Пластилинография
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа)

Денисюк Алёна Сергеевна

Программа работы кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию. Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volshebnyy_plastilin.docx530.08 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1204/00123a73-4c011528/img3.jpg

Содержание

Содержание

Страница

1.

Содержание

1

2.

Паспорт кружка

2

3.

Пояснительная записка

3

3.1

Цель и задачи кружка

3

3.2

Планируемые результаты

3

3.3

Объем образовательной нагрузки

4

4.

Содержание кружка «Волшебный пластилин» для детей 4-5 лет

4

5.

Организационно – педагогические условия

8

5.1

Учебный план

8

5.2

Расписание занятий

8

5.3

Программно – методическое обеспечение

9

5.4

Материально-техническое обеспечение

9

6.

Мониторинг

9

7.

Список литературы

11

2. Паспорт кружка

Наименование Программы

Дополнительная общеобразовательная программа  художественно-эстетической направленности «Волшебный пластилин»

Основания для разработки Программы

  • Закон «Об образовании» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
  • Устав МАДОУ ДС №15 «Солнышко»
  •  СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Давыдова Г.Н. «Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.Приказ «Об организации кружковой работы в МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко», №13 от 30.09 2014 года.

Заказчики Программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко», родители (законные представители)

Разработчик Программы

Воспитатель: Денисюк А.С.

Цель Программы

Развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии

Задачи Программы

  • Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Закреплять умение работать на заданном пространстве; закрепить приёмы лепки.                                                                                                                                
  • Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия.                                  
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.                                                                                                                                             

Планируемые результаты

  • Должны знать, как скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали;
  • Уметь отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
  • Иметь представление о свойствах пластических материалов (глины, пластилина), о том, какие предметы можно из них лепить.

Система организации контроля за исполнением Программы  

Заведующий МАДОУ ДС №15 «Солнышко» Ольга Евгеньевна Проконина  

Зам. зав. по ВМР МАДОУ ДС №15 «Солнышко» Оксана Сергеевна Тарасенко


3. Пояснительная записка

Программа работы кружка пластилинографии «Волшебный пластилин» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего дошкольного возраста под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его. Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию. Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

3.1. Цель и задачи

Цель программы: развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.

Задачи: 

Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;                        Закреплять умение работать на заданном пространстве;                                                                                                                                          Закрепить приёмы лепки;                                                                                                                                                                                      Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия, развивать мелкую моторику пальцев рук;                                                           Развивать зрительно-моторную координацию; воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им; воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.

3.2 Планируемые результаты:

В ходе реализации кружка ребенок научится:

Скатывать, сплющивать, прищипывать и оттягивать отдельные детали.                                                                                                        Отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.                                  О свойствах пластических материалов (глины, пластилина), о том, какие предметы можно из них лепить.

3.3 Объём образовательной нагрузки

Сроки реализации кружка – 1 год.

Кружок рассчитан на одно занятие в неделю в групповой форме обучения, продолжительность 1 занятия – 20 минут. Занятия проводятся в основной образовательной деятельности. Количество детей – 10 человек.

  1. Содержание кружка для детей 4 – 5 лет

Тема занятия

Цель занятия

Воздушные шары

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать эстетическое и образное восприятие

Бусы для Люси

Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету. Закреплять знания о цвете. Развивать чувство ритма

Овощи для засолки

Продолжать формировать умение раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Закреплять умение расплющивать шарики-помидоры, произвольно располагать их по поверхности. Развивать мелкую моторику

Созрели яблочки в саду

Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху

Варим варенье

Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности. Развивать мелкую моторику

Чудо-грибочки

Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах. Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет

Осеннее дерево

Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии. Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки

Птичка

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать аккуратность в работе с пластилином

Ёжик

Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости

Клубочки для котёнка

Формировать умение детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Упражнять в раскатывании пластилина пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Продолжать развивать интерес к новым способам лепки

Вырастала ёлка на горе

Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки

Вырастала ёлка на горе

(продолжение)

Продолжать формировать умение детей передавать образ ёлки в соответствии с содержанием стихотворения, изображая на ветках шишки, снег посредством пластилинографии. Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки

Снеговик

Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму

Снеговик (продолжение)

Продолжать формировать умение детей передаче несложного сюжета – изображению места действия и персонажа (снеговик стоит у ёлки, скамейки, горки, забора и т.д.) Формировать умение изображать падающий снег посредством пластилинографии, ритмично располагая шарики-снежинки по всему листу

Украсим ёлочку новогодними игрушками

Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы. Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений

Украсим Кате чашку

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы

Рыбки в аквариуме

Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях. Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание. Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки

Рыбки в аквариуме (продолжение)

Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений. Упражнять в расскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума

Украсим торт

Продолжать формировать умение детей составлять узор на круге. Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями, Вызывать радость от проделанной работы

Мы делили апельсин

Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов. Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов

Утка с утятами

Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утёнка). Развивать чувство формы и композиции

Мышка-норушка и золотое яичко

Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев. Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук 

Украсим платье Кате

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином

Веточка мимозы в подарок маме

Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы

Украсим туфельку

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей

Вышла курочка гулять

Продолжать формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями

Самолёт летит

Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей. Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание

Разноцветный светофорчик

Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов. Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы

Улитка, улитка выпусти рога

Формировать умение лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Развивать умение дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик)

Черепаха

Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки

На лугу

Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения. Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание. Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком)

Цветик-семицветик

Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости. Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой. Закреплять знания об основных цветах спектра

Радуга-дуга

Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук. Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос

Корзина с цветами

Закрепление умения работать с пластилином, развитие мелкой моторики рук, сенсомоторной координации; развитие творческого мышления

По замыслу

Закреплять умение задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы изображения, доводить задуманное до конца

Итоговое:

Фантазии на свободную тему

Продолжать учить подбирать материал для воплощения замысла, развивать фантазию, творчество, внимание

5. Организационно-педагогические условия

5.1 Учебный план

Наименование услуги

Количество часов в неделю,  возрастная группа

Дети 4 - 5 лет

1

 «Волшебный пластилин»

1

5.2 Расписание занятий

День недели

Время

Среда

15.30 – 15.20

5.3 Программно-методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

На основании какой программы разработана и кем утверждена, рекомендована

 «Волшебный пластилин»

Кружок художественно-эстетической направленности «Волшебный пластилин»

Давыдова Г.Н. «Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.РСФСР, 1993

5.4 Материально-техническое обеспечение

Организация занятий осуществляется в помещении №7, расположенного на втором этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 15 «Солнышко».

Кабинет оснащен современным оборудованием (интерактивная доска, проектор, компьютер, и др.), индивидуальными партами с зеркалами, методическим комплектом.

6. Мониторинг

Для решения образовательных задач проводится оценка индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики используются для решения образовательной задачи                                                                                                                                                               Работа с родителями:                                                                                                                                                                                                                        • Организация выставок и мастер-классов,
• Индивидуальные беседы.
• Беседы, консультации, поручения родителям
• Дни открытых дверей

Система мониторинга по пластилинографии
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации детей, осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий. Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.
1.Творческая активность
а) Повышенный интерес, творческая активность – высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог – средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания – низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски – средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность – низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами – средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер – низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно – высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь – средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога – низкий уровень

7. Список литературы:

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.- СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011г.

Давыдова Г.Н. «Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.

Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011г.

«Библиотека воспитателя» О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- Издательство «Мозаика- Синтез», 2013г.

Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии. – М.:Карапуз, 2010г.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.- М.: «Карапуз», 2010г.

Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010

Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009г.

Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина». – Ростов на Дону: Феникс, 2014г.

 

Денисюк Алёна Сергеевна, воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №15 «Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»

Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...

Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"

-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...

Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"

Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...