Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
консультация по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Стрельцова Евгения Александровна

Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами лепки. Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? Мелкая моторика влияет на развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму. Изобразительная деятельность детей - лепка, рисование, как прообраз взрослой деятельности, заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Усваивая этот опыт, ребенок развивается. Создавая изображение, он приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Занятия разбиты по блокам: 1. Лепка предметная с элементами конструирования; 2. Лепка предметная по представлению. Задачи, которые будут решаться на занятиях по лепке: - развивать мелкую моторику рук; - поддерживать интерес детей к народному искусству; - поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления; - заинтересовать детей лепкой объемных фигурок и простых композиций из пластилина; - показать способы соединения частей; - поощрять стремление к более точному изображению (моделировать форму кончиками пальчиков, сглаживать места соединения частей фигуры); - проводить коллективные работы, учить согласовывать свои действия с действиями других детей; - развивать у детей способность передавать одну и ту же форму в разных техниках; - создавать условия для самостоятельного художественного творчества. Лепку можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка: • повышать сенсорную чувствительность, то есть способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; • развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; • синхронизировать работу обеих рук; • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его и при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_v_ds.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Представляю статью проведения родительского собрания в дошкольной группе (дошкольники младшей группы с нарушением интеллекта)...

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста (презентация к родительскому собранию)

Презентация к родительскому собранию "Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. .

Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в...

Приложение №4. Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. На основе проведенных опытов и обследовани...

Консультация для родителей. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.     Цель: дать теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей дошк...