Мастер-класс для педагогов "Интерактивные сказки из пластилина"
методическая разработка по аппликации, лепке
Методическая разработка на тему "Интерактивные сказки из пластилина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_interaktivnye_skazki_iz_plastilina.docx | 84.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные сказки из пластилина
Мастер- класс для педагогов
Ведущая Десятскова Н.Л., воспитатель, группа «Капельки»
Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак
Ю.Мориц
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов,
получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса:
- обучить участников мастер- класса различным техникам использования лепки в различных ситуациях в работе с детьми;
- показать варианты решения и разбора повседневных ситуаций в детском коллективе (ссоры, обиды, добрые поступки) с помощью пластилиновых сказок
- предложить варианты использования интерактивных сказок для закрепления текстового, музыкального, художественного материала
- показать оправданность использования лепки и художественных образов с ней связанных в ежедневных НОД
- развивать интерес к нетрадиционным способам использования пластилина
Ожидаемый результат:
- применение участниками мастер-класса техник сочетания сказки, сказкотерапии и работы с пластилином в повседневной деятельности с детьми;
- повышение уровня профессиональной компетентности.
Материалы и оборудование для педагогов:
- набор пластилина;
- мягкий пластилин
- салфетка для рук;
- доска для лепки;
- стека;
Ход мастер- класса:
Вступление
Уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами познакомимся с техникой «интерактивные сказки из пластилина».
В целом это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании объемной сказки, истории с помощью фигурок, которые лепят дети и вместе с ними - педагог.
Художественное творчество – это удивительный волшебный мир, это душевное состояние «маленького человека», когда он с помощью различных изобразительных средств может выплеснуть свои чувства, мысли, желания, тревоги, свое искреннее отношение к действительности. Познавая красоту и
необъятность природы, ребенок с большой радостью пытается остановить и запечатлеть «счастливое мгновение», восхищается результатом своего труда.
Ребенок - это «чистый лист», это – маленький художник, который видит и оценивает окружающий мир по-своему. Поэтому педагогам необходимо как можно больше уделять внимания творческому развитию детей, не бояться учиться и экспериментировать вместе с ними.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети лепка лепку можно выделить в том смысле, что создание объемных пространственных образов имеет особое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
Основной материал для лепки — пластилин, а «инструментом» являются руки ребенка, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. У ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Данная техника хороша и тем, что она подходит детям разного дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более разнообразным, увлекательным и интересным.
А также позволяет решать не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети не только получают знания, умения, навыки, но одновременно закрепляют информацию, полученную на занятиях, глубже и интенсивнее проживают ситуации из жизни, мораль и смысл сказок и историй.
С помощью лепки развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а также творческие способности, креативность. Развивается восприятие, пространственной ориентация, сенсомоторная координация детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Одновременно воспитываются культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность, инициативность, характер ребенка, умение работать в сотворчестве.
Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким и доступным для дошкольников считается изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Лепка пластилином способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, мелкую моторику рук, это необходимо для развития речи и повышения интеллекта ребенка, способствует развитию фантазии, творчества, трудовых навыков, побуждает детей к самостоятельности, желание доводить начатое дело до конца.
Важным условием развития детского творчества при использовании данной техники является создание эмоционально-благополучной атмосферы. В результате детской деятельности, важен не только сам продукт деятельности, но и положительные эмоции, хорошее настроение, доверительная атмосфера, желание творить!
Практическая часть.
Интерактивные сказки из пластилина можно использовать в любой сфере педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
- Свободная лепка по замыслу
- Лепка по мотивам хоровода, досуга, праздника, эпохи, прочитанной сказки, выученного стихотворения
- Терапевтическая лепка – разбор и проживание ситуации в детском коллективе (дружба, обиды, ссоры, драки, добрые поступки)
- Использование лепных мини-театров и сказок в повседневных НОДах:
-НОД по ФЭМП – «сказки из квадрата», ожившие геометрические фигуры, приключения «нолика» и др. цифр
-НОД по развитию речи- сказки про буквы, а также любая лепка из предложенных выше, завершающаяся самостоятельным рассказыванием детей
-Развитие сюжетов по ОБЖ, Петербурговедению и т.д. также можно строить с использованием пластилиновых сказок, например, нашептав каждому тему для лепки.
Основные принципы:
- Рабочий процесс лепки должен занимать не более трети всего отведенного времени.
- К моменту начала рассказывания все участники должны закончить работу, их руки должны быть свободны
- Начало сказки всегда обозначается одними и теми же словами, что является сигналом – а теперь всё, внимание. «В небе звезд блестящих россыпь…» или что-то еще.
- В процессе рассказа надо быть внимательным, учесть все ньюансы, пожелания детей, нужно знать, что означают и не забыть все маленькие комочки, слепленые детьми – мусорный пакет, пирожок, камушек и т.д. Обязательно сделать их героями, или хотя бы обратить внимание.
- Конец сказки тоже нужно обозначать специально подобранными словами, что тоже является знакомым сигналом, позволяющим участникам выдохнуть. «Вот и сказочке конец, а кто слушал…»
- Рефлексия всегда хороша. В зависимости от ситуации, в которой используется пластилиновая сказка, можно обсудить, можно оставить на собственное размышление, можно дать детям на доигрывание, можно предложить создавать и разыгрывать своё.
- Мягкий пластилин всегда многоразового использования, но возвращать созданных героев снова в шарики нужно всегда в отсутствии детей, никогда при них.
Сегодня мы попробуем слепить героев самой простой сказки «Курочка Ряба» , чтобы попробовать и почувствовать особенности процесса.
Заключительная часть.
Дети обожают сказки. Любят их слушать придумывать, становиться участниками. Первые же успехи в работе вызовут у детей желание лепить, создавать свои собственные истории, сочинять, разыгрывать. Постепенно это становится их способом избавиться от напряжение, договориться в конфликте, разобраться, спросить совета. Эта тема очень терапевтичная и гибкая. Всегда можно придумать дополнительные линии сюжета, в занятие по математике можно легко добавить нравственную составляющую о дружбе и взаимопомощи.
У меня всегда наготове есть мягкий, приятный материал – пластилин, с помощью которого рождаются и живут в нашей группе сказки, истории, философские и нравственные истории, оживают сюжеты стихотворений, сказок, хороводов.
Ребенок открывает глаза и созерцает мир - незнакомый, удивительный и таинственный. Без помощи взрослого здесь не обойтись. Именно взрослые должны пробудить интерес к познанию, помочь усвоить опыт предшествующих поколений, научить приемам изучения и отражения окружающего мира.
Самое главное в работе - сделать так, чтобы душа у ребенка радовалась полноценному творческому процессу.
Мастер-класс подошёл к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Цветы для мамочки» Лепка из пластилина с детьми 4-6 лет.
Цель: вызвать у ребёнка желание сделать из пластилина подарок для мамочки. Развивать мелкую моторику рук и творческие способности....
Мастер-класс для родителей «лепим мы из пластилина»
Мастер-класс для родителей «лепим мы из пластилина»...
Мастер-класс по изготовлению объемного ежика из пластилина и семечек
-Ёжик Ёжик, от чего такой колючий?-Это я на всякий случай.-Знаешь кто мои соседи?-Лисы, волки и медведи. (Мокрушина О.) ...
Мастер-класс «Ёжик из арбузных семечек и пластилина»
Мастер-класс "Ёжик из арбузных семечек и пластилина"...
Мастер – класс по пластилинографии для родителей «Рисуем пластилином»
Мастер-класс по пластинографии для родителей: «Рисуем пластилином».Задачи:1.Создать атмосферу доброжелательного взаимопонимания.2..Дать родителям знания о пластилинографии, какнетрадиционн...
Мастер - класс для родителей на тему: "Рисование пластилином или пластилинография"
Мастер - класс для родителей на тему: "Рисование пластилином или пластилинография"...
Мастер класс по нетрадиционному способу работы с пластилином- пластилинография
Существующая система обучения дошкольников направлена на формирование творческих способностей. Чем больше ребенок узнает вариантов техники изобразительной деятельности, для создания художественного об...