план по самообразованию
методическая разработка по аппликации, лепке
План работы по Самообразованию "Пластилинография"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya.docx | 50.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2020-2021гг
Закировой Т.А.
Пластилинография
Содержание.
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка.
1.1.1.Цели и задачи.
1.1.2.Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет.
1.1.3.Планируемые результаты.
2.Содержательный раздел.
2.1.Содержание плана самообразования.
2.2.Методы и приемы.
2.3.Работа с родителями.
3.Организационный раздел.
3.1. Методическое обеспечение.
3.2. Место самообразования в режиме дня.
3.3.Учебно-тематический план.
3.4. Материально-техническое обеспечение.
Приложения.
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.
Занимаясь пластинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно- образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.
1.1.1.Цели и задачи программы.
Цель программы – развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.
Программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет и реализует следующие задачи:
- Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
- Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
- Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира;
- Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)
- Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
- Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
- Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.
- Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.
1.1.2.Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет.
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества от ситуаций, в которых количество или (признак) остались неизменными.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. Воображение - высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Взрослые должны ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становится линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение.
Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом определяют степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; В любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.
1.1.3.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.
В группе:
-подготовлен наглядно-информационный материал (консультации для родителей);
-оформлен фотоотчет о работе.
По итогам освоения программы творческой мастерской дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира, сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
2.1. Содержательный раздел.
При разработке плана свмообразования отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе.
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки, стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:
- Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
- Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
- Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
- Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых, рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое другое.
Этапы работы.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей, рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения (планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
2.2.Методы и приёмы.
-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
2.3. Работа с родителями.
№ | Тема встречи | Форма проведения встречи | Цель встречи | Время проведения |
1 | «Умелые пальчики» | Ознакомительная беседа | Представить родителям программу кружка «Волшебный комочек». | Октябрь |
2 | «Мир на кончиках пальцев» | Консультация для родителей | Рассказать родителям о взаимосвязи развитии мелкой моторики и речи детей. | Декабрь |
3 | «Это мы умеем» | Фотоотчет для родителей о работе кружка «Волшебный комочек» | Май |
3.Организационный раздел.
3.1.Методическое обеспечение программы.
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ Сфера,2009.
Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
3.2. Место программы в режиме дня:
Программа творческой мастерской составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 5 - 6 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из 14 человек, в не ущерб времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 37, при частоте встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и требованиями СанПиН для старшей группы- 25минут.
Содержание занятий с детьми 5-6 лет.
№ п/п | Месяц | Название занятия | Задачи | Материал |
сентябрь | Кленовый листочек | Закреплять приемы надавливания и размазывания. Учить смешивать различные цвета, поддерживать желание доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику, воспитывать навыки аккуратности. | Картон, засушенный кленовый лист, контур кленового листа, пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки для рук. | |
Разные деревья | Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. Укреплять познавательный интерес к природе. | Картон синего цвета, размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, изображения разных деревьев. | ||
2. | Октябрь | Цвета радуги | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | Картон синего цвета с изображение солнца, контура дуги, размер ½ А4, пластилин красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цветов, салфетка для рук, стека, иллюстрация с изображение радуги. |
Подарки осени | Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | Картон А4 синего (голубого) цвета с силуэтами кленового, дубового, рябиновой грозди с листьями, набор пластилина, стека, салфетка для рук, осенние листья. | ||
3. | Ноябрь | |||
Матрешки-подружки | Познакомить детей с историей создания русской матрёшки, закреплять понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора; развивать умения отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – обратной пластилинографии; воспитывать интерес к народной игрушке. | Пластиковые заготовки с контурным изображением Матрёшки; пластилин; стека. | ||
Удивительный подводный мир | Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал. | Картон синего или голубого цвета, набор пластилина, ракушки, салфетки для рук, стека. | ||
4. | Декабрь. | |||
Замок доброго волшебника | Учить сочетать прием размазывания и расположения тонких линий из пластилина на шаблоне; совершенствовать координацию и согласованность обеих рук, развивать мелкую моторику; использовать разные цвета пластилина для создания выразительного, яркого образа; воспитывать чувство прекрасного; активизировать словарь (замок, волшебный, чудеса, волшебство, сказочный, башни, флюгер, ворота) | Картон синего (голубого) цвета с зеленой полосой, в нижней части, с нарисованным силуэтом замка, размер А4, набор пластилина, стека, арбузные семечки, фасоль, проволока в желтой оболочке нарезанная на 3-4 см. | ||
Снеговик | Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать образ снеговика посредством художественной техники - пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для своего снеговика. Развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пластилинографии. | Картон голубого (синего) цвета, размер А4, набор пластилина, белая яичная скорлупа, стека, игрушка снеговик. | ||
5. | Январь | Теремок | Развивать у детей творческое воображение. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом. | Картон (верхняя половина голубого цвета, нижняя желтого или коричневого), размер А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением теремка. |
Чебурашка | Закрепить технику создания изображения на плоскости в полу объёме при помощи пластилина. Учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения отдельных частей. Развивать мелкую моторику рук. | Картон светлых тонов, размер А4, набор пластилина, салфетка для рук, тарелочка с водой. Игрушка Чебурашка для показа. | ||
6. | Февраль | |||
Такие разные коты | Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром посредством пластилинографии. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка. | Плотный картон розового цвета (любого светлого оттенка), размер 1/2А4; набор пластилина; салфетка для рук; доска для лепки; стека. | ||
Самолет летит | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. | Картон синего (голубого) цвета с силуэтами облаков размером ½ А4, пластилин серого и желтого цветов, доска для лепки, влажная салфетка. | ||
7. | Март | Подснежники | Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе. | Картон прямоугольной формы (под рамку) нежно-голубого цвета; пластилин разных цветов; стеки; салфетки; фотоиллюстрации с первоцветами. |
Удивительная дымка | Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских мастеров, с художественными традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором в стиле дымковской росписи. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | Картон белого цвета, размер А4 с силуэтом барыни –водоноски, набор пластилина, стека, салфетка для рук, дымковские игрушки: дымковский конь, утка, индюк, барыня-водоноска, барыня-няня. | ||
8. | Апрель | Веселый клоун | Продолжать совершенствовать прием размазывания по готовому шаблону, учить использовать пластилин разного цвета, создавая радостный и выразительный образ; развивать глазомер, координацию обеих рук; воспитывать аккуратность; активизировать словарь (веселый, клоун, цирк, веселит, радует, смешной, веселый) | Картон А4, набор пластилина, стека, паетки, иллюстрации о цирке, несколько мячей. |
Ракета | Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу звёздами, планетами, кометами и т. д. по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности. | Картон синего цвета ½ А4, набор пластилина, стека, салфетка для рук, иллюстрации с изображением ракеты. | ||
9. | Май | |||
Насекомые |
Развивать мелкую моторику | Плотный картон белого цвета А4, набор пластилина, стека, доска для лепки, иллюстрация с изображением насекомых. | ||
Одуванчики цветы, словно солнышко желты. | Учить детей создавать образы полевых растений нашего края; закреплять умения детей использовать нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. | Плотный картон белого цвета; иллюстрации с изображением полевых цветов; салфетки влажные для рук; пластилин желтого и зеленого цвета. |
3.4. Материально-техническое обеспечение программы.
- Центр художественного творчества
- Пластилин
- Стеки
- Дощечки для раскатывания пластилина
- Салфетки для рук
- Бросовый материал.
Приложение 1.
Основные приёмы:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками. Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Смешивание пластилина
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.
Приложение 2.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...