Презентация: "Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников".
презентация к уроку по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Зыбарева Наталья Викторовна

Презентация: "Пластилинография - как средство

развития творческих способностей

старших дошкольников".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад «Сказка » №26 Пластилинография - как средство развития творческих способностей старших дошкольников. Выполнила: В оспитатель первой категории Зыбарева Наталья Викторов на

Слайд 2

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве , и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

Слайд 3

Проблема развития творческих способностей дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Известно , что творческие способности человека являются существенной частью интеллекта и задача их развития - одна из важнейших в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством, - результат творческой деятельности людей. В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой , творческой личности . Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Об этом говорится и в документе о федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования: " Основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка". Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка . Дошкольное детство-это период интенсивного формирования художественно-творческих способностей, что является важным компонентом поддержки развития дошкольника. Именно изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Одной из таких нетрадиционных методик является пластилинография .

Слайд 4

« Пластилинография » от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, объемные или полуобъёмные на горизонтальной поверхности. « Пластилинография » подразумевает рисование таким материалом как пластилин, он мягок, пластичен, имеет обширную палитру цветов, которые, как и краски можно смешивать, накладывать, друг, на друга меняя оттенки цвета. Пластилин можно прилеплять, раскатывать, отщипывать, оттягивать, все эти приёмы мы используем в лепке и эти же приёмы необходимы при работе в технике пластилинография . Основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскост и, покрывать цветным фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.

Слайд 5

Актуальность. В соответствии с требованиями ФГОС к структуре образовательной программы дошкольного образования содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, в том числе одно из направлений «Художественно-эстетическое развитие» предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и др.). Рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином. Рисование пластилином - это пластилиновая живопись ( пластилинография ). В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография - один из видов декоративноприкладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н.П. Сакулина , Т.С. Комарова и др.), отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев), зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л.А. Венгер , В.С. Мухина, Р.С. Немов и др.) . Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции. Пластилинография предоставляет старшим дошкольникам возможность реализовывать игровые интересы и желания, создавая изображения, игрушки, подарки для близких людей. Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности пластилинографией высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Детское творчество является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью. Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у дошкольников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждает их к передаче чувств и мыслей. Дети могут научиться видеть гармонию родной природы, создавать красоту своими руками и дарить ее близким. Эта деятельность может развить детей в художественном, нравственном, экологическом направлениях.

Слайд 6

Цель : Развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии . Задачи : Обучающие: - пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками; - научить правильным навыкам работы с пластилином и умение наблюдать, - выделять главное, существенное; - закрепление освоенных приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин; - формировать навыки ориентироваться на листе картона; - возбудить фантазию и воображение; - ознакомление с окружающим миром. Воспитательные: - воспитать волевые качества, такие как: усидчивость, упорство, стремление - доводить начатое дело до конца; - воспитывать навыки трудолюбия (приучить к аккуратности в работе, - сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте); - формировать умение работать в коллективе. Развивающие: - развитие всех психических функций (восприятие, мышленье, память, речь); - развитие творческих способностей; - развить самостоятельность, аккуратность; - обогащение словарного запаса; - развитие моторики и глазомера; - развитие коммуникативных навыков.

Слайд 7

Дети старшей группы уже готовы к использованию разнообразных приёмов и потому выполняют более сложную работу: декоративные налепы разной формы, прищипывание , сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Палитра цвета обогащается: дети учатся смешивать разные цвета для получения другого оттенка (осваивают приём «вливание одного цвета в другой»). 1-й этап: Формирование замысла. Рассматривание рисунков и готовых работ предшественников. Выбор (или создание) эскиза будущей картины. Воспитатель предлагает детям подготовленные заранее специальные шаблоны (яйцо, елочку, яблоко и др.) или рисунки-эскизы на картоне. Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. На первом этапе главное – не переоценить силы ребенка и предложить ему такой сюжет, в котором бы подготовительная работа не перекрыла бы эффект удовольствия от конечного результата. Материал, находящийся в центре художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Слайд 8

2-й этап: Воплощение, работа с рисунком. На картонную основу наносится простой рисунок (основой может служить и пластмасса, и стекло): Затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Основное действие в этом случае – размазывание шарика. Сначала его формируют пальчиком в нужном размере, а затем прикрепляют и размазывают в разные стороны, не выходя за контуры рисунка-эскиза. Работа получается декоративной и издалека выглядит, как написанная маслом. В несколько иной технике выполняется более сложная композиция: Она более ажурна и изящна, поскольку требует более тонкой и кропотливой работы. Огромное значение имеет цвет пластилина, который передает выразительность предметов, показывает свое многообразие. При рисовании цвета дети выбирают сами. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Можно научить детей смешивать пластилин двумя способами. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков пластилина разного цвета, размять, перемешать в одном колобке и уже потом начинать рисовать. 3-й этап: Завершение работы, оценивание результата, выставка работ. Уборка рабочего места и приведение в порядок инструмента. Предлагается примерный конспект занятия в технике плаастилинографии

Слайд 9

Результативность. Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности « Пластилинографии », способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста отслеживала по педагогической диагностике. Результаты педагогической деятельности показывают: • У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом занимаются пластилинографией . • В работах детей преобладают новизна и оригинальность. • Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами. • У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки. • Хорошо развита координация рук, мелкая моторика. • Выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца ). Опыт работы показывает: И зображение в оригинальной технике с помощью пластичных материалов позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно – пластичных образах, удивляет своей непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность (способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, пластики), развивает воображение, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое главное - способствует развитию творческой личности. «Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться».

Слайд 10

Работы детей.

Слайд 17

Мультфильм: «Утренняя зарядка» Пластилинография .

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

Презентация "Пластилинография"

Презентация для педагогов...

Презентация пластилинография

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ – это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной повер...

Презентация "Пластилинография"

Что развивает пластилинография у детей и этапы работы по созданию лепных картин...

Презентация "Пластилинография".

В этой презентации отражен ход мастер-класса для педагогов по пластилинографии....

Презентация: "Пластилинография – как средство реализации творческой деятельности детей дошкольного возраста".

Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и л...