Проект "Квиллинг"
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Алексеева Ольга Станиславовна

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная в наше время получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные возможности, а также мелкую моторику рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvilling.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №201 «Сибирская сказка»

Проект через кружковую деятельность

 для детей старшего дошкольного возраста

«Квиллинг»

Составитель: Алексеева О.С.

воспитатель МБДОУ №201

Срок освоения: 1 год.

Красноярск 2020

Актуальность.

«Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов»
Голубева, Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей / Е. С. Голубева.

Одним из важных направлений развития дошкольников является художественно-эстетическое развитие. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является мировосприятие воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания). В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная в наше время получившая название «квиллинг». «Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию, художественные возможности, а также мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Конструирование из бумаги можно совмещать с прослушивание музыкальных произведений. Так и малышу интереснее заниматься над своим творением, и в это же время мысленно, с помощью музыки, представлять его в движении. А выполнять два дела одновременно – это суперупражнение для развития мозга.

В связи с этим  и появляется необходимость применять разные работы с бумагой в детской деятельности.

Цель курса: развитие мелкой моторики рук  с помощью нового для детей вида бумагопластики – квиллинг в совмещением с прослушиванием музыкальных произведений.

Задачи:

  1. Сформировать представление о квиллинге, познакомить с основными элементами и приемами выполнения квиллинга. Знакомить в музыкальными произведениями и композиторами.
  2. Развивать у детей навыки работы с бумагой, глазомер, творческое воображение, способность к творчеству, образное мышление.
  3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность и собранность при выполнении задания, воспитывать уважение к продукту творчества сверстников.

Возраст детей: 6-7 лет.

Срок реализации: 1 год.

Принципы, лежащие в основе проекта:

  1. Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
  2. «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
  3. Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих способностей).
  4. Научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

Методы занятий:

  1. Словесный  - устное изложение, беседа, рассказ.
  2. Наглядный – показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение_ педагогом, работа по образцу.
  3. Практический – выполнение работ по схемам.

Методы, в основе которых лежит деятельности детей:

  1. Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
  2. Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и основные способы деятельности.
  3. Исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.

Необходимые материалы: полоски бумаги, клей ПВА, клей-карандаш, инструменты для кручения полосок.

Курс занятий по программе рассчитан на 2 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данному проекту дети смогут:

- научиться различным приемам работы с бумагой;

- знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия квиллинга;

- создавать композиции с изделиями, выполненные в технике квиллинга;

- познакомиться с искусством бумагокручения;

- овладеть навыками культуры труда;

-повысить свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе.

Формы проведения итогов: выставка детских работ, изготовление коллективных работ.

Содержание курса обучения.

  1. Вводный блок – знакомство с инструментами и материалами. Правила техники безопасности. Просмотр основных форм квиллинга. 1
  2. Основной элемент «свободный ролл». 4
  3. Основные элементы «капля», «треугольник»
  4. Основные элементы «треугольник», «глаз».
  5. Основной элемент «квадрат», «стрелка»
  6. Основной элемент «завиток», «сердце»
  7. Изготовление цветов.
  8. Изготовление объемных предметов.

Тематический план.

месяц

Тема

Теория.

Практика.

октябрь

1.Вводное занятие. Знакомство с основными формами квиллинга. Правила техники безопасности. Ознакомление с инструментами для работы и материалами.

Ознакомление детей с режимом кружка, с инструментами, материалами. Повторить технику безопасности с инструментами, клеем.

Дети знакомятся с «квиллингом» повторяют технику безопасности работы с инструментами,  примеры работ в технике «Квиллинг», рассматривают основные формы квиллинга.

2. Вырезание полосок для квиллинга.

Рассматривание основных форм  квиллинга, рассказать детям о правилах работы с бумагой, правила разметки листа, учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины, совершенствовать навык вырезания.

Дети самостоятельно размечают, пробуют вырезать полоски, пробуют скрутить свободный ролл с помощью карандаша, шариковой пасты.

3.Основная форма «свободный ролл».

«Гусеница».

Учить правильно накрутить ролл, познакомить с технологической картой, обозначением этих форм на схеме.

Дети из зеленой бумаги готовят полоски, накручивают «свободный ролл», по шаблону вырезают лист, создают композицию: располагают на листе гусеницу.

4«Виноград»

Закреплять умение накручивать «свободный ролл», совершенствовать навык вырезания по шаблону.

Дети по шаблону вырезают барашка, затем из белых полосок делают форму «свободный ролл», клеят на основу.

5 Основная форма «Капля». «Дождь»

Учить детей правильно накрутить ролл, рассказать о технологии изготовления формы «капля». Познакомить с обозначением этой формы на карте.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм «свободный ролл», «капля».

6 Основная форма «капля», «треугольник».

Начало работы «Ромашки».

Учить детей правильно накрутить ролл, рассказать о технологии изготовления формы «капля», «треугольник». Познакомить с обозначениями этих форм на карте.

Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы «капля», «треугольник». Конструируют из основных форм цветы.

7 Завершение работы «Ромашки»

Закрепление умения изготавливать формы «капля», «треугольник», завершение работы.

Дети самостоятельно изготавливают формы, завершают конструирование композиции.

8 «Три цыпленка»

Закрепление умения крутить формы «свободный ролл», «капля». Закрепление умения читать схему обозначения форм.

Дети  анализируют,  какая бумага понадобится, рассматривают схему, конструируют композицию.

месяц

Тема

Теория.

Практика.

ноябрь

1. Основная форма «Ролл», «Капля». «Бабочки- красавицы» композиция.

Закрепление умения изготавливать формы «капля», «ролл», и применять их при составлении композиции. Повторить технику безопасности.

Дети выбирают цвет бумаги для работы, заготавливают необходимые формы, начинают составлять композицию.

2.Завершение работы «Бабочки-красавицы»

Закрепляют умение составлять композицию.

Продолжают и доделывают работу.

3.Основная форма «Глаз». «Пчелки на ромашке»

Познакомить детей с основной формой «Глаз», учить правильно накручивать форму и применять в своей работе. Закрепление умения изготавливать базовые формы.

Дети рассматривают технологическую карту работы, рассказывают, какую форму будут использовать в своей работе. Определяют цвет полосок, количество пчелок в своей работе. Делают заготовки .

4.Завершение работы «Пчелки на ромашке».

Закрепляют умение составлять композицию.

Составляют композицию из заготовленных форм, завершают работу.

5.Цветы «Васильки»

Познакомить детей с новой основной формой «Рыбка», учить применять ее в своей работе. Закреплять умение накручивать основные формы.

Дети выбирают полоски нужного цвета, знакомятся с новой формой, с техникой изготовления, пробуют, затем приступают к заготовке форм, распределяют цветы по листу картона, приклеивают.

6. Цветы «Ромашки»

Учить применять ранее полученные знания в своей работе.

Рассматривают схему, определяют, какие формы понадобятся для композиции. Составляют рисунок и приклеивают формы.

7. Открытка ко «Дню Матери»

Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы.

Дети готовят материалы для работы. Называют , какие цветы будут изготавливать, какие формы понадобятся. Выбирают цвет открытки – фон. Делают заготовки.

8.Завершение работы открытка

Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы.

Распределяют заготовленные формы  - создают композицию. Завершают работу.

месяц

Тема

Теория.

Практика.

Январь

1. Снежинка

Закрепление умения изготавливать формы «капля», «ролл», и применять их при составлении композиции. Повторить технику безопасности.

Дети вместе с педагогом рассматривают снежинки, какими они бывают по строению. Затем внимание уделяется схеме квиллинга снежинка. Ребята определяют с каким цветом бумаги они будут работать, повторяют технику выполнения форм «капля», «ролл» и способы склеивания форм между собой.

2.Ехал поезд по дороге.

Закрепляют умение составлять композицию. Знакомство с формой «квадрат».

Ребята вспоминают какой бывает транспорт. Рассматривают схему выполнения работы, педагог обращает внимание на новую форму «квадрат». Предлагается рассмотреть выполнение формы. Далее дети приступают к выполнению работы.

3.Смешные зверушки

Познакомить детей с основной формой «Глаз», учить правильно накручивать форму и применять в своей работе. Закрепление умения изготавливать базовые формы.

Педагог предлагает схемы  выполнения разнообразных зверей. Дети определяются с выбором, определяются с цветом полосок бумаги. Выполняют работу.

4.Смешные зверушки (завершение работы)

Совершенствование умений использовать разные виды форм квиллинга.

Завершение работы.

5.Композиция «Подводный мир»

Познакомить детей с новой основной формой «Рыбка», учить применять ее в своей работе. Закреплять умение накручивать основные формы.

Дети выбирают полоски нужного цвета, знакомятся с новой формой, с техникой изготовления, пробуют, затем приступают к заготовке форм, распределяют цветы по листу картона, приклеивают.

6. Композиция «Подводный мир» (завершение работы)

Учить применять ранее полученные знания в своей работе.

Рассматривают схему, определяют, какие формы понадобятся для композиции. Составляют рисунок и приклеивают формы.

месяц

Тема

Теория.

Практика.

февраль

  1. «Петушок»

Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации народных промыслов – разный виды росписи (гжель, дымковская, филимоновская). Предлагается по схеме создать петушка, дети называют виды форм, повторяют правила безопасности при работе с ножницами.

2. «Петушок»

Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме.

Ребята завершают работу.

3.Угощение к чаю»

Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы.

Повторить правила этикета за столом, правила поведения в гостях.

Педагог проводит с детьми беседу на тему «Этикет. Встречаем гостей»  Рассматривают схему изготовления картинки кекса. Выбирают цвет полосок, выполняют работу.

4 «Кошечка»

Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы.

Педагог предлагает детям отгадать загадку про кошку, беседует о том, где живут кошки, какие бываю, чем питаются.

Дети озвучивают какие формы квиллинга применяются для изготовления кошки. Выполняют работу.

5 «Цирк»

Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы.

Дети рассматривают атрибуты клоуна: шапка, круглый красный нос. Педагог предлагает рассмотреть схему и отгадать детям, что на ней изображено.

Ребята определяются с цветом полосок бумаги, выполняют работу.

6 «Божья коровка»

Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы.

Ребятам предлагается схема выполнения насекомого, Педагог проводит беседу о насекомых, где и когда их можно увидеть, их значении, внешнем виде.

Далее дети работают по схеме.

7 «Цветы»

Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению композиции «Подарок маме»

Воспитатель напоминает детям, что приближается праздник 8 Марта. Предлагает рассмотреть иллюстрации цветов, схемы. Дети выполняют разные виды цветов.

8 Композиция «Подарок маме»

Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению композиции «Подарок маме»

Педагог обсуждает с детьми какие формы используются при изготовлении открытки, напоминает, что работать нужно аккуратно, не торопиться.

Приступают к началу выполнения открытки.

месяц

Тема

Теория.

Практика.

март

1. Композиция «Подарок маме»

Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению композиции «Подарок маме»

Педагог обсуждает с детьми какие формы используются при изготовлении открытки, напоминает, что работать нужно аккуратно, не торопиться.

Приступают к началу выполнения открытки.

2.Завершение «Подарок маме»

3.«Жар-птица»

Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации народных промыслов – разный виды росписи (гжель, дымковская, филимоновская). Предлагается по схеме создать жар-птицу, дети называют виды форм, повторяют правила безопасности при работе с ножницами.

4. «Жар-птица»

Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме.

Ребята завершают работу.

5.Угощение к чаю»

Учить самостоятельно определять формы, которые используются для работы.

Повторить правила этикета за столом, правила поведения в гостях.

Педагог проводит с детьми беседу на тему «Этикет. Встречаем гостей»  Рассматривают схему изготовления картинки кекса. Выбирают цвет полосок, выполняют работу.

6 «Кошечка»

Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы.

Педагог предлагает детям отгадать загадку про кошку, беседует о том, где живут кошки, какие бываю, чем питаются.

Дети озвучивают какие формы квиллинга применяются для изготовления кошки. Выполняют работу.

7 «Цирк»

Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы.

Дети рассматривают атрибуты клоуна: шапка, круглый красный нос. Педагог предлагает рассмотреть схему и отгадать детям, что на ней изображено.

Ребята определяются с цветом полосок бумаги, выполняют работу.

8 «Божья коровка»

Учить читать схему , самостоятельно определяться с цветом полосок бумаги, закреплять умения накручивать формы.

Ребятам предлагается схема выполнения насекомого, Педагог проводит беседу о насекомых, где и когда их можно увидеть, их значении, внешнем виде.

Далее дети работают по схеме.

месяц

Тема

Теория.

Практика.

апрель

1. «Животные жарких стран»

Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов. Подготовка к выполнению работы.

Педагог обсуждает с детьми какие формы используются при изготовлении образа животного, напоминает, что работать нужно аккуратно, не торопиться.

2.Композиция

Закрепление умений использовать разные формы квиллинга при создании цветов

Повторяют правила безопасности при работе с ножницами.

3завершение работы.

Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрации животных жарких стран. Повторяют правила безопасности при работе с ножницами.

4-8 «Композиции цветов»

Закреплять умение накручивать основные формы, узнавать их в схеме.

Ребята завершают работу.

 

Литература.

  1. Ажурный квиллинг. - М.: Ранок, 2014. - 543 c.
  2. Букина, Светлана Квиллинг как искусство. Пошаговое руководство для начинающих / Светлана Букина. - М.: Питер, 2016. - 128 c.
  3. Моуд, Элизабет Волшебный квиллинг. Лучшие проекты / Элизабет Моуд. - М.: Контэнт, 2015. - 292 c.
  4. Новикова, И. В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи - своими руками / И.В. Новикова. - М.: Академия развития, 2015. - 112 c.
  5. Шмитт, Гудрун Квиллинг для детей / Гудрун Шмитт. - М.: Астрель, Кладезь, 2013. - 153 c.