ОРИГАМИ
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Принята: Утверждаю
на заседании Директор МАДОУ д/с «Малышок»
педагогического совета ________________А. М. Дадар-оол
МАДОУ д/с «Малышок» «_____»___________202__год
Протокол № приказ № __ от_______202___г.
«__» ___________202__год пролонгирована _______202___г.
Протокол №___
Приказ №___ от _______202__г.
Рабочая программа
Кружок «Волшебные ручки»
Разработала: педагог дополнительного
образования
МАДОУ д/с «Малышок» Дулуш С.Д.
пгт. Каа-Хем 2021г.
Пояснительная записка.
Программа «Оригами», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
Содержание Программа по оригами «Волшебные ручки» направлено на достижение цели ознакомления детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В программе представлены методические рекомендации по ознакомлению и обучению детей с оригами, учетом их возрастных особенностей
Программа составлена на основе:
«Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.
«Оригами для малышей» Черенкова Е.Ф.
«Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user
Цель программы: Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи по программе
ОБУЧАЮЩИЕ:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, глазомер.
Развивать пространственное воображение.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ПРИВИВАЕМЫЕ ДЕТЯМ В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРИГАМИ:
Обработка квадрата.
Создание основ (базовых форм) оригами
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год (всего в год 36 занятий). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий 20 – 25 минут.
Программой предусмотрено проведение:
диагностических занятий – 2
практических занятий – 34
Педагогический анализ знаний и умений проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
Стартовая диагностика: 15.09.2013 – 30.09.2013
Итоговая диагностика: 15.05.2014 – 30.05.2014
МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ:
Беседа, рассказ, сказка;
рассматривание иллюстраций;
показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
ФОРМА ЗАНЯТИЙ – тематическая совместная деятельность
ОБЩИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
1.Подготовка к занятию (установка на работу).
2.Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы;
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3.Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
4.Практическая часть: показ процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и навыков);
вербализация детей на некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»;
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы воспитанников (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок детских работ.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей посредством искусства оригами с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе дети: научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством оригами;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной.
Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.
При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.
Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.
После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания.
В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Бумага: цветная из набора
Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
Салфетки: бумажная, тканевая.
Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами
Кисти.
Тематический план
Календарно – тематическое планирование
Основные требования к уровню освоения программы детей старшей подгруппы по художественно-эстетическому развитию
К концу года дети могут:
1. Самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блин»;
2. по образцу изготавливать несложные поделки.
3. Знать и называть геометрические фигуры;
4. ориентироваться на листе бумаги;
5. уметь намечать линии;
6. тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
7. уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
8. добиваться конечного результата;
9. самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ЛИТЕРАТУРА
- От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
- Г. И. Долженко «100 оригами» Ярославль. Академия холдинг 2003.
- Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка» «Академия развития» Ярославль.
- С. Соколова «Театр оригами» игрушки из бумаги-М: Издательство «ЭКСМОПРЕСС»; СПб: «Валери СПД», 2002.-224 с, ил. (Серия «Академия» «Умелые ручки».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие. Оригами "Сказка о петушке в стране Оригами"
Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги на тему:«Сказка о петушке в стране Оригами» Задачи:Закрепить технику складывания квадрата и прямоугольника, совмещая проти...
Мастер-класс для педагогов ДОУ по обучению конструированию из бумаги в технике оригами "Путешествие в страну Оригами"
В игровой форме участники познакомятся с азами сложения из бумаги в технике оригами и узнают об особенностях обучения этому детей дошкольного возраста. Познакомятся с правилами оригамистов. Узнают о р...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Схемы оригами (приложение к проекту "Волшебный мир оригами"
Схемы оригами...
Тема: "Искусство оригами и особенности использования техники оригами в развитии детей дошкольного возраста".
Курс: Формирование способностей дошкольников в работес разными материалами....
Волшебная страна оригами Мастер-класс по оригами
Образовательные области:Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Задачи:Обучающие:- тренировать умение детей в овладении различными приемами и способами действия ...