Проект "Квиллинг"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная в наше время получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные возможности, а также мелкую моторику рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvilling.docx | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №201 «Сибирская сказка»
Проект через кружковую деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
«Квиллинг»
Составитель: Алексеева О.С.
воспитатель МБДОУ №201
Срок освоения: 1 год.
Красноярск 2020
Актуальность.
«Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов»
Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева.
Одним из важных направлений развития дошкольников является художественно-эстетическое развитие. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является мировосприятие воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания). В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная в наше время получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные возможности, а также мелкую моторику рук.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Конструирование из бумаги можно совмещать с прослушивание музыкальных произведений. Так и малышу интереснее заниматься над своим творением, и в это же время мысленно, с помощью музыки, представлять его в движении. А выполнять два дела одновременно – это суперупражнение для развития мозга.
В связи с этим и появляется необходимость применять разные работы с бумагой в детской деятельности.
Цель курса: развитие мелкой моторики рук с помощью нового для детей вида бумагопластики – квиллинг в совмещением с прослушиванием музыкальных произведений.
Задачи:
- Сформировать представление о квиллинге, познакомить с основными элементами и приемами выполнения квиллинга. Знакомить в музыкальными произведениями и композиторами.
- Развивать у детей навыки работы с бумагой, глазомер, творческое воображение, способность к творчеству, образное мышление.
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность и собранность при выполнении задания, воспитывать уважение к продукту творчества сверстников.
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Принципы, лежащие в основе проекта:
- Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
- Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих способностей).
- Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
Методы занятий:
- Словесный - устное изложение, беседа, рассказ.
- Наглядный – показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение_ педагогом, работа по образцу.
- Практический – выполнение работ по схемам.
Методы, в основе которых лежит деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
- Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности.
- Исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Необходимые материалы: полоски бумаги, клей ПВА, клей-карандаш, инструменты для кручения полосок.
Курс занятий по программе рассчитан на 2 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данному проекту дети смогут:
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия квиллинга;
- создавать композиции с изделиями, выполненные в технике квиллинга;
- познакомиться с искусством бумагокручения;
- овладеть навыками культуры труда;
-повысить свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.
Формы проведения итогов: выставка детских работ, изготовление коллективных работ.
Содержание курса обучения.
- Вводный блок – знакомство с инструментами и материалами. Правила техники безопасности. Просмотр основных форм квиллинга. 1
- Основной элемент «свободный ролл». 4
- Основные элементы «капля», «треугольник»
- Основные элементы «треугольник», «глаз».
- Основной элемент «квадрат», «стрелка»
- Основной элемент «завиток», «сердце»
- Изготовление цветов.
- Изготовление объемных предметов.
Тематический план.
месяц | Тема | Теория. | Практика. |
октябрь | 1.Вводное занятие. Знакомство с основными формами квиллинга. Правила техники безопасности. Ознакомление с инструментами для работы и материалами. | Ознакомление детей с режимом кружка, с инструментами, материалами. Повторить технику безопасности с инструментами, клеем. | Дети знакомятся с «квиллингом» повторяют технику безопасности работы с инструментами, примеры работ в технике «Квиллинг», рассматривают основные формы квиллинга. |
2. Вырезание полосок для квиллинга. | Рассматривание основных форм квиллинга, рассказать детям о правилах работы с бумагой, правила разметки листа, учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины, совершенствовать навык вырезания. | Дети самостоятельно размечают, пробуют вырезать полоски, пробуют скрутить свободный ролл с помощью карандаша, шариковой пасты. | |
3.Основная форма «свободный ролл». «Гусеница». | Учить правильно накрутить ролл, познакомить с технологической картой, обозначением этих форм на схеме. | Дети из зеленой бумаги готовят полоски, накручивают «свободный ролл», по шаблону вырезают лист, создают композицию: располагают на листе гусеницу. | |
4«Виноград» | Закреплять умение накручивать «свободный ролл», совершенствовать навык вырезания по шаблону. | Дети по шаблону вырезают барашка, затем из белых полосок делают форму «свободный ролл», клеят на основу. | |
5 Основная форма «Капля». «Дождь» | Учить детей правильно накрутить ролл, рассказать о технологии изготовления формы «капля». Познакомить с обозначением этой формы на карте. | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм «свободный ролл», «капля». | |
6 Основная форма «капля», «треугольник». Начало работы «Ромашки». | Учить детей правильно накрутить ролл, рассказать о технологии изготовления формы «капля», «треугольник». Познакомить с обозначениями этих форм на карте. | Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы «капля», «треугольник». Конструируют из основных форм цветы. | |
7 Завершение работы «Ромашки» | Закрепление умения изготавливать формы «капля», «треугольник», завершение работы. | Дети самостоятельно изготавливают формы, завершают конструирование композиции. | |
8 «Три цыпленка» | Закрепление умения крутить формы «свободный ролл», «капля». Закрепление умения читать схему обозначения форм. | Дети анализируют, какая бумага понадобится, рассматривают схему, конструируют композицию. |
месяц | Тема | Теория. | Практика. |
ноябрь | 1. Основная форма «Ролл», «Капля». «Бабочки- красавицы» композиция. | Закрепление умения изготавливать формы «капля», «ролл», и применять их при составлении композиции. Повторить технику безопасности. | Дети выбирают цвет бумаги для работы, заготавливают необходимые формы, начинают составлять композицию. |
2.Завершение работы «Бабочки-красавицы» | Закрепляют умение составлять композицию. | Продолжают и доделывают работу. | |
3.Основная форма «Глаз». «Пчелки на ромашке» | Познакомить детей с основной формой «Глаз», учить правильно накручивать форму и применять в своей работе. Закрепление умения изготавливать базовые формы. | Дети рассматривают технологическую карту работы, рассказывают, какую форму будут использовать в своей работе. Определяют цвет полосок, количество пчелок в своей работе. Делают заготовки . | |
4.Завершение работы «Пчелки на ромашке». | Закрепляют умение составлять композицию. | Составляют композицию из заготовленных форм, завершают работу. | |
5.Цветы «Васильки» | Познакомить детей с новой основной формой «Рыбка», учить применять ее в своей работе. Закреплять умение накручивать основные формы. | Дети выбирают полоски нужного цвета, знакомятся с новой формой, с техникой изготовления, пробуют, затем приступают к заготовке форм, распределяют цветы по листу картона, приклеивают. | |
6. Цветы «Ромашки» | Учить применять ранее полученные знания в своей работе. | Рассматривают схему, определяют, какие формы понадобятся для композиции. Составляют рисунок и приклеивают формы. | |
7. Открытка ко «Дню Матери» | Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы. | Дети готовят материалы для работы. Называют , какие цветы будут изготавливать, какие формы понадобятся. Выбирают цвет открытки – фон. Делают заготовки. | |
8.Завершение работы открытка | Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы. | Распределяют заготовленные формы - создают композицию. Завершают работу. | |
месяц | Тема | Теория. | Практика. |
Январь | 1. Снежинка | Закрепление умения изготавливать формы «капля», «ролл», и применять их при составлении композиции. Повторить технику безопасности. | Дети вместе с педагогом рассматривают снежинки, какими они бывают по строению. Затем внимание уделяется схеме квиллинга снежинка. Ребята определяют с каким цветом бумаги они будут работать, повторяют технику выполнения форм «капля», «ролл» и способы склеивания форм между собой. |
2.Ехал поезд по дороге. | Закрепляют умение составлять композицию. Знакомство с формой «квадрат». | Ребята вспоминают какой бывает транспорт. Рассматривают схему выполнения работы, педагог обращает внимание на новую форму «квадрат». Предлагается рассмотреть выполнение формы. Далее дети приступают к выполнению работы. | |
3.Смешные зверушки | Познакомить детей с основной формой «Глаз», учить правильно накручивать форму и применять в своей работе. Закрепление умения изготавливать базовые формы. | Педагог предлагает схемы выполнения разнообразных зверей. Дети определяются с выбором, определяются с цветом полосок бумаги. Выполняют работу. | |
4.Смешные зверушки (завершение работы) | Совершенствование умений использовать разные виды форм квиллинга. | Завершение работы. | |
5.Композиция «Подводный мир» | Познакомить детей с новой основной формой «Рыбка», учить применять ее в своей работе. Закреплять умение накручивать основные формы. | Дети выбирают полоски нужного цвета, знакомятся с новой формой, с техникой изготовления, пробуют, затем приступают к заготовке форм, распределяют цветы по листу картона, приклеивают. | |
6. Композиция «Подводный мир» (завершение работы) | Учить применять ранее полученные знания в своей работе. | Рассматривают схему, определяют, какие формы понадобятся для композиции. Составляют рисунок и приклеивают формы. |
месяц | Тема | Теория. | Практика. |
февраль |
| Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме. | Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации народных промыслов – разный виды росписи (гжель, дымковская, филимоновская). Предлагается по схеме создать петушка, дети называют виды форм, повторяют правила безопасности при работе с ножницами. |
2. «Петушок» | Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме. | Ребята завершают работу. | |
3.Угощение к чаю» | Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы. Повторить правила этикета за столом, правила поведения в гостях. | Педагог проводит с детьми беседу на тему «Этикет. Встречаем гостей» Рассматривают схему изготовления картинки кекса. Выбирают цвет полосок, выполняют работу. | |
4 «Кошечка» | Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы. | Педагог предлагает детям отгадать загадку про кошку, беседует о том, где живут кошки, какие бываю, чем питаются. Дети озвучивают какие формы квиллинга применяются для изготовления кошки. Выполняют работу. | |
5 «Цирк» | Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы. | Дети рассматривают атрибуты клоуна: шапка, круглый красный нос. Педагог предлагает рассмотреть схему и отгадать детям, что на ней изображено. Ребята определяются с цветом полосок бумаги, выполняют работу. | |
6 «Божья коровка» | Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы. | Ребятам предлагается схема выполнения насекомого, Педагог проводит беседу о насекомых, где и когда их можно увидеть, их значении, внешнем виде. Далее дети работают по схеме. | |
7 «Цветы» | Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению композиции «Подарок маме» | Воспитатель напоминает детям, что приближается праздник 8 Марта. Предлагает рассмотреть иллюстрации цветов, схемы. Дети выполняют разные виды цветов. | |
8 Композиция «Подарок маме» | Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению композиции «Подарок маме» | Педагог обсуждает с детьми какие формы используются при изготовлении открытки, напоминает, что работать нужно аккуратно, не торопиться. Приступают к началу выполнения открытки. | |
месяц | Тема | Теория. | Практика. |
март | 1. Композиция «Подарок маме» | Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению композиции «Подарок маме» | Педагог обсуждает с детьми какие формы используются при изготовлении открытки, напоминает, что работать нужно аккуратно, не торопиться. Приступают к началу выполнения открытки. |
2.Завершение «Подарок маме» | |||
3.«Жар-птица» | Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме. | Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации народных промыслов – разный виды росписи (гжель, дымковская, филимоновская). Предлагается по схеме создать жар-птицу, дети называют виды форм, повторяют правила безопасности при работе с ножницами. | |
4. «Жар-птица» | Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме. | Ребята завершают работу. | |
5.Угощение к чаю» | Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы. Повторить правила этикета за столом, правила поведения в гостях. | Педагог проводит с детьми беседу на тему «Этикет. Встречаем гостей» Рассматривают схему изготовления картинки кекса. Выбирают цвет полосок, выполняют работу. | |
6 «Кошечка» | Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы. | Педагог предлагает детям отгадать загадку про кошку, беседует о том, где живут кошки, какие бываю, чем питаются. Дети озвучивают какие формы квиллинга применяются для изготовления кошки. Выполняют работу. | |
7 «Цирк» | Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы. | Дети рассматривают атрибуты клоуна: шапка, круглый красный нос. Педагог предлагает рассмотреть схему и отгадать детям, что на ней изображено. Ребята определяются с цветом полосок бумаги, выполняют работу. | |
8 «Божья коровка» | Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы. | Ребятам предлагается схема выполнения насекомого, Педагог проводит беседу о насекомых, где и когда их можно увидеть, их значении, внешнем виде. Далее дети работают по схеме. |
месяц | Тема | Теория. | Практика. |
апрель | 1. «Животные жарких стран» | Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению работы. | Педагог обсуждает с детьми какие формы используются при изготовлении образа животного, напоминает, что работать нужно аккуратно, не торопиться. |
2.Композиция | Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов | Повторяют правила безопасности при работе с ножницами. | |
3завершение работы. | Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме. | Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации животных жарких стран. Повторяют правила безопасности при работе с ножницами. | |
4-8 «Композиции цветов» | Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме. | Ребята завершают работу. |
Литература.
- Ажурный квиллинг. - М.: Ранок, 2014. - 543 c.
- Букина, Светлана Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих / Светлана Букина. - М.: Питер, 2016. - 128 c.
- Моуд, Элизабет Волшебный квиллинг. Лучшие проекты / Элизабет Моуд. - М.: Контэнт, 2015. - 292 c.
- Новикова, И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками / И.В. Новикова. - М.: Академия развития, 2015. - 112 c.
- Шмитт, Гудрун Квиллинг для детей / Гудрун Шмитт. - М.: Астрель, Кладезь, 2013. - 153 c.