Пластилинография
статья по аппликации, лепке (старшая группа)
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики руку детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plastilinografiya_statya.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Пластилинография,
как средство развития мелкой моторики рук
у детей среднего дошкольного возраста
В.А. Сухмолинский говорил о том, что истоки способностей и дарований находятся у детей на кончиках пальцев.
Мало кто из детей не любит рисовать, лепить, конструировать из бумаги. Для них это увлекательный процесс, который позволяет самореализовать свои фантазии, настроения, развивает внимание и воображение.
К 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Важно помнить, что развивать мелкую моторику важно с раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Мария Монтессори отмечала, что развитие речи и интеллекта тесно связано с сформированным моторным развитием ребенка. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями высшей нервной деятельности ребёнка Института физиологии детей и подростков. Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е. И. Исениной (1981).
При недостаточно развитой мелкой моторики у детей часто наблюдается задержка речевого развития, что приводит к проблемам с памятью, вниманием и негативно сказывается на интеллекте ребенка. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к творческой деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук пластилинография влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Пластилинография — это создание лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на поверхности.
При планировании работы, в целях ознакомления детей с пластилинографией, были поставлены следующие цель и задачи:
Цель: развитие мелкой моторики руки у детей среднего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно — творческой деятельности по пластилинографии.
Задачи:
– освоить основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание);
– совершенствовать навыки работать на заданном пространстве;
– формировать умение детей слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
– воспитывать умения аккуратной работы с пластилином;
– развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
– развивать интерес к процессу и результатам работы.
На начальном этапе дети знакомятся с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята знакомятся и изучают картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнают, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговаривается, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобраются правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Знакомятся с приемами пластилинографии: отщипывают пальчиками, надавливают на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывают пластилин по поверхности основы от центра к краям контура.
Кроме того, ребята осваивают следующие приёмы: размазывают пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ можно использовать природный материал и другие вспомогательные предметы: бусинки, стразы, зубочистки, бисер, учатся пользоваться стекой — печаткой.
Следует отметить, что на данном этапе дети учатся выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя. Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует овладеть основными приемами, такими как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Разрезание. Разделение бруска пластилина стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Работу по пластилинографии провожу в образовательной деятельности, в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей. Чтобы вызвать интерес у детей к изготовлению поделки, на каждом занятии обыгрывается какой — либо сюжет.
Так, например, можно предложить детям вылепить угощение на праздник для куклы Кати– вкусное печенье и конфеты, а затем к ней приходят друзья в гости и «пьют» чай с печеньями.
Мозаичная пластилинография — изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Это достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы.
Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.
В результате работа с пластилином позволяет развивать кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, постепенно исчезает скованность движений, улучшились навыки самообслуживания, меняется нажим при работе с карандашом, повысилась творческая активность детей. Результаты работы позволяют говорить о том, что использование пластилинографии способствуют развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста. Работая с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, сформировано умение планировать работу, доводить начатое дело до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»
Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...
Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"
-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...
Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...
Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»
Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...
Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"
Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей (виды пластилинографии)
Знакомимся с техникой "Пластилинография" и ее секретами...
Пластилинография "Тарелки, украшенные городецким узором" (приложение к проекту "Городецкие узоры и пластилинография"
Работы детей, выполненные в технике "Пластилинография"...