Нетрадиционные техники лепки и их роль в развитии детей дошкольного возраста
проект по аппликации, лепке (средняя группа)
Значение лепки для детей
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В. А. Сухомлинский
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки.
Лепку можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
Лепка имеет большое значение для воспитания и обучения детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным.
В системе эстетического воспитания детей лепка занимает определенное место и имеет свою специфику. При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Цель и задачи нетрадиционной техники лепки
К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относят:
- Пластилинография;
- Пластилиновая мозаика
- Тестопластика.
Цель:
Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности
Задачи:
· Знакомство детей с различными пластическими и вспомогательными материалами
· Способствовать повышению выразительности лепных образов, поддержанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности
· Способствовать удовлетворению потребности детей в художественном выражении
· Развитие детского изобразительного творчества
· Развитие мелкой моторики пальцев рук
Одним из основных достоинств лепки является привлекательность нетрадиционных техник для детей и легкость некоторых техник в освоении детьми. Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Пластилинография
Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.
Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:
- картон или плотная бумага;
- деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина;
- емкость с водой для смачивания рук;
- набор разноцветного пластилина;
- влажные салфетки для рук;
- набор стеков разной формы.
Создание поделки в технике пластилинография состоит из следующих операций:
1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.
2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные приемы лепки:
- раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
- скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
- заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
- сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
- прищипывание;
- оттягивание.
3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.
4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:
- не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;
- добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;
- получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цветут белого пластилина.
Пластилиновая мозаика
Пластилиновая мозаика – это способ создания изображения из небольших пластилиновых шариков. Детям доставляет удовольствие отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них шарики.
Создание изображений из пластилиновой мозаики развивает у детей воображение, мышление, мелкую моторику рук, общую ручную умелость.
Существует два вида способа создания изображения способом пластилиновой мозаики: контурный и силуэтный.
Контурный способ включает в себя выкладывание изображения шариками из пластилина по представлению или нарисованному контуру.
Силуэтный способ предполагает сначала выкладывание изображения из пластилиновых шариков по контуру, а затем заполнение изображения внутри силуэта контура.
Для работы нам понадобятся:
· разноцветный пластилин,
· простой карандаш, трафареты,
· книжки – раскраски.
· картон
· клей
· влажные салфетки для рук
· деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина
Этапы работы:
1. Выбираем рисунок основы для работы.Можно нарисовать контур будущей работы, обвести трафарет или воспользоваться рисунком из книжки – раскраски.
2. После того, как рисунок выбран его надо приклеить или перенести на картон.
3. Выбираем пластилин нужного цвета (при желании можно смешать несколько цветов пластилина, отщипываем небольшой кусочек пластилина, скатываем из него шарик и крепим шарик на картон. Начинать работу лучше с контура изображения. Затем заполняем весь силуэт.
Тестопластика
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в продуктивной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционной лепке, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в лепке, самому быть творческой личностью.
Список используемой литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.
2. Кискальт И. «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
3. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.
4. Г.Н.Давыдова. Пластилинография. ООО Издательство Скрипторий 2003г
5. О.Ю.Тихмирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2012г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
различные техники рисования...
Нетрадиционные техники лепки и их роль в развитии детей дошкольного возраста
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобр...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...