«Влияние пластилинографии на развитие речи ребенка»
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)
Связь пальцевой моторики и речевого развития очевидна и доказана многими нейрофизиологами и нейропсихологами. Она объясняется тем, что проекция кистей рук в головном мозге занимает треть участка, отвечающего за движения, и расположена очень близко к речевой зоне (центры Брока и Вернике). Наиболее значимой эта связь становится к трем-четырем годам жизни человека, когда созревают центры Брока и Вернике. Именно с этого возраста тренировка пальцевой моторики становится особенно целесообразной, что подталкивает родителей, а также воспитателей, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования к поиску разнообразных средств развития моторики пальцев рук дошкольников.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние пластилинографии на развитие речи ребенка»
Связь пальцевой моторики и речевого развития очевидна и доказана многими нейрофизиологами и нейропсихологами. Она объясняется тем, что проекция кистей рук в головном мозге занимает треть участка, отвечающего за движения, и расположена очень близко к речевой зоне (центры Брока и Вернике). Наиболее значимой эта связь становится к трем-четырем годам жизни человека, когда созревают центры Брока и Вернике. Именно с этого возраста тренировка пальцевой моторики становится особенно целесообразной, что подталкивает родителей, а также воспитателей, логопедов, психологов, педагогов дополнительного образования к поиску разнообразных средств развития моторики пальцев рук дошкольников.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
Рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография.
Пластилинография способствует:
-развитию психических процессов
- снятию мышечного напряжения и расслаблению
-развивает детское воображение
-художественное и пространственное мышление
-мелкую моторику рук
- будит фантазию
-побуждает дошкольников к самостоятельности
-формирует эстетический вкус.
Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, можно использовать метод «пластилинографии», включая в процесс пальчиковую гимнастику.
1. Сжимать и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые мягкие игрушки. «Ты утёнок не пищи, лучше маму поищи!».
2. Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого; а со слов «А вот и вся моя семья» второй рукой охватывать весь кулачок.
«Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя, а вот и вся моя семья!»
3. На первые 2 строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие 4 строчки загибать пальцы. Со словами 7 строчки пальцами другой руки брать мизинец и слегка покачивать. В конце хлопнуть в ладошки.
«Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, всех накормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала – он много шалил, тарелку разбил!».
4. Пальцами правой руки здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. В конце помахать друг другу ладошками.
«Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю – всех я вас приветствую!».
5. Указательный и средний пальцы ходят по ладошкам.
«Топ, топ, топ, топают ножки. Мальчик ходит по дорожке».
6. Упражнение «Цепочка». Все пальчики попеременно соединяем с большим, поворачивая при этом руки. «Пальчики перебираем и цепочку получаем!».
Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения рук становятся более согласованными, ребенок подготавливает руку к освоению навыка, как письмо. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. К тому же это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники.
Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности;
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков»;
Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности- сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приёма. Начинать лучше с простых картинок и переходить постепенно к созданию более сложных.
На занятиях лепкой дети знакомятся с новыми словами: ДЕЙСТВИЯ: прищипывать, отщипывать, расплющивать, раскатывать, надавливать, закручивать, отделять. ПРИЗНАКИ: заостренный, округлый, выпуклый, загнутый и т. д. Учатся понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Слово прочно входит - сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка.
На занятиях значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность. Например, если кому-то из детей специально «забыть» положить стек, или доску, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.
Важно поощрять ребёнка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребёнку радость общения, познания. труда, игры, отдыха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей и педагогов. "влияние пения на развитие речи ребенка"
Невозможно переоценить влияние пения на развитие ребенка. В консультации содержатся упражнения на развитие речи, которые будут полезны детям как в саду общеразвивающего вида, так и логопедических учре...

Влияние семьи на развитие речи ребенка
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к развитию понятийного мышления.Наруш...

Влияние социума на развитие речи ребенка
в материале рассказывается о том как социум влияет на развитие речи ребенка...

Консультация "Влияние компьютера на развитие речи ребенка"
Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима:...
Консультация для родителей на тему: «Влияние компьютера на развитие речи ребенка»
В данной статье рассказывается о влянии компьютера на речевое развитие детей....