Программа по дополнительному образованию «Пластилиновое чудо» для детей среднего возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
«Дети, конечно, не делаются художниками от того,
что в течении дошкольного детства им удалось
создать несколько действительно художественных образов.
Но в развитии их личности это оставляет глубокий
след, так как они приобретают опыт настоящего
творчества, который в дальнейшем
приложат к любой области труда».
Н.П. Сакулина
Дошкольный возраст является наиболее актуальным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – картины, изделия можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Недаром, В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев...». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» направлена на развитие ручных умений, развитие творческих способностей, развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, дифференциацию движения пальцев рук.
Все это подготавливает руку ребенка к освоению такого сложного навыка, как письмо, чему способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, обитатели подводного царства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_plastilinovoe_chudo_streltsovav.s.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по дополнительному образованию
«Пластилиновое чудо»
для детей среднего возраста
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики особенно важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте –является одним из наиболее актуальных направлений.
Актуальность данной проблемы обоснована тем, чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, и тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Недаром, В.А.Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев...». Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» направлена на развитие ручных умений, развитие творческих способностей, развитие восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, дифференциацию движения пальцев рук.
Все это подготавливает руку ребенка к освоению такого сложного навыка, как письмо, чему способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики.
Цель Программы:
Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Образовательные задачи:
• Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
• Овладение основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие задачи:
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• Развивать сюжетно – игровой замысел.
• Развивать интерес к процессу и результатам работы.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
• - Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
• - Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо» рассчитана на занятия с детьми 4-5 лет, рассчитана на один год. Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 32 занятия в год.
Предполагаемый результат освоения программы.
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать основные приемы пластилинографии: надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание.
Уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
Знать правила работы с пластилином.
Уметь доводить дело до конца.
Знать правильную постановку пальца.
Уметь самостоятельно выбирать рисунок для работы.
Знать последовательность выполняемых действий
Уметь работать на ограниченном пространстве.
Уметь использовать несколько цветов пластилина.
Критерии оценивания:
Высокий уровень:
- ребёнок уверенно владеет приемами пластилинографии;
- умеет самостоятельно достигать цель;
- проявляет начало творческих способностей
Средний уровень:
- ребёнок не уверенно владеет приемами пластилинографии;
- недостаточная самостоятельность;
- замысел реализуется частично
Низкий уровень:
- ребёнок не овладел приемами пластилинографии;
- отсутствует самостоятельность, интерес;
- может действовать только с помощью взрослого.
Структура занятий.
Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но обязательно включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей, сосредоточить внимание на игровом персонаже, на необходимости ему помочь, на развитии игрового замысла. Во вводной части дети могут свободно передвигаться, подходить к мольберту, стоя слушать рассказ воспитателя. Воспитатель в свою очередь использует различные приёмы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажа, подвижную или пальчиковую игру.
В основной части детей усаживают за рабочий стол, непосредственно на месте воспитатель объясняет и показывает приёмы пластилинографии. Далее дети выполняют практическое задание – дорисовывание необходимых элементов в общей композиции (лучиков, капелек, ножек, иголочек и т.д.). При необходимости педагог помогает индивидуально, а также проводит физминутку.
В заключительной части дети встают, переходят на ковер или к мольберту. Воспитатель подводит итог занятия: детей хвалят за помощь персонажу, за их труд, отмечают красоту созданной композиции.
Учебный план. Первый год обучения (4-5 лет) средняя группа
Месяц | Тема занятия | Часы | Цель |
Сентябрь | Диагностика |
1 | Выявление ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года |
Сентябрь | «Поезд мчится тук, тук, тук…» (коллективная работа) |
| Показать детям как прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии со цветом (красный вагончик -красные колеса) Активизация речи детей: паровоз, мчится, блестящий. |
Октябрь. | «Осенние листья» | 1 | Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография», лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, «вливание одного цвета в другой»; Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. |
Октябрь. | «Тучка слезки проливает» | 1 | |
Октябрь. | «Мухоморы» | 1 | |
Октябрь. | 1 | ||
Ноябрь | «Ветка рябины» | 1 | Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (худ. слово, иллюстрации); Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам родной природы -средствами худ. литературы; обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях. |
Ноябрь | «Консервирование овощей» | 1 | |
Ноябрь | «Светофор» 1 | 1 | Закреплять умение детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Закреплять понятия: светофор,«красный цвет горит - идти нельзя» |
Ноябрь | «Снежинки» | 1 | Закреплять приём – размазывания, использовать в работе различные приспособления: стеки, печатки. Закрепить математические понятия: много-мало. |
Декабрь | «Узоры на окне» | ||
Декабрь | «Снеговик» | Продолжать обучать детей размазывать по всей основе, не выходя за контур. Активизация словаря – снег, снеговик, большой, маленький | |
Декабрь | «Новогодняя елочка» | Научить детей не выходить за контур рисунка; уметь использовать дополнительный материал (блестки) Закрепить математические понятия: большой-маленький. | |
Декабрь | Символ наступающего года | ||
Январь | «Шубка для зайчика» | Закреплять умение способом размазывания, видоизменять образ (летнюю шубку менять на зимнюю). Использовать стеку для создания пушистости. | |
Январь | «Цыпленок» | Закреплять приемы раскатывания маленьких кружочков и надавливания. Расширять знания о домашних животных, птицах. Загадки о домашних птицах края. | |
Февраль | «Мячики для Тани» | Закреплять умение детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме, не выходя за контур, использовать несколько цветов пластилина. Формировать умение повторять за воспитателем стихотворный текст. | |
Февраль | «Воздушные шарики» | ||
Февраль | «Плывет, плывет, кораблик…» | Закреплять умение покрывать пластилином сложное по форме изображение Учить называть части транспорта. Познакомиться с обобщениями: воздушный, водный. | |
Февраль | «Быстрокрылый самолет» | ||
Март | «Ромашки для мамы» | Закрепить навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания границ соединения.Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, тепло, солнце);Прививать любовь к природе родного края | |
Март | «Солнышко» | ||
Март | «Арбуз» | ||
Март | «Сорокины подружки» | Вызвать желание дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.) Учить называть части тела птицы. | |
Апрель | «Божья коровка» | Закрепить приемы размазывания подушечкой пальца и надавливанияРазвитие внимания при выделении мелких деталей (божья коровка – усики, голова, точки, цветочки – лепестки, стебелек, сердцевина, бабочка – усики, туловище, рыбка – плавники, хвост). Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище), рыбки (плавники, хвост, чешуя) посредством пластилинографии. | |
Апрель | «Цветочки» | ||
Апрель | «Бабочка» | ||
Апрель | «Красивая рыбка» | ||
Май | «Гусеница на листочке» | Учить прикреплять готовую форму (диск) по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом) Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. | |
Май | «Машины» | Закреплять умение покрывать пластилином сложное по форме изображение. Учить называть части машины. Познакомиться с обобщениями: грузовые, легковые машины. | |
Май | «Петушок, петушок золотой гребешок» | Показать детям как выкладывать хвост из «колбасок» из пластилина дугообразно из одной точки. Формировать умения повторять за воспитателем стихотворный текст. | |
Май | Диагностика | Выявление ручной умелости в продуктивной деятельности на конец учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Занимаясь пластилинографией, у ребенка...
Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет.
Подборка пальчиковых игр к программа дополнительного образования "Пластилиновое чудо" для детей 2-4 лет....
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию Азбука «Здоровья» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
возраст от 3 до 7 лет...
Программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» для детей дошкольного возраста
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса....
Программа кружка дополнительного образования Бумажная фантазия. Для детей старшего возраста.
На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а прост...
Программа по дополнительному образованию «Юные волшебники» для детей старшего возраста
Программа по дополнительному образованию «Юные волшебники» для детей старшего возраста...
Презентация к программе по дополнительному образованию «Пластилиновое чудо» для детей среднего возраста
Итоговый отчет на педагогическом совете о программе по дополнительному образованию «Пластилиновое чудо» для детей среднего возраста...