Консультация для родителей «Лепка пластилином - самоизоляцию переживаем»
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Романова Марина Николаевна

Сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное время. Как взрослые так и дети. Многие взрослые впервые получат опыт работы из дома. Это то время когда можно узнать друг друга еще лучше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Лепка пластилином - самоизоляцию переживаем»

Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и: смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникают много сложностей, вопросов, непониманий.

Многие взрослые впервые получат опыт работы из дома, а дети будут вынуждены не посещать школьное учреждение. Это то время, когда есть возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения. Как бы долго мы еще не находились на самоизоляции, не давайте себе и особенно детям засиживаться перед телевизором и компьютером, находите общее и интересное дело, объединяющее всю семью. Например, давайте полепим пластилином.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

«В семье изобразительных искусств, лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета».

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Знакомство детей со скульптурой осуществляется во всех возрастных группах. В младшей и средней — это предметы декоративно — прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем возрасте знакомство с монументальной скульптурой. В младших группах дети проявляют интерес к народным игрушкам, желают играть с ними, видят разнообразные формы, цвет росписи; понимают, что это не игрушка, а предмет для украшения групповой комнаты. В средней дети знают дымковскую, богородскую народные игрушки, умеют рассказывать о них; умеют показать малую скульптуру (находят в группе), что скульптуру создает скульптор. В старшей знают из какого материала делают народные игрушки, понимают их выразительные средства, рассказывают о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях , которые делают игрушку красивее и интереснее. Умеют слушать рассказ о скульптуре во время экскурсии, узнают скульптуру на фото, слайдах, ведут беседу самостоятельно. В подготовительной понимают и любят народную игрушку; знают и различают народные промыслы; знают какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); умеют самостоятельно рассматривать скульптуры; создают основы художественного вкуса.

Лепка — это вид деятельности, в процессе которой дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластилином. Ребенок осознает различные свойства пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. В процессе лепки есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и удаления лишнего пластилина , что нельзя сделать в рисунке или аппликации. Если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочного цвета, то в лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Подводит к умению ориентироваться в пространстве, усваивать ряд математических представлений. Важная черта лепки, тесная связь с игрой, объемность вылепленной фигурки стимулируют детей к игровым действиям.

В работе с детьми используется три вида лепки. Лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждая из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.

Предметная лепка — изображение отдельных предметов: фигуры людей и животных. Обучение детей правильнее и лучше происходит сначала конструктивным, а затем пластическим способом.

Сюжетная лепка — реально вылепленные фигуры не требуют условного изменения формы и сокращения пропорций для создания представления о пространстве. Она требует от детей большого объема работы, плюс дополнительные детали. Необходима подставка, где расположится композиция; знания о предметах и умение пользоваться приемами изображения. Это в старшей и подготовительной группах. А в предыдущих дети лишь подводятся к сюжетной лепке и накапливают необходимые умения и навыки.

Декоративная лепка — знакомство с народным прикладным искусством; создание интересных изделий: для комнат, сувениров, применение в играх. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму и роспись. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме. Учит пользоваться различными инструментами: печатки, трубочки, стеки и многое другое, закрепляя при этом технические навыки.

Сенсорные основы лепки состоят из четырех этапов. 

Первый этап — организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять неподвижно).

Второй этап — обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции....) движение пальцев, как бы измеряет соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.

Третий этап — выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины пространственного положения по отношению к основным частям.

Четвертый этап — повторное целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объеденить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета. Эта система обобщенных, которые они проделывают сначала под руководством взрослых, а позднее самостоятельно: в ходе занятий , игр или специальных упражнений. Обучение обследованию, т.е. активному восприятию и наблюдению предмета, следует начинать с двух лет ( индивидуально и группами), тем самым формируем сенсорный опыт ребенка. В младших группах детей знакомим с сенсорными эталонами, как шар ,куб, а в средней — конус, овал, цилиндр. hello_html_50d39acd.jpg

Технические приемы.

В младшей и средней группах дети должны освоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и закрепить их названия:

— раскатывание;

— скатывание;

— расплющивание;

— вытягивание;

— оттягивание;

— сгибание;

— присоединение.

hello_html_m5b5a8170.jpg

Обучение техническим приемам может носить индивидуальный и групповой характер. Для этого использовать утренние и вечерние часы. В дальнейшем возрасте вопрос техники упрощается, т. к. дети осознанно находят и применяют в любом задании приемы изображения. Показ воспитателя, который был связующим моментом между восприятием предмета и его лепкой, отменяется. В подготовительной группе в лепке незнакомого предмета проводятся без его осязательного обследования, с опорой только на зрительный анализ. Дети старшей и подготовительной групп должны различать как плоскостные, так и геометрические фигуры.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» в направлении изобразительная деятельность в каждой возрастной группе ставят следующие задачи.

Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (пластилина и пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки.

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.

Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.

Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.

Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др.

hello_html_6fb2f9c5.jpg

Формировать у детей умение лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька и Медведь и т. п.). Развивать творчество и инициативу.

Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначить глаза, шерсть животного, перышки у птицы , узор, складки на одежде людей и т. п.).

Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки, побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.).

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.

Декоративная лепка

Продолжать знакомить с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно — прикладного искусства.

Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.).

Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами и углубленным рельефом, использовать стеку.

Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Развивать творчество детей; учить свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей различные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы ( птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику — коллективная композиция).

Учить детей создавать скульптурные группы из двух — трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений деталей.

Детское творчество детей в лепке.

Задачи развития детского творчества основаны на возрастных особенностях дошкольника:

— развивать интерес к данному виду деятельности;

— учить, начиная с младшей группы, создавать форму предметов на основе восприятия действительности путем обучения обследования предметов, на основе самостоятельных поисков;

— по мере возможности в каждой возрастной группе научить свободно пользоваться способами лепки и выразительными средствами;

— научить детей самостоятельно задумывать тему для лепки;

— проявлять инициативу в поиске форм, способов лепки, выразительных средств.

Формирование детского творчества ведется по трем этапам:

1 — детям дают задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: по установке воспитателя (сочини, придумай, найди, измени) дети действуют совместно с педагогом, проявляя при этом элементы творчества.

2 — дают задания, которые ведут ребят к целенаправленным действиям и поискам. Ребенок понимает, что приобретенные умения можно комбинировать и видоизменять.

3 — это задания, ведущие ребенка к самостоятельным действиям по обдумыванию замысла в различных видах деятельности, к планированию своих действий, отбору выразительных средств.

Развитию творчества у детей помогает коллективная лепка, проводимая на основе умений самостоятельно действовать, применять знакомые способы изображения.

Пластилин хорошо использовать в работе с детьми 5 −7 лет, у которых в достаточной мере развиты мышцы рук и желание к изображать мелкие детали предметов, украшение одежды фигур, растительные формы в сюжетной лепке.

К оборудованию для лепки относятся каркасы; в работе с детьми это обыкновенные палочки разной длины и ширины, они удаляются при дальнейшем высыхании (для длительного хранения работы). Форма стеки — это палочка заостренная с одной стороны, и закругленная с другой.

Качество работы ребенка зависит от того, как организовано его рабочее место. Это квадратные или круглые доски 22×35см; Размер доски определяется величиной фигуры, если фигура величиной 10 −15см, то доска большего размера. Вместо досок можно использовать поворотные станки (старшая и подготовительная).

И так: — станок с поворотным кругом;

— поворотный круг для показа модели;

— доски для лепки;

— стеки для обработки глины;

— печатки для украшения ручных работ;

— блюдо для воды;

— тряпочки (влажная салфетка);

— краски;

— кисти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Лепка из пластилина"

Консультация для родителей "Лепка из пластилина"....

Консультация для родителей «Лепка из пластилина»

Перед тем, как начать работу с пластилином ребенку необходимо показать,  как правильно разогреть его в руках. Объяснить, что мы не можем  начинать «игру» с пластилином холодными руками. Для ...

Консультация для родителей: "Лепка из пластилина".

1.Для чего надо лепить.2.Из чего можно лепить.3.Рабочее место художника....

Консультация для родителей «Лепка из пластилина для развития мелкой моторики у детей»

Консультация для родителей«Лепка из пластилина для развития мелкой моторики у детей»...

Консультация для родителей: "Лепка из пластилина".

   Лепка из пластилина – увлекательное и полезное занятие, которое положительно влияет на умственное и физическое развитие ребенка. Занятия лепкой способствуют развитию воображе...

Консультация для родителей "Лепка из пластилина для развития мелкой моторики у детей"

Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами ру...