Три солнца на сурбане
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

конспект занятия по декоративной аппликации в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл applikatsiya_tri_solntsa.docx183.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по декоративной аппликации

в старшей группе «Полянка»

«Три солнца на сурбане»

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи: формировать умения вырезать элементы для составления узора из бумаги прямоугольной формы; учить преобразовывать прямоугольник в маленькие прямоугольники;                                                                                                               создавать образ - символ чувашского узора, изображающего солнце; раскладывать детали  узора на заготовленной полоске бумаги,  приклеивая их к основе.
  2. Развивающие задачи: совершенствовать  умение составлять несложный узор из геометрических фигур;                                   развивать у детей композиционные умения с элементами чувашского орнамента;

 развивать творческие действия и способности детей при выборе материала и составлении элементов чувашского узора;                                                                                                                развивать эстетическое восприятие, эстетический вкус.

  1. Речевые задачи: упражнять в правильном произношении чувашских слов: хĕвел, тĕрĕ, сурбан; активизировать словарь существительными: лучики, солнышко, узор, орнамент.
  2. Воспитательные задачи: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на средство художественной выразительности произведений чувашского прикладного искусства;

развивать умение действовать в парах, умение договариваться с партнером.

Методы и приемы:

  • Демонстрация наглядных пособий.
  • Вопросы к детям.
  • Рассказ воспитателя.
  • Показ способов действия.
  • Индивидуальные указания, пояснения, показ.
  • Анализ детских работ.

Материалы и оборудование: иллюстрации сурбанов с узорами, сурбаны; полоски бумаги красного и белого цвета размером 15х25 см, полоски бумаги разных  цветов размером 6х10 см; готовые узоры солнца; тарелки, ножницы, клей, кисточки для клея, подставка для кисточки, салфетки, клеенки; телевизор, магнитофон.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением элементов чувашского костюма.
  • Настольные игры «Составь узор».
  • Подвижные игры «Солнце», «Расходитесь», «Луна и солнце».
  • Чтение чувашских народных сказок, легенд.
  • Разучивание стихотворений, песен, считалок.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что сурбаны бывают разные. А теперь посмотрите иллюстрации разноцветных частей сурбана. Какие знакомые узоры вы здесь видите?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Кто скажет, как по-чувашски будет солнце? (Ответы детей).

Дети: Хĕвел.

Воспитатель: На какой  полосе располагаются узоры солнца?

Дети: На широкой полосе.

Воспитатель: Как располагаются узоры на широкой полосе?

Дети: Друг за другом. В один ряд.

Воспитатель: Чем отличаются узоры на каждой полосе?

Дети: Цветом.

Воспитатель: Верно ребята, узоры повторяются, а меняется лишь только цвет. На каждом из рассмотренных сурбанов  изображено много солнц. По представлениям древних чуваш, как мы говорили с вами на прошлом занятии, существовало не одно солнце, а три разных. Чуваши, как и другие народы, считали, что от сияния солнца зависит жизнь на земле. Кто знает, в чем заключается сила солнца? (Ответы детей).  Да, сила солнца заключается в его ярких лучах. Сегодня мы с вами приготовим одну часть сурбана, где расположены три солнца. Для этого на широкой полосе бумаги  разместим три солнца. (Показ иллюстраций  с узорами солнца). Теперь посмотрите и сравните, чем отличается одно солнце от другого? (Ответы детей).

   Молодцы, ребята. Это солнце с треугольными лучиками. А это – другой узор солнца. (Показ узора солнца в виде двух крестиков, положенных друг на друга). Из каких фигур состоит этот узор? (Из прямоугольников). Берем полоску бумаги и складываем вдвое. Складываем еще раз, разворачиваем и по линии сгиба вырезаем прямоугольники. (Воспитатель во время выполнения работ детьми дает индивидуальные указания и пояснения, задаёт вопросы по технике наклеивания).

  Воспитатель: А какую сторону мы намазываем клеем – цветную или белую? (ответы детей - белую).

 Воспитатель: Вот намазали, а клея много, куда вы денете лишний клей? (ответы детей - салфеткой или тряпочкой убираем).

 Воспитатель: Узоры получатся красиво, если мы их приклеим ровно. (Воспитатель обращает внимание на осанку детей).

Дети выполняют аппликацию, воспитатель помогает детям индивидуально. Узоры солнца мы приготовили. А теперь немножко разомнемся.

    Игра  «Выполни задание» (Физкультминутка)

Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Выполни задание». Вспомним движения. Я буду говорить слова на чувашском языке, а вы выполнять действия по значению того или иного слова:

                                Алӑ ҫупӑр – хлопают в ладоши;

                                Алӑ ҫӗклӗр – поднимают руки вверх;

                                Вӗҫӗр – движения определяющие полет птиц;

                                Ишӗр – плавательные движения;

                                Ларӑр – приседания;

                                Тӑрӑр – встают;

                                Сикӗр – прыжки на двух ногах;

                                Чупӑр – бег на месте.

 Продолжаем нашу работу. Теперь нам остается только собрать орнамент. Давайте начнем. Берем полоску бумаги красного или белого цвета и расположим на ней узоры солнца друг за другом. (Работа детей).

   Посмотрите, ребята, какие красивые части сурбана у нас получились! Это и есть чувашский орнамент. Молодцы!

C:\Users\User\Documents\20201109_141601.jpg       C:\Users\User\Documents\20201109_141615.jpg

Анализ детских работ. Подвести детей к анализу работ друг друга и обратить внимание на правильность расположения элементов  и чередования цветов.

 Воспитатель: Ребята. В узоре солнца мы видим добрый знак. И если люди  дарили вещь, на которой был узор солнца, значит,  они  желали добра и счастья. Давайте и мы сделаем нашим гостям подарок с пожеланиями добра и благополучия.

 Список литературы:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание 3-е, исправленное и дополненное.  М.: Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2005г.  88с.
  3. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002г.,144с.
  4. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой.  Чувашское книжное издательство, 1995г.
  5. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки». Комплект открыток.  Аврора, 1977г.
  6. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988г.
  7. «Азбука чувашских орнаментов и эмблем», Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина, Ульяновск. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« СОЛНЦЕ, СОЛНЦЕ, ЗАГЛЯНИ В ОКОНЦЕ »

Сформировать  представление о солнце, как о  раскаленном  небесном телешарообразной формы, которое является источником тепла и света для всегоживого на Земле...

Лето, солнце, игра! Рисунок "На солнце играя, соблюдаем правила"

А наши "солнечные зайчики" очень любят играть на улице как можно дольше, когда щечки щекочут яркие лучики солнышка. ... Проще говоря - мы должны соблюдать правила...

Сценарий праздника "Мама нас ласкает, солнце согревает. Солнце, как и мама, лишь одно бывает".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11084466","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]        Ведущий:...

конспект занятия в старшей группе по теме "О солнцах на сурбанах"

Занятие по ознакомлению детей с чувашскими легендами, обучение детей старшей группы рисованию чувашского элемента "Солнце",  включая его в декоративно-орнаментальный узор....

Конспект НОД «Три солнца на сурбане».

Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать так...

Презентация "В волшебной стране красивых сурбанов"

Презентация "В волшебной стране красивых сурбанов"...