ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ
проект по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
ошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Занятия пластилинографией позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём, расширять возможность изобразительной деятельности детей.
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста. Однако содержание и методика работы в технике пластилинографии в ДОУ, собранные в единый комплект, еще не создан. Это обусловило актуальность данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 271.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
В СИСТЕМЕ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
В СОВРЕМЕННОМ ДОУ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности, является доступным видом деятельности детей дошкольного возраста. Занятия пластилинографией позволяют всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, ребёнок учится познавать мир осознавать себя и своё место в нём, расширять возможность изобразительной деятельности детей.
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста. Однако содержание и методика работы в технике пластилинографии в ДОУ, собранные в единый комплект, еще не создан. Это обусловило актуальность данного проекта.
Объектом проекта является процесс развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников.
Предмет – техника пластилинография.
Цель: исследовать возможности развития творческих способностей через пластилинографию в виде проекта.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников;
2) рассмотреть условия необходимые для развития творческих способностей через пластилинографию;
3) описать технику пластилинографии;
4) разработать систему занятий обучения технике пластилинографии для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта состоит в том, что в проекте раскрывается специфика и методика работы в технике пластилинографии. Данная информация востребована современными ДОУ для проведения занятий развития детского творчества.
1. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК ВИД ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ДОУ
Термин «пластилинография» образован от двух основ: пластилин – пластический материал определенного состава и графо – пишу, изображаю. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография – один из видов изобразительной деятельности.
Пластилинография по технике исполнения имеет свою классификационную характеристику. Так, отталкиваясь от материала-основы, пластилинография подразделяется как созданная
• на бумаге,
• на картоне,
• на пластике,
• на обычном или органическом стекле,
• на керамической плитке и под.
По способу создания изображения пластилинография бывает
• прямая. Выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки. Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему «Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома.
• витражная, или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином.
• мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом.
• контурная. Этот вид работы рекомендуется для воспитанников старшей и подготовительной групп, ведь он требует усидчивости. Подогретые пластилиновые жгутики разных цветов нужно выдавливать из шприца (без иглы) и заполнять ими контур.
• многослойная. Пластилин наносится на основу мазками в несколько слоёв, сочетаются разнообразные цвета и оттенки материала, получается объёмное, сложное изображение.
Пластилинография – новое направление в работе с пластическим составом – открывает иные возможности знакомого материала, поскольку ребенок узнает, что пластилином можно еще и рисовать. При помощи воспитателя ребёнок активно осваивает новую технику, развивает не только свои творческие способности и пластику своих рук и пальцев.
Работа с пластилином, процесс лепки помогает ребенку выразить себя, свои эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему; формировать эстетический вкус, развивать координацию восприятия и отражения реальности. Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребенка, способность отчетливо ощущать пластичность, форму и вес материала. Создавая изображение с помощью пластилинографии, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает, раскатывает и лепит различные формы, что делает руку более гибкой и послушной. Можно с уверенностью сказать, что пластилинография готовит руку ребенка к школьному письму.
Занятия пластилинографией имеют не только практическое значение, но и воспитательно-образовательное. Дети расширяют свой кругозор, приобретают новые знания об окружающем мире, отрабатывают новые умения, навыки. Малыши постепенно и незаметно для самих себя овладевают искусством планирования и учатся всегда доводить работу до конца.
Пластилинография развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид продуктивной деятельности. Он позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой.
Пластилинографией занимаются, как правило, в старшем дошкольном возрасте, используя различные приемы: налепы, прищипывание, оттягивание, сплющивание, примазание и т.д. Однако начинать заниматься ей можно раньше. Так, дети в 1,5 – 2-х летнего возраста с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству пластической скульптуры, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового образа и его рисунка, конструкции, которые неизменно отличаются оригинальностью.
Старшего дошкольника характеризует стремление к активной деятельности, интерес к миру и любопытство, его отличает способность к речевому комментированию любого процесса и результата собственной деятельности, достаточно развитое воображение. С любознательностью связана его инициативность, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения. Однако его обличается также и неустойчивость внимания, подвижность интересов, не всегда он усидчив и терпелив и не всегда способен преодолевать трудности кропотливой работы. Все эти качества учитывает воспитатель при организации работы на занятиях пластилинографии, неизменно проходит на помощь, подсказывая мотивацию в работе над завершением продукта.
Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности и развитости детей старшего дошкольного возраста выступают следующие предпосылки: понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, владение способами выполнения работ творческого характера, наличие фантазии и развитого воображения; появление настойчивости, старательности, добросовестности; умение преодолевать возникающие трудности и доводить начатую работу до конца; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразительные средства.
Вторым важным условием развития творческих способностей является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества.
Третьим условием развития творческих способностей является обучение конкретному творческому действию, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Конечной целью этого обучения должны быть новые знания, более гибкие, вариативные умения, универсальные (т.е. применимые в разных условиях) навыки. В противном случае ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к данному виду творчества, а на занятиях появляется спад его творческой активности.
Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания состоит в предложении действенных мотивов поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной руководителем и организатором работы.
Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны творчества – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс[1]. Л.С. Выготский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое»[2].
Огромную роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. Решающая роль отводится специальной микросреде, в которой формируется ребенок, но в первую очередь – семье. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность, понимаемую двояко: как гармонию отношений между родителями, и как гармонию отношений между родителями и детьми; 2) творческая/нетворческая личность как образец подражания или субъект идентификации ребенка; 3) общность/отсутствие интеллектуальных интересов членов семьи; 4) наличие определенных ожиданий родителей по отношению к ребенку (например, ожидание достижений).
2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
Для обеспечения оптимальной и продуктивной творческой работы в технике пластилинографии важно правильно подобрать оборудование и материал, организовать рабочую зону, умело создать рабочее настроение и поддержать творческий подъем детей.
Материал. Основным материалом служит пластилин. Это мягкий материал, способный обладать любой формой, однако оставляет жировые пятна и меняет свое качество при долгом лежании. Это следует учитывать воспитателю в работе с пластилином. У ребенка должен быть только свежий материал. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону, поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком».
Материал-основа (картон, пластик, керамическая плитка и др.). Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Можно пользоваться также прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал: перышки, семечки, бисер и др. Возможен дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки)
Инструментарий. Руки и пальцы – это универсальный инструмент, неотделимый от ребенка, но, кроме этого, существуют специальные инструменты для работы – лопаточка-стек, которые часто прилагаются к набору пластилина. Стеки бывают деревянные, пластмассовые и самой разнообразной формы. Иногда вместо стека можно использовать нож из кукольного набора, деревянную палочку, зубочистку или медную проволочку. Можно воспользоваться и своим удобным предметом.
Для работы необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30х25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно сделать самостоятельно из куска линолеума или отслужившей сухостираемой доски. Работать на клеенке неудобно, т.к. она тянется за пластилином, кататься по столу и заворачиваться.
Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она нужна, когда на рисунке нужно поменять цвет: с темного на светлый.
Организация рабочего места и процесса. Для успешной творческой работы необходимо правильно организовать рабочее пространство. Для этого необходимы:
∙ Рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы и рабочие инструменты.
∙ Хорошее освещение, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола.
∙ Предметы должны быть расположены на рабочем столе в порядке как перед началом работы, так и после нее: пластилин должен лежать в закрытой коробке; картон должен в специальной папке; стеки должны храниться в футляре или специальном пенале; подкладная доска должна лежать в специальной папке.
Правила техники безопасности при работе с пластилином. При работе с материалами и инструментами необходимо соблюдать определенные правила безопасности. О них рассказывает детям воспитатель перед началом работы, и он же строго следит за их выполнением. К таковым относятся следующие правила:
∙ При работе следить за своей осанкой, чтобы меньше уставать и не нагружать позвоночник.
∙ Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.
∙ Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
∙ Перед работой следует разогреть пластилин, разминая его руками.
∙ Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
∙ Хранить пластилин в коробочке отдельно от другого материала.
∙ Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул.
∙ После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
∙ По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол. Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.
∙ Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.
Воспитатель можно использовать музыку в процессе работы детей, т.к. соответствующая музыка настраивает на творчество и способствует творчеству. Музыка не должна звучать громко или слишком тихо, она должна быть лишь фоном работы в оптимальном режиме громкости.
Пропедевтические занятия в младших группах. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, и потому подготовительная работа ведется, как правило, в младших группах.
Дети работают вместе с воспитателем. Они сначала учатся скатывать шарики и колбаски разных цветов. Затем учатся прижимать их пальчиком, чтобы получить другие объемы. И на последнем этапе воспитатель учить детей крепить пластилин к основе, прижимая комочек пальчиком к картону-основе или к какому-то рисунку. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте
Важное значение в пропедевтической работе начинает приобретать цвет пластилина – как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов.
Этапы создания «картины» в технике пластилинографии в старшей группе. Дети старшей группы уже готовы к использованию разнообразных приёмов и потому выполняют более сложную работу: декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.
Палитра цвета обогащается: дети учатся смешивать разные цвета для получения другого оттенка (осваивают приём «вливание одного цвета в другой»).
1-й этап. Формирование замысла. Рассматривание рисунков и готовых работ предшественников.
Выбор (или создание) эскиза будущей картины. Воспитатель предлагает детям подготовленные заранее специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко и др.) или рисунки-эскизы на картоне. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно.
На первом этапе главное – не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата. Материал, находящийся в центре художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
2-й этап – воплощение, работа с рисунком. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло):
Затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Основное действие в этом случае – размазывание шарика. Сначала его формируют пальчиком в нужном размере, а затем прикрепляют и размазывают в разные стороны, не выходя за контуры рисунка-эскиза.
Работа получается декоративной и издалека выглядит, как написанная маслом.
В несколько иной технике выполняется более сложная композиция:
Она более ажурна и изящна, поскольку требует более тонкой и кропотливой работы.
Огромное значение имеет цвет пластилина, который передает выразительность предметов, показывает свое многообразие. При рисовании цвета дети выбирают сами.
Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Можно научить детей смешивать пластилин двумя способами. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать.
3-й этап – завершение работы, оценивание результата, выставка работ.
Уборка рабочего места и приведение в порядок инструмента.
Предлагается примерный конспект занятия в технике плаастилинографии (См. ниже).
«Люблю березку русскую»
(Конспект занятия в старшей группе)
Цель: продолжить обучение детей технике пластилинографии.
Задачи:
• прививать эмоционально-положительное отношение к красоте природы, в том числе и через художественно-эстетическое восприятие;
• расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве;
• учить детей пользоваться разными способами лепки на силуэте шаблона;
• учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими гибкими ветками (рисование); передавать в рисунке характерные особенности изображения берёзы осенью;
• развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование и материал:
1) иллюстрации с изображением берез;
2) раздаточный материал: альбомный лист на каждого ребенка, лист синий цветной бумаги, ножницы, клей карандаш, пластилин, стеки, доски, салфетки, розетки с водой, краски желтого, белого, черного и красного цвета.
Предварительная работа: рассматривание березы, заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза», приметы о березе, пение песен.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку:
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой зимой,
Вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
(Березка)
Воспитатель: Молодцы ребята, это березка. Из всех деревьев русского леса всех милее мне наша березка. Стройные белые стволы покрыты белой тонкой берестой. Посмотрите ребята на березки, полюбуйтесь ими. (рассматривание иллюстраций)
-А кто мне скажет, как в любое время года мы можем узнать березку?
Воспитатель: Правильно ребята, по белому стволу дерева.
А кто скажет, какие у березки веточки, листочки в разное время года?
1. Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У березки на плечах.
(Е. Трутнева)
2. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром
(С. Есенин)
3. Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы
(С. Есенин)
(Демонстрация картинок, фотографий березы в разное время года)
Воспитатель: наша красавица березка может предсказывать погоду. А какие народные приметы вы знаете:
Ответы детей:
а) если из березы течет много сока – к дождливому лету;
б) если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, а начнут желтеть снизу – поздняя;
в) береза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, а ольха перед березой – мокрое.
Воспитатель: много мы сегодня узнали о нашей русской красавице, которую поэты воспевают в стихах, художники в картинах, песенники в песнях, танцах. А давайте сейчас нарисуем нашу березку. Но рисовать мы будем необычным способом – красками, пластилином.
Сейчас нужно выбрать, кто какую березку будет рисовать. Я вам предлагаю нарисовать березку осенью.
Ответы детей.
Физкультминутка.
Наступило утро,
Солнышко проснулось
(рукой на окно показать)
И берёзки к солнцу потянулись
(руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом
Наклонившись в стороны
(наклоны в сторону).
Радуясь дню новому
(руки вверх, помахать ими).
Дети выполняют композицию березки методом пластилинография, воспитатель контролирует процесс, помогает, поощряет.
Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с заданиями, которые для вас приготовила наша березка. Мы убедились, что берёза – и самое красивое дерево России. А теперь оформим наш вернисаж.
В заключение занятия вывешиваются и анализируются работы.
Рефлексия.
- Вы замечательно справились с заданием, у нас получилась целая березовая роща.
- На занятии мы много узнали о значении березы. Береза является символом России, дает кислород, лечит от болезней, поит полезным соком. А что мы можем сделать хорошее для деревьев.
Ответы детей:
-Беречь, сажать новые деревья, не ломать.
-Конечно, человек не только должен любоваться природой, но и беречь ее, много деревьев беспощадно губят. Поэтому и наша березка нуждается в охране.
Заметим, что каждое занятие позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей. Такие занятия будут способствовать не только овладению детьми практическими навыками, но и научат их любоваться природой, бережно к ней относиться, помогут проникнуться любовью даже к самому маленькому, неказистому цветку. И тогда дети никогда бездумно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда растению сами и остановят от неразумного шага других.
В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира.
Центральным моментом работы по развитию творческих способностей является развитие у детей умения выделять и при помощи особых средств оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира.
Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пластилинография как один из видов изобразительного творчества сравнительно новый вид работы в ДОУ. Однако он вскоре обрел большую популярность за счет обширных возможностей для развития и обучения детей. Так, занятие пластилинографией способствуют развитию
- психических и психофизических процессов: вниманию, памяти, мышления, воображения, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей творческих способностей,
- воспитательных факторов: самостоятельности и саморегулируемости поведения;
- расширяет кругозор и дает возможность обретать новые знания и впечатления.
Дети получают первые уроки организации работы: они учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
В процессе занятий пластилинографией ребенок развивает пластику и силу рук, делая их более согласованными, движения пальцев (они дифференцируются), и, таким образом, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
В техническом отношении пластилинография предполагает разные классификационные виды технического выполнения, что позволяет применять технику в работе с разновозрастными группами и широкий спеки организации занятий.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы: музыку и изо, изо и окружающий мир и природа, изо и художественную литературу, изо и развитие речи и др. Темы работ тесно переплетаются с практикой жизни, с реальным опытом детей.
Основной материал пластилинографии — пластилин, а основной инструмент – руки и пальцы, поэтому данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и при этом вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным для них.
ЛИТЕРАТУРА
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2012.
- Венгер Л.А. Программа «Одаренный ребенок». М.: Новая школа, 2015.
- Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика, 2014.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Москва: АСТ, 2016.
- Давыдова Г. Н. Пластилинография. М.: Скрипторий, 2012.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: В 2 ч. М.: Скрипторий 2013. Ч.2.
- Доронова Т.Н. Деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2009.
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М.: ВЛАДОС, 2015.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет). М: Мозаика-Синтез, 2013.
- Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Просвещение, 2014.
- Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях. Элементы обучения в руководстве изобразительным творчеством ребенка // История дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Сост. С.В. Лыков. М.: Академия, 2016.
- Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 2014.
- Хакимова Г.А. Методы ознакомления детей с изобразительным искусством // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016.
- Чернова Е.В. Пластилиновые картины. Ростов н/Д.: Феникс, 2016.
- Эренгросс Б.А. Искусство вокруг нас: Для среднего и старшего возраста. М.: Детская литература, 2013.
- Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2012.
[1] Выготский Л.С. Психология творчества. М.: Наука, 2011. С. 13.
[2] Выготский Л.С. Психология творчества. С. 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
"Статья на тему: "Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста."...
«Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, жел...
Консультация для воспитателей Пластилинография - как средство развития художественного творчества у детей дошкольного возраста.
консультация для воспитателей...
Презентация из опыта работы " Пластилинография как средство развития детского изобразительного творчества"
Организация с детьми работы по интересам в технике пластилинография "Волшебный пластилин"...
Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики.
Представляю вашему вниманию презентацию "Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики". На занитии дети ...
«Современные подходы к развитию детского творчества в старшем дошкольном возрасте посредством музыкально - ритмической деятельности»
Использование современных технологий музыкального развития даёт возможность раскрыть личность, инициативу, познавательные и творческие способности ребёнка. Благодаря современным технологиям...
методическая разработка на тему:«Пластилинография в системе занятий по развитию детского творчества»
Знакомство детей с нетрадиционной техникой изобразительного искусства пластилинографией, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной п...