскутное одеяло»).

Дети знакомятся с образцами лоскутных одеял.

- Давайте мы с вами тоже сделаем лоскутное одеяло из бумаги.

-Посмотрите, сколько разных кусочков бумаги.

-Давайте их все приклеим на основу нашего одеяла.

(играет русская народная музыка, дети приклеивают).

-Молодцы ребята, какое красивое одеяло получилось?

- Спасибо гости дорогие, что заглянули ко мне в горницу.

-У меня есть печка с хорошим настроением и с грустным. Если вам все было понятно, интересно, подойдите к печке с веселым настроением, а если были затруднения к грустной. (Выбирайте смайлик).

-Печка матушка вас благодарит и  дарит вот такой пирог.

Спасибо Вам ребята!

                   

Самоанализ совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

воспитателя  МКДОУ детского сада « Тополек» комбинированного вида

Пилипенко Натальи Алексеевны.

Тема: «Посиделки у печи»

   Совместно-образовательная деятельность проводилась в музыкальном зале в первой половине дня, с детьми старшей группы. При организации деятельности, были соблюдены санитарно – гигиенические требования: мебель соответствует возрасту и росту детей, демонстрационный и раздаточный материалы подобраны в соответствии с требованиям безопасности, в достаточном количестве. Продолжительность деятельности 25 минут.

    Образовательная деятельность построена по принципу интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое», а также видов деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно-продуктивной.

Данная деятельность являлась итогом мероприятия по теме: «Русский хоровод».

     Во время образовательной деятельности решались следующие  задачи:        1.Формирование у детей представлений о русской избе, быте и творчестве русского народа.

2. Закрепить знания детей о назначении русской печи.

3.Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, играм, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.

   Для реализации поставленных задач мне помогла предварительная работа, которая включала в себя: рассматривание иллюстраций в книгах по теме « Русская изба», беседы о предметах русского быта, разучивание пословиц, поговорок, прибауток, хороводных игр; слушание русских народных песен, чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью…»  

     В деятельности сочетались групповые и подгрупповые, индивидуальные формы работы с детьми.

  Использованные методы и приемы были разнообразны и взаимосвязаны. Применялись такие методы, как словесные, наглядные и практические. Также реализовать поставленные задачи помогли следующие приемы:

• вопросы к детям – носили поисковый характер и побуждали детей к размышлению, активизировали мыслительную деятельность;

• художественное слово (загадки, – поддерживали интерес к теме совместной деятельности, активизировали мыслительную деятельность).

• работа в подгруппах – способствовала формированию субъектных навыков: сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности;

• самостоятельная деятельность детей по созданию лоскутного одеяла – способствовало развитию у детей творческой активности;

• рефлексия - использовалась для подведения итога образовательной деятельности и формирования у детей элементарных навыков самооценки.

Использование во время занятия средств ИКТ способствовало поддержанию интереса детей к совместной деятельности и развитию внимания.

Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение, что способствовало развитию познавательного интереса детей.

Считаю, что поставленные задачи мне удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой и эмоциональной атмосфере.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной деятельности на тему «В гостях у осени» Нетрадиционные техники рисования (печать листьев)

Цельюданной работы является Воспитание интереса к осенним явлениям природы, эмоциональной отзывчивости на красоту осени. Ознакомление с новым видом изобразительной техник...

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора для детей средней группы, тема: «Моя семья» (печем печенье для любимых)

Есть в доме любомСемейный альбом.Как в зеркале,Мы отражаемся в нем.Пускай, не всегда мы красивы,Зато эти фото — правдивы.Хранится альбом в нашем доме,И снимки хранятся в альбоме.Их много — и ста...

Интегрированное занятие в старшейгруппе на тему: «Добрый лес! Чудесный лес! Полон сказок и чудес!

Занятие напрвлено на:-прордолжать учить устанавливать причинно- следственные связи между осенними природными явлениями; анализировать, сравнивать, выделение характерных ризнаков,обобщать; -учить ...

НОД в старшейгруппе на тему «Животный мир Крыма».

Расширять и углублять знания детей о родном крае. Обогатить знания детей о животном мире Крыма....

Конспект занятия в старшейгруппе Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

Ход занятия: Дети вместе с воспитателем становятся в круг.               В круг широкий, вижу я, Встали все мои дру...

Конспект занятия в старшейгруппе по рисованию "Весеннее небо"

Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Закреплять технику рисования деревьев. Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воо...