кружок "Чудо-пластилин"
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (средняя группа)

Медведева Елена Владимировна

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Рисование пластилином - это увлекательное занятие для детей. Детям, которым не удаются объёмные поделки, прекрасно выполняют работу в технике пластилинографии. Я в своей работе использовала прекрасные разработки Г.Н.Давыдовой "Пластилинография".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_chudo-plastilin.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №  «ОДУВАНЧИК» с. Советская Хакасия

   

 Утверждаю:

Заведующий

МБДОУ  Д/с №3 «Одуванчик»

Пономаренко Т. А.

Кружок

«Чудо-пластилин»

II младшей, средней  группы (от 3 до 5 лет)

Воспитатель: Е.В. Медведева

2021-2022

Программа кружка

«ЧУДО - ПЛАСТИЛИН»

(вторая младшая, средняя группа)

Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Рисование пластилином - это увлекательное занятие для детей. Детям, которым не удаются объёмные поделки, прекрасно выполняют работу в технике пластилинографии. Я в своей работе использовала прекрасные разработки Г.Н.Давыдовой "Пластилинография".

Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, через художественно-изобразительную деятельность, посредством нетрадиционной техники – пластилинографии

Задачи:

 

  1. Учить создавать лепные картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, посредством пластилинографии.
  2. Развивать творческие способности детей.
  3. Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
  4. Развивать осязание и мелкую моторику рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.
  5. Закреплять умение работать на заданном пространстве;
  6. Закреплять приёмы лепки; воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
  7. Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
  8. развивать внимание, память, речь, мышление;
  9. воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

Принципы работы:

  1. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  2. От простого к сложному.
  3. Доступность.
  4. Системность знаний.
  5. Воспитывающая и развивающая направленность.
  6. Активность и самостоятельность.
  7. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Этапы кружковой работы с детьми:

• опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей;

• изучение методических рекомендаций;

• создание условий для проведения кружковой работы;

• подведение итогов.

Предполагаемые результаты работы:

• у ребёнка развивается интерес к творческой деятельности;

• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;

• мелкая моторика развита на достаточном уровне;

•ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.

Материал для занятий:

1. Плотный цветной и белый картон.

2. Цветной пластилин.

3. Доска для лепки.

4. Салфетка для рук.

5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.

Список детей:

1 Акулич Роман

2 Кенешбаев Хамза

3 Дружинина Вика

4 Васильев Ярослав

5 Гринин Данил

6  Чумак Мира

7 Павлинов Богдан

8 Самохин Саша

9 Созыева Настя

10 Трофимов Олег

Организация деятельности  и режим кружка:

Программа кружка «Занимательная пластилинография», для детей средней группы, разработана на основе  методического пособия  «Пластилинография для малышей» Давыдова Г.Н

Направление кружковой работы и программы  художественно - эстетическое развитие детей.

Работа кружка рассчитана на один учебный год.

Кружок проводится один раз в неделю во второй половине дня, в течение 20 минут.

Тематика занятий в календарных планах воспитательно – образовательной работы  во второй младшей, средней группе с детьми 3 -5 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и требованиями программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Тема занятия

Задачи

Сентябрь:  

первые два занятия диагностика выявления уровня развития мелкой моторики рук, умения самостоятельно использовать в работе основные приёмы лепки.

1.

«Воздушные шары»

  1. Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
  2. Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать эстетическое и образное восприятие.

2

«Бусы для Люси»

  1. Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
  2. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
  3. Закреплять знания о цвете.
  4. Развивать чувство ритма.

Октябрь

3.

«Овощи для засолки»

  1. Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
  2. Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности.
  3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
  4. Развивать мелкую моторику.

4.

«Созрели яблочки в саду»

  1. Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
  2. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
  3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
  4. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

5.

«Варим варенье»

  1. Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды.
  2. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности.
  3. Закреплять с детьми знания о красном цвете.
  4. Развивать мелкую моторику.

6.

«Чудо-грибочки»

  1. Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
  2. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
  3. Развивать любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
  4. Воспитывать интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.

Ноябрь

7.

«Осеннее дерево»

  1. Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
  2. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
  3. Упражнять в скатывании маленьких шариков   круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
  4. Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
  5. Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.

8.

 «Клубочки для котёнка»

  1. Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали.
  2. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.
  3. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие.

9.

«Ёжик»

  1. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
  2. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
  3. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
  4. Развивать мелкую моторику.
  5. Воспитывать аккуратность в работе.

10.

«Птичка»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина   круговыми и прямыми движениями ладоней.
  2.    Продолжать формировать умение прикреплять готовую   форму на поверхность путём равномерного  расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

Декабрь

11.

«Вырастала ёлка на горе»

  1. Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
  2. Упражнять в раскатывании комочков пластилина      между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении   веток ёлочки.
  3. Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
  4. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
  5. Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.

12.

«Вырастала ёлка на горе»

(продолжение)

  1. Продолжать формировать умение детей передавать образ ёлки в соответствии с содержанием стихотворения, изображая на ветках шишки, снег посредством пластилинографии.
  2. Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки.
  3. Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
  4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
  5. Укреплять познавательный интерес детей к природе.

13.

«Снеговик»

  1. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
  2. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
  3. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.

14.

«Снеговик» продолжение

  1. Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.)
  2. Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу.
  3. Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
  4. Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.
  5. Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.

Январь

15.

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

  1. Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
  2. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
  3. Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
  4. Развивать интерес к работе.

16.

«Украсим Кате чашку»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать аккуратность в работе с пластилином.
  4. Закрепить знания о  цветах.

17.

«Рыбки в аквариуме»

  1. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание, прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
  2. Формировать умение в передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
  3. Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.

18.

«Рыбки в аквариуме» (продолжение)

  1. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
  2. Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.
  3. Продолжать формировать умение детей работать над композицией сюжетного рисунка.
  4. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

Февраль

19.

«Украсим торт»

  1. Продолжать формировать умение у детей составлять узор на круге.
  2. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
  3. Вызывать радость от проделанной работы.
  4. Развивать согласованность в работе обеих рук
  5.  Воспитывать аккуратность.

20.

«Мы делили апельсин»

  1. Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов.
  2. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
  3. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
  4. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
  5. Закрепить знания о жёлтом и оранжевом цвете.

21.

«Утка с утятами»

  1. Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
  2. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
  3. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост утёнка).
  4. Развивать чувство формы и композиции.

22.

«Мышка-норушка и золотое яичко»

  1. Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
  2. Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
  3. Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
  4. Развивать сюжетно-игровой замысел.

Март

23.

«Украсим платье Кате»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.
  4. Закрепить знания о  цветах.

24.

«Веточка мимозы в подарок маме»

  1. Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
  2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
  3. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
  4. Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.

25.

«Украсим туфельку»

  1. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
  2. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  3. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
  4. Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

26.

«Вышла курочка гулять»

  1. Продолжать формировать умение детей   составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине.
  2. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
  3. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения .изменяя положение частей тела (цыплёнок гуляет, цыплёнок клюёт).

Апрель

27.

«Самолёт летит»

  1. Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
  2. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
  3. Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
  4. Закрепить знания о голубом и синем цветах

28.

«Разноцветный светофорчик».

  1. Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
  2. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
  3. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
  4. Развивать аккуратность в работе с пластилином.

29.

«Улитка, улитка выпусти рога» .

  1. Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали.
  2. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук.
  3. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик).
  4. Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости.
  5. Создавать у детей интерес к работе с пластилином.

30.

«Черепаха»

  1. Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
  2. Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
  3. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
  4. Воспитывать бережное отношение к живым существам.

Май

31.

«Насекомые на лугу»

  1. Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
  2. Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
  3. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
  4. Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
  5. Воспитывать интерес к живой природе.
  6. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.

32.

«Цветик-семицветик»

  1. Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
  2. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
  3. Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
  4. Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
  5. Закреплять знания об основных цветах спектра.

33.

«Радуга-дуга»

  1. Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
  2. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
  3. Продолжать формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
  4. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).
  5. Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.

34.

Совместное (или открытое) занятие с родителями (тема на усмотрение воспитателя)

Вовлечение воспитанников и родителей в творческую деятельность, связанную с созданием поделок в технике пластилинография.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

– 80 с.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для

воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.

3. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы., Т.С. Комаровой,   М.А. Васильевой 2011 год.