Консультации, буклеты для родителей
консультация по аппликации, лепке
Приемы обучения дошкольников рассказыванию для родителей и педагогов.Методика их использования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obuchenie_detey_rasskazyvaniyu.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей и родителей
«Обучение детей рассказыванию»
Подготовила: старший воспитатель Никифорова Л.Н.
Речь – форма общения. Овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Одной из задач развития речи является обучение детей рассказыванию, связной речи. Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать предметы, растения, животных или заменяющие их игрушки, рассказывать об изображённом на картинках (серии картинок на один сюжет, диафильмы), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
- рассказ о событиях: происшедших только что и значительно раньше;
- рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;
- рассказ по картинке или серии картин;
- рассказ по кинофильму (мультфильму).
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение. Специальная задача рассказа (также как и задача пересказа) – развитие монологической речи.
Обучение рассказыванию ведётся с помощью цепочек вопросов, т.е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребёнка. План рассказа может быть простым (линейной цепочкой вопросов), или сложным (дополнительными цепочками вопросов, подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному и требования тоже различные.
На занятии по обучению рассказыванию следует систематически повторять известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает эмоциональный настрой и делает их рассказы более выразительными. Детей готовят к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представить себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте. В качестве дидактического материала используются статичные картины, доступные детскому восприятию, с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения. Наборы таких картин выпускаются специально для детского сада (серии: «Наша Таня», «Мы играем», «Домашние животные», «Дикие животные», «Времена года» и др.) Процесс обучения повествованию, описанию, рассуждению состоит в том, что воспитатель, во – первых, помогает ребёнку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступая от темы, излагать события в логической последовательности, во – вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи, подсказывая соответствующие интонации и предлагая подходящие для этой темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.
Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Можно выделить следующие виды.
Рассказывание по игрушкам и предметам.
Начиная со второй младшей группы при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек – одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трёх – четырёх лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживлённо. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с ней. В средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя распространённые предложения или высказывания, состоящие из двух – трёх предложений. На пятом году жизни ребёнок уже начинает употреблять в своей речи сложные синтаксические конструкции, состоящие из двух простых предложений, связанных между собой сочинительной или подчинительной связью. Высказывания его приобретают характер рассказа.
У детей пяти – шести лет интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее. В старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность. В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия – дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах – описаниях. На занятиях по описанию игрушек и предметов выбор объектов для показа и составления рассказов несколько усложняется, следовательно, усложняется и языковой материал, которым оперируют дети.
Рассказывание по картине
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.
В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детского сада. Цель обучения – учить детей описывать изображенное на картине. В этой группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. В этой группе повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия, самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.
Вывод: игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний, поскольку они подсказывают содержание речи. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при помощи игрушек, а также придумывают рассказ по картине с выходом за рамки изображенного или по игрушкам (одной или нескольким). В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно – логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
Рассказывание из личного опыта
Начиная со старшей группы, в детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей. Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе. Воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании на темы из личного опыта. Учитывая приобретенные навыки, педагог повышает требования к рассказам, добивается проявления детьми большей активности и самостоятельности. Таким образом, в подготовительной к школе группе продуктивно осуществляется обучение рассказыванию на материале накопленного детьми опыта, которое входит в общую систему занятий по развитию связной речи.
Творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам)
Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности. Сюжеты для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений.
Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.
Приемы рассказывания
Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель выполняет самую сложную функцию, планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (Жила – была девочка. Однажды она. А навстречу ей…) Совместное рассказывание сочетается с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.
Образец рассказа – это краткое живое описание предмета или изложение, какого – либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм. Он показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим образец должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Содержание образца несет воспитательную ценность.
Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы. Как разновидность образца рассказа используется частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.
Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.
План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании – отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления об их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.
Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.
Другой разновидностью этого приема является составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы. Составление рассказа по частям – по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приведенном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.
Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего, воспитатель подчеркивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться. В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться.
В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом. В обучении рассказыванию особое значение имеет обогащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказки про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).
Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-буклет для родителей "Нетрадиционные техники рисования"Порисуем вместе с мамой""
Консультация - буклет для родителей "Порисуем вместе с мамой" содержит виды нетрадиционных техник и их применение вместе с детьми....
Консультация -буклет для родителей "Что рассказать ребёнку о Пасхе?"
В семьях, где принято готовиться к Пасхе и соблюдать ее традиции, детишки вместе с взрослыми готовятся к этому радостному и светлому празднику....
Консультация -буклет для родителей "В ожидании первого звонка"
Поступление вашего ребенка в 1 класс — это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы хотите, чтобы малыш хорошо учился и, конечно же, оставался здоровым...
Консультация- БУКЛЕТ для родителей "ОХРАНА ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА ДЕТЕЙ"
Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Голосовые связки тонкие, ...
Консультация -буклет для родителей: "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
Консультация -буклет для родителей: "Возрастные особенности детей 3-4 лет"...
Консультация -буклет для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ»
Консультация -буклет для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ»...
Консультация буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка»
Консультация буклет для родителей «Здоровый образ жизни ребёнка»...