Проект "Дымка"
методическая разработка по аппликации, лепке

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_pasport_proekta_1.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Дымка»

Шудрова Лидия Апполоновна,

воспитатель г.Апатиты Мурманской области

     Актуальность:

      В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, учит сравнивать их, выделять отличительные признаки, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству. Занятия декоративным способом могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Паспорт проекта « Дымковская игрушка».

Структура

Содержание

Тема

 Дымка

Руководитель проекта

Шудрова Лидия Апполоновна

Участники проекта

Воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников

Возраст воспитанников

5-6 лет

Особенности проекта

По характеру  создаваемого продукта:

творческий.

По количеству детей, вовлеченных в проект:

коллективный.

По продолжительности:

краткосрочный (2 недели).

По уровню контактов и масштабам организации:

на уровне группы.

Цель проекта

Формирование у старших дошкольников познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с дымковской игрушкой. 

Задачи проекта

Обучающие: закреплять знания детей о творчестве дымковских мастеров, о процессе изготовления дымковских игрушек; формировать умение создавать узоры.

Развивающие: развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии.

Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству

Предполагаемые результаты

- ознакомление детей с историей дымковской игрушки;

- повышение интереса детей к декоративно-прикладному народному искусству;

- совершенствуется навык составления узора по собственному замыслу;

- совершенствуется способность создавать узоры;

- познакомятся с разнообразием видов Дымковских игрушек;

- совместная творческая работа еще более сблизит детей и родителей

Продукт проекта

Выставка рисунков «Дымковские игрушки»

Этапы реализации проекта

  1. этап – подготовительный (организационный)
  •   Выбор темы проекта и планирование его содержания с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
  •   Подбор  необходимой литературы, иллюстраций, наглядных пособий, подготовить цикл бесед для детей, консультаций для родителей. Разработать конспекты занятий. Изготовить дидактические игры. Собрать необходимый демонстрационный материал.
  •  Создание презентации «Дымковская игрушка»
  • Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, приглашение к подготовке развивающей среды группы к проекту).
  1. этап – основной (практический)

     Основной этап реализации проекта « Дымка» включал в себя разные формы работы с детьми.

«Познавательное развитие»

Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой»

Беседа: «В мире дымковской игрушки»

Беседа: «Где родилась дымковская игрушка?»

Беседа: «Как возник этот вид промысла?»

Беседа: «А для чего нужны дымковские игрушки?»

Беседа: «Особенности производства дымковской игрушки»

Беседа: «Ознакомление с характером росписи игрушек»

     Рассматривание предметных и сюжетных картинок, альбомов «Декоративно-прикладное искусство», «Дымковские игрушки».

Рассматривание дымковских игрушек.

 Художественно – эстетическое развитие:

«Рисование» «Дымковские игрушки» (барыня, лошадка, козлик).

 «Лепка» «Олешек». 

«Рисование» «Роспись дымковского индюка»

Раскраски «Дымковские игрушки».

Развитие речи и чтение художественной литературы:

     Составление сказок с использованием дымковских игрушек, словесные игры: «Определи место игрушки», «Сравни игрушки», «Имитация».     Слушание и обсуждение русских народных сказок: «Мужик и медведь», «Иван-царевич и серый волк», А. Дьякова «Весёлая дымка», «Сивка-бурка». Чтение и заучивание загадок, потешек, прибауток и стихов по теме.

Социально-коммуникативное развитие:

      Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «К нам гости пришли»; «Магазин сувениров».

Дидактические игры

     «Какой игрушки не стало», «Подбери узор», «Узнай по силуэту», «Разрезные картинки», «Дымковская игрушка», «Наряди барыню», «Найди лишний» «Дымковская мозаика», «Что изменилось», «Красота дымковского орнамента», « Дымковское лото».

Физическое развитие:

     Русские народные игры: «Растеряхи», «Ручеек», «Золотые ворота», «Жмурки».

Пальчиковая игра «Дымковские барышни»

Физминутка «Дымковская игрушка»

Работа с родителями:

    Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

    Папка – передвижка «Знакомим дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством».

3 этап – заключительный:

  • Организация выставки детских работ.
  • Оформление результатов проекта в виде презентации.

       В процессе реализации данного проекта ребята более подробно познакомились с историей дымковской игрушки, с разнообразием дымковских игрушек, элементами узора росписи. Дети отличают  дымковские игрушки от других игрушек народного промысла.

      Продуктом моего проекта является папка с собранным материалом . Для меня работа была увлекательной. Я не только много узнала нового для себя, но и в результате своих исследований научилась расписывать дымковских барынь. Проект получился увлекательным, насыщенным. Цель данного проекта реализована, задачи выполнены.

Список использованных источников:

1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.

2. Н. Б. Халезова «Народная пластика и декоративная лепка в детсаду».

Лыкова И.А..

3. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детсаду».

4. О. А. Соломенникова «Радость творчества». - М. 2008г.