Продуктивная деятельность как средство развития речи детей.
статья по логопедии (средняя группа)
В статье освещаются возможности использования изобразительно-продуктивной деятельности детей для развития их речи. Приведен примерный конспект занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
produktivnaya_deyatelnost.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивная деятельность как средство развития речи детей.
Продуктивная или изобразительная деятельность – это такая деятельность ребенка, результатом которой является какой-либо продукт: рисунок, аппликация, постройка, в лепке – фигурка.
По мнению С.А. Мироновой данный вид деятельности благоприятен для развития речи дошкольника. Деятельность с различными материалами и инструментами - это и сенсорно-двигательные упражнения, и углубление представлений детей об окружающих предметах и их свойствах, и развитие умственной и речевой активности.
Так, на занятиях изобразительной деятельностью дети знакомятся с новыми словами: названиями предметов, их качеств, действий, которые они с ними производят. В процессе продуктивной деятельности быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает практическую направленность и имеет большое значение для выполнения поставленной перед ребенком задачи. Ребенок приучается вслушиваться в речь педагога, вычленять необходимую информацию.
Помимо перечисленного большую роль играет коммуникативная направленность речи в процессе продуктивной деятельности: ребенок поставлен в условия, в которых он вынужден общаться с взрослым и сверстниками: попросить недостающий предмет, привлечь взрослого к помощи, спросить его в случае затруднения.
В ходе выполнения детьми аппликации, рисунка и т.п. ребенок опирается на несколько анализаторов, взаимодействует с предметом, что является несомненным катализатором усвоения слов и фраз.
Кроме того, развивается планирующая функция речи: дети рассказывают о том, что им понадобится для работы, какие предметы и материалы нужно приготовить, что нужно сделать сначала, а что потом.
В случае, если позволяют речевые возможности ( на завершающем этапе обучения ), ребенок может составить рассказ по следам выполненной деятельности, например «Как я нарисовал шарик». В данном случае опорой становится сама деятельность, непосредственным участником которой он был.
Всю работу по развитию речи в процессе изобразительной деятельности можно разделить на несколько этапов ( их границы условны и могут занимать различный промежуток времени, а также зависят от речевых возможностей и возраста детей):
1. На первом этапе логопед формирует умение вслушиваться в речь взрослого, сопровождающую действия детей. Педагог комментирует весь процесс. При этом важно четко отобрать лексический материал.
2. На втором этапе логопед активизирует речь детей, задавая им вопросы о выполняемых действиях.
3. На третьем этапе логопед упражняет детей в активной речи ДО и ПОСЛЕ окончания деятельности
Примерный конспект занятия.
Рисование и развитие речи
«Дождик».
Цель: пополнение словаря, развитие диалогической деятельности, формирование умения активно отвечать на вопросы после завершения деятельности.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме «Осень. Дождь»
- глагольный словарь: льет, идет, шумит; рисую.
- словарь признаков: синий, холодный.
- Закрепление навыка рисования карандашом вертикальных линий.
- Развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве (верх – низ), диалогическую речь, слуховое восприятие.
- Воспитывать эстетические чувства.
План
- Орг.момент
Загадка о дожде.
Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем!
2.Развитие слухового восприятия.
А) слушание фонограммы «Дождь», «Ливень»
Б) упр. «Дождь или ливень» - различение звуков на слух
3. Беседа о дожде.
Что на небе осенью?
Какая туча по цвету?
Какой дождь осенью? (холодный)
Как можно сказать о дожде: что он делает? ( идет, льет, шумит)
На что похожи капельки? (на бусинки, на черточки, на ниточки )
4. Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
(сл. М.Новиковой.)
5. Продуктивная деятельность.
Сообщение цели : сегодня мы будем рисовать дождь
- Что нам для этого нужно?
- Карандаш ( краска) какого цвета нужен?
- Откуда падают капли? ( из тучи) Где туча: вверху или внизу?
( Рисование в воздухе, рисование на листе)
В ходе выполнения педагог задает вопросы и комментирует : Что ты делаешь? (рисую). Петя рисует. Что ты рисуешь? ( дождик) Петя рисует дождик. Какую краску ты взял? И т.д.
6. Беседа или рассказывание по результатам деятельности.
(Появляется Незнайка)
- Здравствуйте! А что это вы делали? Что рисовали? Какой дождь? Откуда он идет? Из тучи. И т.д.
7. Итог.
Выставка рисунков.
- Мне нравится (1)