Проект "Разноцветный мир"
проект по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Алексеева Ольга Станиславовна

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_raznotsvetnyy_mir.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №201 «Сибирская сказка»

Проектная деятельность через кружковую работу

 для детей старшего дошкольного возраста

«Разноцветный мир»

Составитель: Алексеева О.С.

воспитатель МБДОУ №201

Срок освоения: 1 год.

2019

Творчество -  особый вид

деятельности, оно в самом

себе несет удовлетворение.

(С. Моэм)

Актуальность.

 В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду —  эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую, использовать различные материалы. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Наблюдая за детьми на занятиях художественного творчества, я заметила, что дети моей группы плохо владеют ножницами, не серьезно относятся к правилам безопасности при работе.

Цель курса: Формирование у детей интереса к аппликации и развитие специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных для данной деятельности.

Задачи:

  1. Дать представления о свойствах различных материалов, учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости, учить применять в работе различные приемы врезания (по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое). Познакомить с нетрадиционными видами аппликации: объемная, плоскостная, обрывная, накладная,  модульная,  аппликация из ваты, из семян, круп, из ватных дисков.
  2. Развивать твердость рук, технические навыки, умение безопасно использовать инструменты при работе, развивать навык работы с различными материалами, конструктивной деятельности, воображение, творческого мышления, терпение.
  3. Воспитывать позитивный настрой на продуктивную деятельность.

Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации: 1 год

При работе с детьми применяются следующие методы:

- словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;

-  наглядный – показ образца изделия, анализ образца, работа по образцу.

- практический – изготовление работы под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуально и коллективные творческие работы.

Используются различные формы работы: беседы, наблюдения, рассматривание, выставки.

Для проведения занятия необходимы наглядные пособия: иллюстрации, образцы работы.

Необходимые материалы: цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага, гофрированная бумага, цветные салфетки, крупы, листы альбомной бумаги, цветной картон, вата, ножницы с тупыми концами, клей ПВА, клеенка, тряпочка, кисточка.

Курс занятий по программе рассчитан на 2 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 25 минут.

Ожидаемые результаты.

По окончании обучения дети могут:

– иметь представления о различных видах бумаги в целом;

- иметь представление об нетрадиционных видах аппликации;

- иметь представление о технике безопасности и организации рабочего места;

- ознакомиться с материалами различных видов, включая природный материал, цветовой гаммой;

- развить мелкую моторику рук;

- ознакомиться с основными приёмами художественной обработки бумаги;

-ознакомится с основными приемами работы в технике «обратная» аппликация;

– уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

– уметь работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности;

Формы и методы подведения итогов: выставки детских работ.

Содержание курса обучения.

  1.  Вводное занятие. Правила ТБ.

Теория: правила техники безопасности. Ознакомление с инструментами для работы и материалами.

  1.  Виды бумаги.

Теория. Демонстрация различных видов бумаги, картона и наборов для творчества и др.

  1.  Аппликация из природных материалов.

Теория. Ознакомление с техникой. Изучение рисунков и образцов. Выбор схемы работы. Практика. Подбор природных материалов. Изготовление аппликаций с использованием различных видов материалов. Оформление композиций.

  1.  Аппликация из бумаги и бумажных полос, геометрическая аппликация.

Теория. Организация рабочего места. Подбор материалов. Работа с шаблонами. Практическая работа. Изготовление аппликаций с помощью шаблона. Изготовление аппликаций с бумагой разной плотности, цвета и фактуры. Оформление композиций.

  1.  Многоцветная аппликация.

Теория. Знакомство с техникой. Подбор материалов. Выбор рисунка. Практическая работа. Используя бумагу, картон или фольгу, создаем многоцветную аппликацию. Вырезаем и оформляем различные композиции.

  1.  Аппликация из ваты, ватных дисков.

Теория. Познакомить с материалом – вата. Подготовка шаблона. Практическая работа. Изготовление шаблонов. Вырезание. Оформление готовой работы.

  1.  «Торцевание», «Жгутики», «Обрывная» аппликация.

Теория. Ознакомление с трафаретами. Подготовка самостоятельного трафарета на основе предложенного. Практическая работа. Подготовка деталей разного цвета и размера. Наклеивание подготовленного материала на шаблон.

  1. Объемная аппликация. Теория: Формировать умение составлять композицию из форм по убыванию, используя прием оригами. Практика: правильно располагать изображение, наклеивать его.

Во время обучения у детей происходит знакомство с технологическим процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка. Обучение знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги. Результатом обучения является создание коллективных работ с использованием различных технологических приемов при такой организации занятия, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.

Перспективный план.

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

1.Вводное занятие. Знакомство с различными видами аппликации. Правила техники безопасности. Ознакомление с инструментами для работы и материалами.

2. Игра «Что наклеили?»

3. «Ёжик» - аппликация из природных материалов.

4.«Рыбки» - аппликация из природных материалов.

5.«Подсолнух» - аппликация с использованием природного материала – семечки.

6. «Осеннее дерево» - аппликация с использованием природного материала – тыквенные семечки.

7. «Иней на деревьях» - мозаика из крупы-риса

8.«Иней на деревьях» - завершение работы.

Формирование представления о различных видах аппликации. Закрепление правил техники безопасности при работе с ножницами. Пробудить интерес к аппликации.

Закрепление понятия «Аппликация», использования различных материалов в этом виде художественного творчества.

Формирование умений создавать красочное изображение с использованием высушенных листьев, аккуратно наклеивать листья друг к другу.

Продолжать учить детей составлять общую сюжетно-тематическую

композицию, располагать предметы на листе бумаги, аккуратно использовать материалы для работы.

Освоение техники прикрепления материала на фон различными способами, для получения объемной аппликации.

Формирования умения создавать образ осеннего дерева с помощью тыквенных семечек, путем приклеивания.

Познакомить детей с новым видом аппликации, техникой исполнения работы. Развивать творчество.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.«Осеннее дерево» - обрывная аппликация.

2. «Мой дом» - обрывная аппликация

3.«Виноград и яблоко» - объёмная аппликация. 

4.«Аленький цветочек» 

5.«Снегирь» - объемная аппликация.

6. «Снегирь» - завершение работы.

7. «Заснеженные домики» - аппликация с использование ватных дисков. (2 занятия) 

8.«Заснеженные домики» -завершение работы.

1.«Снеговичок» - объемная аппликация , с использованием ваты. 

2. «Снеговичок» - завершение работы.

3.«Звери жарких стран» - геометрическая аппликация.

4.«Аквариум» (коллективная работа) – складывание бумаги путем гармошки.

5.«Лисичка в лесу» - прием складывания бумаги «гармошкой» с использованием в аппликации ваты. 

6. «Лисичка в лесу» - завершение.

7.«Ёлка» - объемна аппликация, скручивание салфеток

8.Открытка «С новым годом» - использование оригами.

1.Выставка работ.

2.«Барашки на лугу» -  аппликация с использованием скрученных салфеток..

3. «Цыпленок» - оригами.

4.«Курочка-пестружка» - модульная аппликация.

1.«Заинька-заинька» - обрывная аппликация.

2. «Заинька-заинька» - завершение работы.

3. «Ёжики на прогулке» - коллективная работы, аппликация жгутиками и комочками.

4. «Самолёт» - оригами.

5.«Весёлые улитки» - объемная аппликация из спиралей.

6.«Тарелка с фруктами» - объемная аппликация.

7.«Бабочка на ромашке» объемная аппликация.

8.«Бабочка на ромашке» - завершение работы

1.«Ваза с цветами для мамы» - сочетание модульной аппликации и торцевание. 

2. «Цветок» - накладная аппликация.

3.»Цветок» - завершение работы.

4. «Птичья школа» - коллективная работа , модульная аппликация.

5.«Живые облака» – обрывная аппликация.

6.«Рамки для фотографий» - торцевание

7.«Рамки для фотографий» -завершение работы

8.Птицы прилетели. – обрывная аппликация в сочетании с модульной.

1.«Космическое путешествие» (коллективная работа) – накладная аппликация.

2. «Ракета» - объемная аппликация

3.»Ракета» - объемная аппликация, завершение работы.

4. «Букет тюльпанов» - оригами.

5.«Золотая рыбка» - модульная аппликация.

6.Золотая рыбка – модульная аппликация (завершение работы).

7.Накормим воробья - аппликация из кругов.

8.Накормим воробья – завершение работы.

1.«Открытка к Дню Победы» - объемная аппликация.

2. «Первые листочки» - объемная аппликация .

3.«Цветы на лужайке» - квилинг.

4. Организация выставки для родителей.

Формирование представления об «обрывной аппликации». Формировать представление о том, что осеннее дерево можно изобразить с помощью аппликации без ножниц.

Закрепление понятия «Обрывная аппликация», формирование умения располагать задуманный сюжет на листе бумаги.

Формирование представления об «объёмной аппликации», создание объёмной аппликации.

(детям предоставляется выбор: яблоко или виноград).

Формирование умение составлять узор цветка по образцу, закрепление навыков аккуратного наклеивания деталей на основной лист.

Формирование представления о  новом  для  них  видом  ручного  труда: комбинирование цветной бумаги и ниток. (Тренировать в вырезании из бумаги различных фигур, склеивании их в единое целое, учить  использовать  в  работе  мелко  нарезанные нитки, формировать  из  них  шарики  путем  катания  круговыми движениями и приклеивать нитки и помощью клея к аппликации.)

Формирование умения у детей создавать оригинальные композиции, используя нетрадиционные материалы (ватные диски)

Завершение работы, этап использования ватных дисков.

Формирование интереса к аппликации, умения использовать нетрадиционные материалы (ваты).

Формирование умения составлять композицию из геометрических фигур разного цвета.

Знакомство с приемом складывания бумаги «гармошка», развитие аккуратности, правильного использования приема.

Закрепление использовать в аппликации прием складывания бумаги «гармошкой».

Ознакомление детей с техникой выполнения объемного изображения путём сминания салфеток в комочки, приклеивания на силуэт ёлки.

Формирование умения использовать в аппликации прием оригами.

Формирование желания заниматься аппликацией, веру в свои возможности.

Создание аппликации, аккуратно скручивая салфетки, красиво располагать на листе композицию.

Формирование умения пользоваться техникой оригами, освоение приемов складывания, базовых форм оригами.

Формирование умения создавать изображения рваной мозаикой, чередуя модули в разном порядке для выразительности образа.

Освоение обрывной техникой, создание выразительных образов. Завершение работы.

Создание выразительного образа с помощью комочков и дополнительных техник, формирование умения катать комочки и жгутики, работать в коллективе.

Освоение приемов складывания, базовых форм.

Совершенствование техники работы с ножницами.

Формирование навыка выполнять объемную аппликацию.

Закрепление полученных знаний и умений работать с бумагой и картоном, через изготовление изделия.

Формирование умения использовать прием торцевания.

Формирование создавать многослойное изображение, частично наклеивая детали, придавая цветку объем.

Совершенствование умения вырезать модули нужной формы по шаблону, красиво подбирать цветосочетания.

Формирование умения аккуратно выщипывать кусочки бумаги, придавая живописную форму, дорисовывать мелкие детали для выразительности.

Формирование умения использовать технику торцевания.

Закрепление умения использовать обрывную аппликация для создания сложной композиции.

Формирование умения создавать рельефную картину, инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения.

Формирование умения аккуратно пользоваться ножницами, применять нестандартные материалы в работе (нитки).

Завершение работы.

Формирование умения создавать гармоничную композицию, освоение приемов складывания, цветовосприятие.

Продолжать осваивать технику выкладывания рисунка модулями, подбирая красиво цветосочетания. Освоение приемов вырезывания одинаковых модулей из бумаги, сложенной гармошкой.

Закрепление умения использовать круги в объемной аппликации, создавая интересную аппликацию.

Продолжать пробуждать интерес к аппликации, используя нестандартные приемы.

Формировать умение изображать в аппликации дерево с помощью полосок из цветной бумаги.

Формирование представлений о новом приеме изображения предметов путем скручивания готовых полосок бумаги в рулончик. Готовые рулончики наклеивать на нарисованную форму.

Формирование желания заниматься аппликацией, веру в свои возможности.

Список литературы.

  1. «Бумагопластика. Цветочные мотивы» , Г.Н.Давыдовой.
  2. «Бумажные цветы», Н.Н.Васина. Айрис Пресс, 2012
  3. «Волшебные полоски», И.М.Петровой
  4. «Изобразительная деятельность в детском саду»И.А.Лыкова «Карапуз», 2010
  5. «Квилинг», Л.В.Юртакова «Эксмо», 2010
  6. «Оригами», У.А.Черенкова, «Дом 21 век», 2011
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  8. «Удивительные поделки из бумаги», А.С.Спицына, «Рипол классик», 2012