пластилинография
статья по аппликации, лепке (средняя группа)

Волоскова Татьяна Михайловна

статья по использованию детьми пластилина в закреплении навыков народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ –  ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ. ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ.

Т. М. ВОЛОСКОВА

СПб ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта

«Динамо-Санкт-Петербург»

Василеостровский район

Санкт-Петербург

В современном образовательном мире существует огромное количество статей и научных исследований, утверждающих, что именно мелкая моторика, развитие пальцев рук, развитие движения руки, напрямую связаны с  развитием интеллектуальных и умственных процессов ребенка. Безусловно, мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе естественных движений ребенка. Сначала малыш начинает хватать предметы, потом начинает перекладывать из руки в руку. А к двум годам ребенок вполне готов держать в руке кисточку и рисовать. Но к дошкольному возрасту и раннему школьному развитие мелкой моторики требует все более согласованных действий.

В программах дошкольного образования особое внимание уделяется изобразительной деятельности, так как изобразительная деятельность в большей мере способствует развитию у ребенка как мелкой моторики, так и тактильного восприятия, так и пространственной ориентировки на листе бумаги, одновременно развивая глазомер и зрительное восприятие, внимание, усидчивость. Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно, отдают предпочтение рисованию, а именно рисованию на листе бумаги карандашами, красками и мелками, фломастерами, и гораздо меньше работают с пластилином.

Работая с пластилином, ребенок знакомится с объемной формой предмета, при этом формируется навык работы двумя руками. Рассматривая предмет, ребенок осязает его руками, он не только видит то, что создает, но может потрогать руками, прикоснуться к созданному. Польза работы с пластилином заключается в самом процессе лепки, а не в полученном результате. Особое внимание необходимо уделять как ребенок мнет, «разогревает» пластилин, отрывает от него кусочки, катает ладошками, а еще лучше, когда всю работу он выполняет кончиками пальцев. Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Беря в работу пластилин, из него можно не только лепить объемные фигуры, но и работать в нетрадиционной технике рисования, совместить два вида творчества: рисование и лепку. Такой нетрадиционный метод работы с пластилином называется – пластилинография (пластилин – материал, при котором осуществляется работа, и «графо» - создавать, рисовать, писать). Пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, а наравне с этим, способствует развитию художественного и пространственного мышления. Основной материал – пластилин, а основной инструмент – рука ребенка.  

В новой технике появляются и новые приемы работы с пластилином: выполнения декоративных налепов разной формы, прощипывание, сплющивание. Оттягивание деталей от общей формы. Плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. У ребенка появляется возможность сделать картину объемной, рельефной, а значит наполнить ее жизнью в разнообразности цвета.

Работа в пластилинографии очень проста и не требует особых способностей, увлекает детей и не перегружает физически. Но для того, чтобы картина получилась качественной необходимо соблюдать некоторые требования.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:

  1. Использовать плотную бумагу (картон), что позволит работе избежать деформации;
  2. Закрывать картон клейкой прозрачной пленкой, предварительно нанеся на картон рисунок;
  3. Желательно выбирать более мягкий пластилин, который легко принимает заданную форму (избегать пластилиновых масс);
  4. Картина будет более насыщенной, если взять яркий пластилин, а для получения разнообразных оттенков необходимо смешивание цвета. Это возможно сделать двумя способами: первый – смешать пластилин прямо на основе, делая мазки попеременно; второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и, уже данной массой рисовать;
  5. Полученную работу лучше покрыть бесцветным лаком, что продлит ее «жизнь»;
  6. Неудачное изображение просто счищается стекой, потом снова добавляется фон. Возможность легко исправить ошибку, особенно привлекательна для детей;
  7. Для педагога важно обращать внимание, чтобы пальчик ребенка не сгибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца и не царапал пластилин.

Удобство работы в технике пластилинография заключается в том, что ребенок самостоятельно может выбрать тот прием, в котором будет работать.

Приемы работы в технике пластилинография:

 «раскатывание» - кусочек пластилина, находящийся между ладонями, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, который приобретает при этом цилиндрическую форму;

«скатывание» - при помощи кругообразных движений кистей, в данном случае кусочек пластилина, принимает шарообразную форму;

«заглаживание» - этот прием применяется для создания плоских и гладких поверхностей, но для того, чтобы придать поверхности блеск, пальцы необходимо смочить водой;

«сплющивание» - готовится большое количество «шариков-колобков», которые сдавливаются и превращаются в лепешку, и уже из этих лепешек создается картина, при визуальном восприятии выглядит как мозаика;

«жгутирование» - из большого количества пластилиновых «колбасок» на листе выкладывается необходимая форма, напоминающая квилинговые работы;

«прищипывание» - пальчиками захватывается немного пластилина.неотделяя его от целого куска, затем придается ему заданная форма;

«оттягивание» -  - при этом приеме захватывается большой кусочек и формируется новый элемент (ушки, хвостик).

Дети осваивают приемы пластилинографии, очень часто выполняют индивидуальные работы, но не менее красочными смотрятся работы, созданные коллективно. Наносить пластилиновый слой на всю площадь основы – утомительный и трудоемкий труд, который может отбить желание детей продолжать работу, поэтому нужно подготовить основу, предварительно прорисовав задний план изделия.

Главное значение работы в технике пластилинография заключается в развитии мелкой моторики руки, укреплении мышц руки, развитии согласованности движений и их дифференциации. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. И при сформированном с детства «хватании» у детей формируется навык «пинцетного хватания, то есть захват мелкого предмета двумя пальчиками или щепотью.

В развитии художественно - эстетического восприятия, не может быть мелочей, а работа в нетрадиционной технике, такой как пластилинография, способствует сохранению психического равновесия, дает возможность безопасному выходу эмоций. При этом ребенок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, без давления и навязывания мнения. Новая техника дает возможность маленькому человечку поверить в собственные силы. Для педагогов пластилиновая живопись может стать необычным решением задач по изобразительной деятельности.

Список литературы: 
1
. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007

3. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008
5. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»

Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...

Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"

-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»

Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...

Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"

Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...