Рабочая программа кружка "Мукосолька"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)
Программа составлена с учётом ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_mukosolka.docx | 41.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа дошкольного образования при
Муниципальном образовательном автономном учреждении
«Новопетровская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа кружка
«Мукосолька»
(лепка из соленого теста)
(старшая, подготовительная группа)
Составитель: воспитатель 1 категории
Большакова Наталья Борисовна
2020-2021 уч.г.
1. Пояснительная записка
Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность.
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.
Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Направленность программы: Художественно-эстетическое, доминирующая область: « Художественное творчество»
Цель программы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
- учить соблюдать правила техники безопасности;
- учить стремится к поиску, самостоятельности;
- учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
Развивающие:
- развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,
образцов, поиске новых решений в создании композиций;
- развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим
воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;
- формирование способности к творческому раскрытию,
самостоятельности, саморазвитию;
- формирование способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения
Воспитательные:
- воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к
выставкам;
2. воспитывать умение четко соблюдать необходимую
последовательность действий.
3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за
собой рабочее место.
Принципы построения программы:
• От простого к сложному.
• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• Научность.
• Доступность.
• Системность знаний.
• Воспитывающая и развивающая направленность.
• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• Активность и самостоятельность.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Организация занятий кружка:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю во второй половине дня. Длительность:
Старшая группа – 25 мин.
Подготовительная группа - 30 минут.
Возраст детей:
- старшая группа (5-6 лет)
подготовительная группа (6-7 лет)
Сроки реализации: 1 год.
Методическое обеспечение
Задача воспитателя – помочь детям:
- упражнять в способах лепки из целого куска, комбинированном и конструктивном; формировать умение моделировать выделенную форму кончиками пальцев;
- сглаживать места соединения;
- содействовать закреплению знакомых приёмов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путём прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;
- продолжать формировать умения передавать общую форму предмета и его частей, основные пропорции, строение, несложное движение фигуры человека и животных
- содействовать расширению тематики в согласовании с содержанием других образовательных областей и побуждать детей рассказывать о своих работах (Познание, Социализация, Коммуникация, Физическая культура)
В процессе лепки из солёного теста у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы.
Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности: формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества, приобщает к различным видам искусства
Формы работы по развитию детского творчества:
-Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
-Самостоятельная деятельность детей.
-НОД.
-Загадывание загадок
-Разнообразные виды гимнастик
-Рассматривание фотографий (по теме).
-Беседы по иллюстрациям и картинкам
-Чтение рассказов, сказок, стихов
-Пение песен
-Дидактическая игра
-Подвижная игра
-Раскрашивание гуашью и красками
Ожидаемые результаты:
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов лепки.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
• Пополнится групповая комната продуктами детского творчества.
• На кружке будут готовиться подарки на праздники родителям.
• Презентация результатов работы кружка будет проводиться на родительском собрании, в родительском уголке
Дети освоят следующие приемы лепки:
-скатывание прямыми движениями;
-скатывание круговыми движениями;
-расплющивание;
-соединение в виде кольца;
-защипывание края формы;
-лепка из нескольких частей;
-лепка из целого куска;
-лепка по представлению;
-лепка с натуры;
-соблюдение пропорций;
-оттягивание части от основной формы;
-сглаживание поверхности формы;
-присоединение части;
-прижимание;
-примазывание;
-вдавливание для получения полой формы;
Оборудование для работы с тестом
1.Доска для лепки
2.Стеки.
3.Алюминиевая фольга. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.
4Лопаточка с тонким краем. Нужна для того, чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия
5.Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.
6.Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.
7.Расческа с частыми зубьями ( для нанесения орнамента и насечек). Незаменима при изготовлении корзинок.
8.Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделиях так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).
9.Деревянная палочка для суши. Ею хорошо делать разной формы углубления.
10.Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее
11.Набор насадок для кондитерского шприца. Замечательная и порой незаменимая вещь для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект
12.Скалка .
13.Формочки для печенья.
14.Проволока.
15.Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.
План работы кружка по лепке из солёного теста «Мукосолька»
в старшей, подготовительной группе.
Сентябрь:
Занятие 1.
Тема «Яблоки и груши» (игра в «магазин»)
Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин».
Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.
Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика ,перец.
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Учить раскрашивать изделия после просушки.
Упражнять в смешивании красок.
Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточки.
Занятие 3.
Тема: Декоративная тарелка «Роза».
Цель: Учить ,из отдельных частей , лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков.
Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.
Материал: Солёное тесто, стеки, тарелка.
Занятие 4.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка.
Оформлять работу на тарелке.
Материал: Краски «Гуашь», тарелка.
Октябрь:
Занятие 1.
Тема: «Ёжик».
Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.
Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой.
Дополнять работу грибками, яблочками.
Материал: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски.
Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.
Занятие 3.
Тема: «Дерево».
Цель: Учить делать дерево при помощи чеснокодавки.
Развивать фантазию детей, сообразительность.
Материал: Соленое тесто, чеснокодавка.
Занятие 4.
Тема: Раскрашивание.
Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.
Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.
Ноябрь:
Занятие 1.
Тема: «Божья коровка» (на листике)
Цель: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления.
Пользоваться формочкой для вырезания листика.
Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.
Материал: Солёное тесто, формочка «листик», семена яблок, веточки, игрушка.
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы.
Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек.
Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей
Декабрь:
Занятие 1.
Тема: «Снеговик».
Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей.
Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.
Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.
Материал: солёное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка.
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
Учить видеть конечный результат задуманной работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка.
Занятие 3.
Тема: «Нарядная ёлочка»
Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук,
Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.
Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.
Занятие 4.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке.
При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы
Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.
Январь:
Занятие 1.
Тема: «Дед Мороз».
Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание.
Уметь пользоваться чеснокодавкой для выдавливания теста для волос и бороды.
Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели.
Занятие 2.Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними.
Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.
Учить радоваться результатам своего труда.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти.
Занятие 3.
Тема: «Собачка Жучка».
Цель: Продолжать учить детей лепить животных ,используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти.
Закрепить в речи детей породы собак, лепить болонку.
Воспитывать интерес к работе, творческое воображение.
Дополнять работу , угощая собачку косточкой.
Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода.
Занятие 4.
Тема: Раскрашивание.
Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними.
Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.
Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.
Февраль:
Занятие 1.
Тема: «Кружка для папы».
Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.
Лепить начальную букву имени для украшения.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.
Материал: Солёное тесто.
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками .
Цель: продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет.
Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.
Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.
Занятие 3.
Тема: «Рамка для фото».
Цель: Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста.
Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей.
Воспитывать интерес к творчеству.
Материал: Солёное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов.
Занятие 4.
Тема: Роспись рамки для фото.
Цель: Продолжать учить рисовать красками.
Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.
Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.
Материал; краски «Гуашь», кисточки, бусинки.
Март
Занятие 1.
Тема: «Корзина с цветами»
Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.
Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка.
Лепить знакомые цветы и листья.
Развивать воображение, желание дарить радость другим.
Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека.
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками (по необходимости ) корзинки и цветов.
Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком (баллончик)
Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия,
Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка.
Занятие 3.
Тема: «Подковка на счастье».
Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.
Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.
Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.
Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.
Занятие 4.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.
Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер.
Апрель
Занятие 1.
Тема: «Лица человечков с разными прическами »
Цель: Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание.
Для соединения частей использовать спички, палочки.
Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой.
Учить работать коллективно.
Материал: Солёное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка, чеснокодавилка для волос, ситечко для волос.
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками.
Цель: Формировать навыки аккуратности при работе с красками.
Научить видеть конечный результат задуманной работы.
Дополнять работу, украшая одежду своих человечков,
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.
Занятие 3.
Тема: «Пасхальное яичко».
Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, налеплять тесто на фольгу, разглаживать работу так, чтобы она стала ровной.
Украшать яичко при помощи подручных средств (колпачок фломастера, зубочистки, расчески и т.д.)
Воспитывать интерес к творчеству.
Материал: Солёное тесто, стека, семена разных фруктов, бусинки, фольга
Занятие 4.
Тема: Раскрашивание.
Цель: Продолжать учить правильно пользоваться кистью, развивать мелкую моторику рук.
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер.
Май.
Занятие 1.
Тема «Подсолнухи».
Цель: Учить лепить лепестки подсолнуха и составлять из них цветок.
Применять навыки и умения, полученные ранее.
Вызвать интерес к творчеству.
Материал: Солёное тесто, диски, семечки сырые, вода .
Занятие 2.
Тема: Раскрашивание красками подсолнух
Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка.
Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка.
Занятие 3.
Тема: «Букет ромашек».
Цель: Учить использовать знания об особенностях цветка в своей работе.
Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв).
Развивать творческое воображение, интерес к работе.
Материал: Соленое тесто, стека, кисточка.
Занятие 4.
Тема: « Раскрашивание красками.
Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.
Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы.
Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.
Классический рецепт солёного теста:
1 стакан соли, 2 стакана муки, 1 стакан воды.
Чтобы тесто было эластичней в классический рецепт можно добавить 1 ст.л. без горки крахмала.
Чтобы тесто хранилось долго и было крепче, можно добавить 1 ст.л. обойного клея. (1 ст.л. обойного клея залить водой, подождать 5-7 мин., добавить соль, крахмал, муку)
Литература:
- В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
- Анна Фирсова Чудеса из солёного теста АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.
При составлении программы использовала советы и мастер-классы Ирины Ханановой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...