Рабочая программа кружка "Мукосолька"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Большакова Наталья Борисовна

Программа составлена с учётом ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_mukosolka.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

Группа дошкольного образования при

Муниципальном образовательном автономном учреждении

«Новопетровская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа кружка

«Мукосолька»

(лепка из соленого теста)

(старшая, подготовительная группа)

                                                                 

                                                                   

                                                              Составитель: воспитатель 1 категории

                                                  Большакова Наталья Борисовна

2020-2021 уч.г.

1. Пояснительная записка

Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды  изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Направленность программы: Художественно-эстетическое, доминирующая область: « Художественное творчество»

Цель программы:  раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.

Воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, обучение детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению, приобщение к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. знакомить со способами деятельности – лепка из соленого теста;
  2. учить соблюдать правила техники безопасности;
  3. учить стремится к поиску, самостоятельности;
  4. учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;

Развивающие:

  1. развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм,

образцов, поиске новых решений в создании композиций;

  1. развивать конструктивное взаимодействие с эстетическим

воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером;

  1. формирование способности к творческому раскрытию,

самостоятельности, саморазвитию;

  1. формирование способности к самостоятельному поиску методов и

приемов, способов выполнения

Воспитательные:

  1. воспитывать ответственность при выполнении работ, подготовке к

выставкам;

      2.  воспитывать умение четко соблюдать  необходимую

       последовательность действий.

      3. Воспитывать умение организовать  свое рабочее место, убирать за

      собой рабочее место.

Принципы построения программы:

• От простого к сложному.

• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

• Научность.

• Доступность.

• Системность знаний.

• Воспитывающая и развивающая направленность.

• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

• Активность и самостоятельность.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Организация занятий кружка:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю                 во второй половине дня. Длительность:

Старшая группа – 25 мин.

Подготовительная группа - 30 минут.

Возраст детей:

- старшая группа (5-6 лет)

подготовительная группа (6-7 лет)

Сроки реализации: 1 год.

Методическое обеспечение

Задача воспитателя – помочь детям:

- упражнять в способах лепки из целого куска, комбинированном и конструктивном; формировать умение моделировать выделенную форму кончиками пальцев;

- сглаживать места соединения;

- содействовать закреплению знакомых приёмов лепки: оттягивание деталей из целого куска, соединение частей путём прижимания и примазывания, украшение вылепленных изделий с помощью стеки и налепов;

- продолжать формировать умения передавать общую форму предмета и его частей, основные пропорции, строение, несложное движение фигуры человека и животных

- содействовать расширению тематики в согласовании с содержанием других образовательных областей и побуждать детей рассказывать о своих работах (Познание, Социализация, Коммуникация, Физическая культура)

В процессе лепки из солёного теста у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, помогать старшим, делать элементарные выводы.

Интеграция художественного творчества с другими видами детской деятельности: формирует трудовые умения и навыки, адекватных возрасту воспитанников, основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, развивает свободное общение со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, формирует целостную картину мира, расширяет кругозор в части изобразительного искусства, творчества, развивает детское творчества, приобщает к различным видам искусства

Формы работы по развитию детского творчества:

-Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

-Самостоятельная деятельность детей.

-НОД.

-Загадывание загадок

-Разнообразные виды гимнастик

     -Рассматривание фотографий (по теме).

-Беседы по иллюстрациям и картинкам

-Чтение рассказов, сказок, стихов

-Пение песен

-Дидактическая игра

-Подвижная игра

-Раскрашивание гуашью и красками

Ожидаемые результаты:

• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов лепки.

• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.

• У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

• Пополнится групповая комната продуктами детского творчества.

• На кружке будут готовиться подарки на праздники родителям.

• Презентация результатов работы кружка будет проводиться на родительском собрании, в родительском уголке

Дети освоят следующие приемы лепки:

-скатывание прямыми движениями;

-скатывание круговыми движениями;

-расплющивание;

-соединение в виде кольца;

-защипывание края формы;

-лепка из нескольких частей;

-лепка из целого куска;

-лепка по представлению;

-лепка с натуры;

-соблюдение пропорций;

-оттягивание части от основной формы;

-сглаживание поверхности формы;

-присоединение части;

-прижимание;

-примазывание;

-вдавливание для получения полой формы;

Оборудование для работы с тестом

1.Доска для лепки

2.Стеки.

3.Алюминиевая фольга. На куске фольги формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.

4Лопаточка с тонким краем. Нужна для того, чтобы подцепить и перенести отдельные детали изделия

5.Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.

6.Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между собой.

7.Расческа с частыми зубьями ( для нанесения орнамента и насечек). Незаменима при изготовлении корзинок.

8.Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и насечек, в объемных изделиях так же могут выполнять роль каркаса (например, соединяют голову и туловище).

9.Деревянная палочка для суши. Ею хорошо делать разной формы углубления.

10.Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и прочее 

11.Набор насадок для кондитерского шприца. Замечательная и порой незаменимая вещь для нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект

12.Скалка .

13.Формочки для печенья.

14.Проволока.

15.Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.

План работы кружка по лепке из солёного теста «Мукосолька»

в старшей, подготовительной группе.

Сентябрь:

Занятие 1.

Тема «Яблоки и груши» (игра в «магазин»)

Цель: Учить лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре « Магазин».

Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.

Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика ,перец.

Занятие 2.

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Учить раскрашивать изделия после просушки.

Упражнять в смешивании красок.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточки.

Занятие 3. 

Тема: Декоративная тарелка «Роза».

Цель: Учить ,из отдельных частей , лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков.

Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат.

Материал: Солёное тесто, стеки, тарелка.

Занятие 4

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка.

Оформлять работу на тарелке.

Материал: Краски «Гуашь», тарелка.

Октябрь:

Занятие 1. 

Тема: «Ёжик».

Цель: Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.

Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой.

Дополнять работу грибками, яблочками.

Материал: солёное тесто, семена от яблок, вишни, кисточка, вода

Занятие 2. 

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Учить детей раскрашивать ёжика после просушки, используя чёрный и серый цвет, смешивая краски.

Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, лак.

Занятие 3. 

Тема: «Дерево».

Цель: Учить делать дерево при помощи чеснокодавки.

Развивать фантазию детей, сообразительность.

Материал: Соленое тесто, чеснокодавка.

Занятие 4. 

Тема: Раскрашивание.

Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию.

Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей.

Ноябрь:

Занятие 1. 

Тема: «Божья коровка» (на листике)

Цель: Учить лепить божью коровку из частей: голова, туловище, используя налепы, дополнительный материал для оформления.

Пользоваться формочкой для вырезания листика.

Уметь регулировать силу нажима при выполнении налепов.

Материал: Солёное тесто, формочка «листик», семена яблок, веточки, игрушка.

Занятие 2. 

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании работы.

Уметь использовать навыки нетрадиционного рисования - пальчиком, для рисования точек.

Упражнять в способах работы с красками, оформлении работы на листике.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей

Декабрь:

Занятие 1

Тема: «Снеговик».

Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей.

Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы.

Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом.

Материал: солёное тесто, семена вишни, фундука, шарф, шапка.

Занятие 2. 

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Учить видеть конечный результат задуманной работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка.

Занятие 3.

 Тема: «Нарядная ёлочка»

Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук,

Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации.

Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер.

Занятие 4. 

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке.

При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы

Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.

Январь:

Занятие 1. 

Тема: «Дед Мороз».

Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание.

Уметь пользоваться чеснокодавкой для выдавливания теста для волос и бороды.

Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели.

Занятие 2.Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.

Учить радоваться результатам своего труда.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти.

Занятие 3. 

Тема: «Собачка Жучка».

Цель: Продолжать учить детей лепить животных ,используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти.

Закрепить в речи детей породы собак, лепить болонку.

Воспитывать интерес к работе, творческое воображение.

Дополнять работу , угощая собачку косточкой.

Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода.

Занятие 4. 

Тема: Раскрашивание.

Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними.

Формировать навыки аккуратности при выполнении работы.

Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой.

Февраль:

Занятие 1. 

Тема: «Кружка для папы».

Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края.

Лепить начальную букву имени для украшения.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира.

Материал: Солёное тесто.

Занятие 2. 

Тема: Раскрашивание красками .

Цель: продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет.

Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку.

Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка.

Занятие 3. 

Тема: «Рамка для фото».

Цель: Закрепить технические навыки и приёмы при лепке рамки из солёного теста.

Упражнять в лепке цветов из отдельных частей, составлять цветок из 6-8 частей, составлять композицию из отдельных деталей.

Воспитывать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, рамка из картона разной формы, образцы цветов.

Занятие 4. 

Тема: Роспись рамки для фото.

Цель: Продолжать учить рисовать красками.

Самостоятельно подбирать цвет, уметь смешивать краски для получения нужного оттенка.

Развивать у детей эстетические восприятия, чувство цвета.

Материал; краски «Гуашь», кисточки, бусинки.

Март

Занятие 1. 

Тема: «Корзина с цветами»

Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой.

Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка.

Лепить знакомые цветы и листья.

Развивать воображение, желание дарить радость другим.

Материал: Соленое тесто коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека.

Занятие 2.

Тема: Раскрашивание красками (по необходимости корзинки и цветов.

Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком (баллончик)

Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия,

Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка.

Занятие 3. 

Тема: «Подковка на счастье».

Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы.

Закрепить умение ,из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы.

Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия.

Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка.

Занятие 4.

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета.

Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, семена фруктов, бисер.

Апрель

Занятие 1.

Тема: «Лица человечков с разными прическами »

Цель: Учить лепить весёлых человечков, используя приёмы раскатывания шаров, овалов, сплющивание, оттягивание.

Для соединения частей использовать спички, палочки.

Обрабатывать края кисточкой, смоченной водой.

Учить работать коллективно.

Материал: Солёное тесто, зубочистки, семена фруктов кисточка, чеснокодавилка для волос, ситечко для волос.

Занятие 2. 

Тема: Раскрашивание красками.

Цель: Формировать навыки аккуратности при работе с красками.

Научить видеть конечный результат задуманной работы.

Дополнять работу, украшая одежду своих человечков,

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, бусинки, бисер.

Занятие 3.

Тема: «Пасхальное яичко».

Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, налеплять тесто на фольгу, разглаживать работу так, чтобы она стала ровной.

Украшать яичко при помощи подручных средств (колпачок фломастера, зубочистки, расчески и т.д.)

Воспитывать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, стека, семена разных фруктов, бусинки, фольга

Занятие 4.

Тема: Раскрашивание.

Цель: Продолжать учить правильно пользоваться кистью, развивать мелкую моторику рук.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, бусинки, бисер.

Май.

Занятие 1

Тема «Подсолнухи».

Цель: Учить лепить лепестки подсолнуха и составлять из них цветок.

Применять навыки и умения, полученные ранее.

Вызвать интерес к творчеству.

Материал: Солёное тесто, диски, семечки сырые, вода .

Занятие 2. 

Тема: Раскрашивание красками подсолнух

Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка.

Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка.

Занятие 3. 

Тема: «Букет ромашек».

Цель: Учить использовать знания об особенностях цветка в своей работе.

Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв).

Развивать творческое воображение, интерес к работе.

Материал: Соленое тесто, стека, кисточка.

Занятие 4. 

Тема: « Раскрашивание красками.

Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы.

Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы.

Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.

Классический рецепт солёного теста:

1 стакан соли, 2 стакана муки, 1 стакан воды.

Чтобы тесто было эластичней в классический рецепт можно добавить 1 ст.л. без горки крахмала.

Чтобы тесто хранилось долго и было крепче, можно добавить 1 ст.л. обойного клея.  (1 ст.л. обойного клея залить водой, подождать 5-7 мин., добавить соль, крахмал, муку)

Литература:

  1. В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
  2. Анна Фирсова Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.

При составлении программы использовала советы и мастер-классы Ирины Ханановой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...