Мелкая моторика и почему так важно заниматься её развитием. Консультация для родителей.
консультация по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая группа)
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_rebenka_-_pamyatka_roditelyu.docx | 106.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит
проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в
результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно
моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое
количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений
(например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с
новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет
предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат
правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием,
памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень
тесно связаны.
А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к
другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно
поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой
моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в
дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Советы родителям «Развитие мелкой моторики рук дошкольников»:
* Заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который
будет получаться, и доставлять удовольствие.
* Выполнение упражнений должно быть регулярным.
* Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений,
в противном случае результат не будет достигнут.
* Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.
* Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
* Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.
По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается об-ещё моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в «Сороку - белобока, показывать «козу рогатую». Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструктора-ми, например, «Лего», когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.
Укажем виды игр для развития мелкой моторики. Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
- рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?" поможет родителям разобраться с понятием мелкой моторики, раскроет ее значение для общего развития дошкольника...
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка....
Консультации для родителей «Что такое "мелкая моторика" и почему так важно ее развивать?», «Что делать, если Вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?»
консультации для родителей про мелкую моторику....
Консультации для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать.."
Консультации для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать.."...
Консультация для родителей: "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"
В последнее время современные родители так часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?"
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?"...
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать?»...