Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе тема: « Гжельская роза».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Елена Николаевна Кругликова

Задачи: 1.Учить элементу гжельской росписи сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками.  2.Учить детей приемам рисования Гжельской розы. 3.Совершенствовать навыки рисования всей кистью, еѐ концом, без прорисовки узора карандашом.4.Поддерживать интерес к народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

ема занятия: «Гжельская роза»  

Задачи. Познакомить с русских художественным гжельским промыслом; учить выделять

характерные  особенности  промысла,  рисовать  основные  элементы  гжельской  росписи,

гжельскую  розу;  совершенствовать  технические  умения  и  навыки  кистевой    росписи;

развивать эстетический вкус, творческие способности. 

Материалы,  инструменты,  оборудование.  Изделия  гжельских  мастеров;

иллюстративный материал с изображением гжельской керамики; таблицы с изображением

элементов  росписи;  гуашь,  палитра;  два  листа  бумаги  формата  А4;  пособия:  Межуева

Ю.А.  Сказочная  гжель.  Рабочая  тетрадь  по  основам  народного  искусства.  М.,2003.  и

Сульянинова Н.С. Синие цветы Гжели. М., 1987. 

Содержание занятия. Воспитатель: «Ребята, какие изделия народных мастеров вы

знаете?». Педагог демонстрирует изделия гжельского промысла. Ответы детей. «Как

необычайно красивы эти белые с синим чашки и чайники, вазы и сахарницы,

подсвечники, фигурки людей и животных. Кто откажется стать обладателем в

каждодневном быту таких красивых вещей? Откуда пришли к нам эти предметы? 

Недалеко  от  Москвы  находиться  гончарный  город  Гжель,  богатый  белой  глиной.

Из  глины  мастера  стали  изготавливать  посуду  и  украшать  ее  разными  деталями.  В

распоряжении  мастера всего  два  цвета  -  белый  фон  и  синий цвет  краски.  Но при  этом,

какое богатство тональных переходов: цвет то разрежен, прозрачен и светел, то, сгущаясь,

становиться иссиня-черным, жестким. 

Помимо основных растительных мотивов, орнамента из листьев хмеля и винограда,

крупных  цветов  и  трав,  в  гжельской  росписи  есть  сюжеты  из  деревенской  и  городской

жизни,  бытовые  сценки,  пейзажи,  образы  собаки,  петуха,  павлина,  медведя.  Особенно

часто встречаются птицы. 

Художники  гжельского  промысла  для  передачи  разных  оттенков    разбеливают

синий цвет белилами. Сейчас мы возьмем палитру и составим несколько оттенков синего

цвета».  

Дети  работают  самостоятельно.  «Полученными  цветами  мы  попробуем  рисовать

отдельные элементы». Педагог показывает, дети по методу «шаг за шагом» повторяют. 

«Бордюры». Концом тонкой кисточки мы рисуем бордюры: волнистая линия с точками,

петлеобразная, выпуклая – с сеточкой внутри. 

«Капелька» - сплошной  узкий  мазок.  Она  не  получится  простым  примакиванием.  Этот

мазок имеет свой ритм движения кисти. Набирайте кисточкой равномерно краску, ставьте

ее  на  кончик,  чуть  тянем,  прижимая  (без  растяжки),  и  отрываем  кисть  от  бумаги.

Выразительный  убывающий  ритм  листьев  на  стебельке  получается,  если  «капельки»

разместить  вдоль  стебля,  начиная  с  большой,  постепенно  уменьшая  их  почти  до  точки.  

Такие  листочки  могут  украсить  стебелек  с  одной  или  с  двух  сторон.  Если  «капельки»

разместить  по  кругу  –  получиться  головка  цветочка,  а  между  лепестками  можно

нарисовать волнистые линии или прямые с точками, это украсит ваш цветок. 

«Живописный мазок» Его секрет в том, что краска набирается на одну сторону кисти и

неравномерно распределяется на ней: к краю ее больше, к середине она совсем истаивает.  

Кисть  плотно  кладется  на  поверхность  бумаги  и  мгновенно  поворачивается  вокруг

черенка.  Получается  округлый  мазок  с  постепенным  переходом  от  темного  к  светлому.

Его еще называют мазок на одну сторону». 

«Роза». На втором чистом листе мы с вами нарисует основной цветок гжельской росписи

 розу. Все лепестки цветка выполняются «живописным мазком», начинать цветок нужно

с середины. Рисуем первый округлый мазок. Середина завершается присоединением еще

двух  округлых  мазков  с  левой  и  правой    стороны  от  первого.  Чуть  подождем,  чтобы

лепестки  серединки  высохли,  начинаем  рисовать  следующую  пару  лепестков,  чуть

пониже. Во время росписи розы нужно вращать бумагу, чтобы было удобней. 

Последняя пара нижних лепестков как бы поддерживает средние лепестки. Теперь

можно  писать  стебельки  с  листочками.  Краска  для  листочков  меняет  свою  тональность:

она  должна  быть  намного  светлее  лепестков  цветка.  Листики  выполняем  широким

сплошным  мазком,  а  декоративные  веточки с  «капелькой». Завершающий  этап  – тонкие

линии  завитков,  усиков  и  штрихов-прожилок.  Цветок  выглядит,  как  созревший  плод,

развернул  свои  дольки-лепестки,  и  тонкий  стебелек  согнулся  под  его  тяжестью.    По

сторонам листа нарисуйте бордюр – рамку для вашей розы. 

Дети работают самостоятельно. Педагог при необходимости оказывает помощь. В

конце занятия все рисунки вывешиваются для обсуждения

ема занятия: «Гжельская роза»  

Задачи. Познакомить с русских художественным гжельским промыслом; учить выделять

характерные  особенности  промысла,  рисовать  основные  элементы  гжельской  росписи,

гжельскую  розу;  совершенствовать  технические  умения  и  навыки  кистевой    росписи;

развивать эстетический вкус, творческие способности. 

Материалы,  инструменты,  оборудование.  Изделия  гжельских  мастеров;

иллюстративный материал с изображением гжельской керамики; таблицы с изображением

элементов  росписи;  гуашь,  палитра;  два  листа  бумаги  формата  А4;  пособия:  Межуева

Ю.А.  Сказочная  гжель.  Рабочая  тетрадь  по  основам  народного  искусства.  М.,2003.  и

Сульянинова Н.С. Синие цветы Гжели. М., 1987. 

Содержание занятия. Воспитатель: «Ребята, какие изделия народных мастеров вы

знаете?». Педагог демонстрирует изделия гжельского промысла. Ответы детей. «Как

необычайно красивы эти белые с синим чашки и чайники, вазы и сахарницы,

подсвечники, фигурки людей и животных. Кто откажется стать обладателем в

каждодневном быту таких красивых вещей? Откуда пришли к нам эти предметы? 

Недалеко  от  Москвы  находиться  гончарный  город  Гжель,  богатый  белой  глиной.

Из  глины  мастера  стали  изготавливать  посуду  и  украшать  ее  разными  деталями.  В

распоряжении  мастера всего  два  цвета  -  белый  фон  и  синий цвет  краски.  Но при  этом,

какое богатство тональных переходов: цвет то разрежен, прозрачен и светел, то, сгущаясь,

становиться иссиня-черным, жестким. 

Помимо основных растительных мотивов, орнамента из листьев хмеля и винограда,

крупных  цветов  и  трав,  в  гжельской  росписи  есть  сюжеты  из  деревенской  и  городской

жизни,  бытовые  сценки,  пейзажи,  образы  собаки,  петуха,  павлина,  медведя.  Особенно

часто встречаются птицы. 

Художники  гжельского  промысла  для  передачи  разных  оттенков    разбеливают

синий цвет белилами. Сейчас мы возьмем палитру и составим несколько оттенков синего

цвета».  

Дети  работают  самостоятельно.  «Полученными  цветами  мы  попробуем  рисовать

отдельные элементы». Педагог показывает, дети по методу «шаг за шагом» повторяют. 

«Бордюры». Концом тонкой кисточки мы рисуем бордюры: волнистая линия с точками,

петлеобразная, выпуклая – с сеточкой внутри. 

«Капелька» - сплошной  узкий  мазок.  Она  не  получится  простым  примакиванием.  Этот

мазок имеет свой ритм движения кисти. Набирайте кисточкой равномерно краску, ставьте

ее  на  кончик,  чуть  тянем,  прижимая  (без  растяжки),  и  отрываем  кисть  от  бумаги.

Выразительный  убывающий  ритм  листьев  на  стебельке  получается,  если  «капельки»

разместить  вдоль  стебля,  начиная  с  большой,  постепенно  уменьшая  их  почти  до  точки.  

Такие  листочки  могут  украсить  стебелек  с  одной  или  с  двух  сторон.  Если  «капельки»

разместить  по  кругу  –  получиться  головка  цветочка,  а  между  лепестками  можно

нарисовать волнистые линии или прямые с точками, это украсит ваш цветок. 

«Живописный мазок» Его секрет в том, что краска набирается на одну сторону кисти и

неравномерно распределяется на ней: к краю ее больше, к середине она совсем истаивает.  

Кисть  плотно  кладется  на  поверхность  бумаги  и  мгновенно  поворачивается  вокруг

черенка.  Получается  округлый  мазок  с  постепенным  переходом  от  темного  к  светлому.

Его еще называют мазок на одну сторону». 

«Роза». На втором чистом листе мы с вами нарисует основной цветок гжельской росписи

 розу. Все лепестки цветка выполняются «живописным мазком», начинать цветок нужно

с середины. Рисуем первый округлый мазок. Середина завершается присоединением еще

двух  округлых  мазков  с  левой  и  правой    стороны  от  первого.  Чуть  подождем,  чтобы

лепестки  серединки  высохли,  начинаем  рисовать  следующую  пару  лепестков,  чуть

пониже. Во время росписи розы нужно вращать бумагу, чтобы было удобней. 

Последняя пара нижних лепестков как бы поддерживает средние лепестки. Теперь

можно  писать  стебельки  с  листочками.  Краска  для  листочков  меняет  свою  тональность:

она  должна  быть  намного  светлее  лепестков  цветка.  Листики  выполняем  широким

сплошным  мазком,  а  декоративные  веточки с  «капелькой». Завершающий  этап  – тонкие

линии  завитков,  усиков  и  штрихов-прожилок.  Цветок  выглядит,  как  созревший  плод,

развернул  свои  дольки-лепестки,  и  тонкий  стебелек  согнулся  под  его  тяжестью.    По

сторонам листа нарисуйте бордюр – рамку для вашей розы. 

Дети работают самостоятельно. Педагог при необходимости оказывает помощь. В

конце занятия все рисунки вывешиваются для обсужден

НОД  по рисованию в подготовительной к школе группе

 тема: «  Гжельская роза».

 Задачи: 1.Учить элементу гжельской росписи сочетание дугообразной, петельной линии с мазками, точками.  2.Учить детей приемам рисования Гжельской розы. 3.Совершенствовать навыки рисования всей кистью, еѐ концом, без прорисовки узора карандашом.4.Поддерживать интерес к народному творчеству.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

Ход НОД:                   

Воспитатель: Сегодня  на занятие мы ещё раз  вспомним гжельскую роспись.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

         Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве.

       Давайте ещё раз рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на Гжельской росписи? (показ гжельской посуды)

Да это голубые, синие цвета, как небо, как озёра, реки, как васильки.

Все эти изделия называют  гжельскими.

 Воспитатель: Ребята, почему данный промысел называют гжельским? (По названию подмосковной деревни Гжель). Да эта деревня находится недалеко от Москвы. Из чего мастера делают гжельские изделия?(из белой глины) Воспитатель: Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно  увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.  

       Чем отличается гжель? Да, прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится, синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, какие вы видите элементы?

 (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки,  дуги, волнистые линии, капельки)

Самый излюбленный узор – Гжельская роза.  Вот и сегодня мы с вами будем рисовать гжельскую розу.

  Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

 Завтра утром все цветки

 Вновь распустят лепестки.

Воспитатель: Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Перед вами у всех лежат чистые листы, на которых нарисована посуда. Мы посуду распишем,  и нарисуем Гжельскую розу. (показ) Все лепестки цветка выполняются «живописным мазком», начинать цветок нужно с середины. Рисуем первый округлый мазок. Середина завершается присоединением еще двух округлых мазков с левой и правой стороны  от первого. Чуть подождём, чтобы лепестки серединки высохли, начинаем рисовать  следующую пару лепестков, чуть пониже.

Последняя пара нижних лепестков как бы поддерживают средние лепестки. Теперь можно писать стебельки с листочками. Краска для листочков меняет свою тональность: она должна быть намного светлее лепестков цветка. Листики выполняем широким сплошным мазком, а декоративные веточки с «капелькой».

      Завершающий этап – тонкие линии завитков, усиков и штрихов прожилок. Цветок выглядит, как созревший плод, развернул свои дольки  - лепестки, и тонкий стебелёк согнулся под его тяжестью. По сторонам нарисуйте бордюр – рамку для вашей розы. (дети рисуют)

Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.

 Воспитатель: Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые гжельские розы и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий.  Ребята, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в подготовительной к школе группе "Гжельская сказка".

Конспект НОД  по рисованию в подготовительной к школе группе "Гжельская сказка".Автор составитель: воспитатель МБДОУ «Детский сад №10» Кузнецова Наталья Владимировна.Тема: «Гжельская сказка...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Отражение в воде». Нетрадиционная техника рисования

Цель и задачи занятия:1. Развивающее.Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразитель...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе Тема: Роспись посуды по мотивам гжельской росписи.

Программное содержание:1. Продолжать учить рисовать узоры по мотивам гжельской росписи на силуэтах, изображающих предметы посуды.2. Упражнять в умении рисовать растительные элементы ко...

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе в формате #сидим дома с пользой дела# Мастер – класс поэтапное рисование на тему : «Цветущая весна» ( 12.05 - 15.05)

Цель: создание творческой или учебной работы.Задачи: обучать детей приёмам работы акварелью без предварительного рисунка;совершенствовать у детей технику рисования всей кистью,закреплять приёмы рисова...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Гжельская роза»

Конспект занятия по рисованиюв старшей группена тему: «Гжельская роза»...

Конспект открытого занятия по рисованию в подготовительной к школе группе на тему: «Школа юных художников»

Цель: поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности.Задачи:-продолжать учить детей выделять основные цвета и составные; смешивать краски для получения новых цветов и их оттенков;-закр...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Гжельский петушок»

Цель: формирование интереса к народному творчеству, народным традициям.Задачи:- расширять знания детей об истории гжельского промысла;- формировать умение детей выделять характерные особенно...