"Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Кафедра непрерывного образования |
Итоговая работа по программе:
«Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников
в условиях реализации требования ФГОС ДО»
на тему:
«Дымковская игрушка»
Группа: №71
Слушатель: Панина С.С.
Преподаватель: Городецкая С.В., к.п.н., доцент
2020 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №49»
Конспект образовательной деятельности
по « познавательному, художественно-эстетическому развитию»
Тема:
«Дымковская игрушка»
(возраст детей: 4-5 лет)
Подготовила:
Воспитатель: Панина С.С.
1 квалификационной категории
Ф.И.О педагога
Городецкая С.В.
к.п.н., доцент
Родники, 2020 г.
Образовательная область: ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Познавательное развитие»
Цель: способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству.
Задачи:
ОО «Познавательное»:
Знакомство с декоративно-прикладным искусством: Дымковской росписью, основными элементами; формирование интереса к народным промыслам, к истории своего народа.
ОО «Речевое развитие»:
Развитие и обогащение речи: «народные умельцы», «роспись», «узор», «орнамент».
ОО «Социально-коммуникативное»:
Воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности; привитие любви и гордости к людям своей страны.
Демонстрационный материал: оригинальные образцы дымковской игрушки, выполненные мастерами промысла, образец поделки.
Предварительная работа: Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами, ознакомление с дымковской игрушкой, просмотр презентации «Чудо-дымка». Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание иллюстраций Дымковских игрушек, лепка лошадки. Чтение пословиц о труде
.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель
-Ребята. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
-Что вы можете рассказать о России, какая она? (Ответы детей)
Воспитатель дополняет ответы детей:
А еще богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают. Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.
2. Основная часть.
Воспитатель (рассказ воспитателя с использованием презентации «Дымковская игрушка») :
Далеко, далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой реки Вятка стоит большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи и из труб домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить из глины веселые, яркие, красочные игрушки, свистульки.
А по имени этого села и игрушки стали называться как? (дымковскими)
Берёт мастер кусок глины и начинает лепить из неё фигурку. А глина мягкая! Мягче, чем пластилин. Слепит игрушку и сразу в печь! От огня и жара фигурка высыхает и становится твердой, как камушек.
Остынет игрушка после печи - мастер красит её всю в белый цвет.
Когда высохнет белая краска –
начинается настоящее волшебство!..
Мастер берёт яркие краски и начинает расписывать игрушку разноцветными узорами.
Стандартные цвета которые используют в дымковской игрушке: красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зеленый и в очень малом количестве коричневый и черный.
Узоры очень простые.
Это прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.
Что же означали элементы, которыми мастера расписывали свои поделки?
Например, ребята, как вы думаете, что мог означать круг?
Дети: солнце
Воспитатель: А что могла означать волнистая линия?
Дети: воду.
Воспитатель: А что же могла означать клетка?
Дети: поле.
Воспитатель: А как одним словом можно сказать про цвета, краски?
Дети: яркие, нарядные, веселые, праздничные.
Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.
Рассматривание дымковских игрушек (барышня, лошадка, петух).
1. Барышня
Дымковские барышни прекрасны,
Узоры на юбках разнообразны
Полосы, волны, овалы, круги и точки-
Словно волшебные строчки
Символы природы они обозначают
Здоровья, счастья, добра желают.
2. Лошадка.
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива
3. Петушок.
Дымковский я петушок,
Пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
Воспитатель: Когда у мастеров игрушки были готовы, их относили на ярмарку. А теперь давайте мы тоже отнесём эти прекрасные игрушки на ярмарку.
Ярмарка! Праздник! Внимание! Внимание! Веселое гуляние!
Приходи, скорей народ!
Разевай по шире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.
Ребята, а что такое ярмарка? (ответы детей)
Ярмарка – это веселое представление с играми, потехами, хороводами, песнями, шутками и прибаутками. На ярмарке кто то продает, а кто то покупает. Но не только продают товар, но и выставляют на показ всем- гордятся люди своим мастерством. На ярмарку люди одевались красиво и шли как на праздник.
2. Рефлексия.
Воспитатель: Всё верно. А давайте ребята поиграем с вами в одну игру! Игра называется «У Маланьи у старушки».
У Маланьи у старухи
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей-все без бровей.
С такими глазами, с такими ушами,
С такими носами, с такими усами,
С такой головой, с такой бородой.
Ничего не ели, на неё глядели.
Делали вот так.
Как? (По считалке выбирают водящего – «Маланью», ставят в центр круга. Все остальные ходят и поют. На слова «с такими глазами» дети останавливаются и изображают то, о чем поется: показывают огромные глаза», «длинный нос» и т. д. После слов «делали вот так» «Маланья» показывает какое – нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того «Маланья» выбирает и ставит в центр круга на своё место).
Вопросы к детям:
Понравилась ли вам дымковская игрушка?
Какая игрушка понравилась вам больше всего и почему?
Для чего нужны дымковские игрушки?
Почему с этой игрушкой нужно обращаться бережно?
Игра-задание (аппликация) .
Воспитатель:
А теперь давайте мальчики украсят дымковскую лошадку, а девочки украшают барышню.
3. Итог:
Воспитатель дает оценку детским работам: Молодцы, ребятки, хорошо вы сегодня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
"Дымковский конь" (роспись дымковской игрушки)
Конспект занятияс детьми старшего дошкольного возраста"Дымковский конь"роспись дымковской игрушки...
Конспект занятия по рисованию с детьми 2 средней группы на тему конек – дымковская игрушка Конек – дымковская игрушка
Составила Боричевская Наталья Викторовна. ГБДОУ № 69 Конек Дымковский:Цель: - воспитывать желание рассматривать народные игрушки (лошадка)- понимать настроение, выраженное в народной игрушке;- уч...
Памятки для родителей "Дымковская глиняная игрушка", "Как познакомить ребёнка с Дымковской игрушкой"
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими и...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)
Конспект занятия по кружковой деятельности«Дымковская игрушка».(роспись дымковской игрушки)....
Знакомство с росписью дымковской игрушки (дымковская лошадка). (младшая группа)
Народное творчество...
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»
Рассказ о дымковской игрушке для дошкольников «В мастерской дымковской игрушки»...