Консультация «Польза оригами для развития ребенка»
консультация по аппликации, лепке (старшая группа)

Васькова Марина Александровна

Консультация «Польза оригами для развития ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл origami_-_pedagogi.docx415.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

на тему: «Польза оригами для развития ребенка»

Возрастная группа: старшая

Польза оригами для развития ребенка

Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого творчества является оригами – создание фигурок из бумаги.

Оригами – слово японское. В переводе оно означает «складывать бумагу». Искусство создания бумажных фигурок является довольно древним, и своими корнями уходит в далекое прошлое. Сегодня оригами распространилось по всему миру, снискало миллионы поклонников за пределами Японии и прочно заняло свою нишу в образовательных и развивающих программах.

оригами1.jpg

В отличие от многих других видов творчества, оригами – хобби не затратное. Все, что для него необходимо – это бумага и ножницы. При этом существует огромное разнообразие готовых моделей разной степени сложности и неограниченные просторы для творчества. Дети могут занимать оригами приблизительно с пятилетнего возраста. У малышей еще недостаточно четкая координация движений, им это занятие еще недоступно.

Для занятий оригами с детьми идеально подойдет тонкая белая бумага формата А4. Кроме нее обязательно понадобятся еще и ножницы, а в ряде случаев – клей для бумаги (канцелярский или ПВА). Бумага не обязательно должна быть белой – складывать фигурки из цветной бумаги детям намного интереснее, хотя для родителей этот вариант предполагает увеличение затрат на материалы для творчества. Но если для аппликации подойдет любая цветная бумага, то для оригами годится только двусторонняя, иначе готовые бумажные игрушки будут выглядеть не вполне эстетично.

Складывая бумажные фигурки, дети отрабатывают точность и аккуратность. Ведь для того, чтобы фигурка получилась правильно, необходимо складывать лист так, чтобы углы и сгибы были идеально ровными. Естественно, сложные игрушки, а тем более большие фигуры, составленные из нескольких листов бумаги, детям не по плечу. Обучение оригами начинается с основ и самых простых фигурок, которые по силам любому ребенку. По мере овладения основными приемами, используемыми в оригами, дети обучаются складывать основные (базовые) фигуры, и сложность работ постепенно нарастает.

        тюльп.jpg

При создании бумажных игрушек и фигур, дети получают навыки работы ножницами (разрезание, надрезание, вырезание и так далее) и склеивания бумаги, навыками одно- или многократного сгибания бумажного листа с обязательным разглаживанием сгибов и углов. В ряде случаев при работе необходим клей, и юные мастера отрабатывают умение с ним обращаться, аккуратно намазывать бумагу клеем и убирать его излишки.

Еще одним полезным качеством, которое помогают приобретать бумажные фигурки – это усидчивость. Бумажные игрушки требуют от своего создателя кропотливой работы, а у детей даже саамы простые модели не всегда получаются с первого раза. Чтобы сложить фигурку, ребенку придется постараться и потратить на работу некоторое время. Это учит ребенка концентрироваться на актуальной задаче, стараться и добиваться успеха.

Все эти качества пригодятся потом при обучении в школе, ускорят адаптацию ребенка к школьным требованиям, повысят его успеваемость. Кроме того, в процессе создания бумажных шедевров у детей развивается пространственное воображение и конструктивное мышление, формируется художественный вкус. Развитие памяти с помощью оригами связано не только с мелкой моторикой, но и происходит напрямую. Память ребенка тренируется при запоминании, какие действия, в какой последовательности нужно совершить, чтобы листок бумаги превратился в объемную фигурку.

Интерес детей к оригами объясняется не только волшебным превращением бумажного листа в игрушку. Полученные фигурки дети используют по прямому назначению – для игр, в том числе ролевых. При этом фигурки можно разукрасить красками или фломастерами, что само по себе является развивающим занятием.

Еще одной образовательной ценностью оригами является тот факт, что при работе над игрушкой ребенок в игровой форме изучает понятия геометрии. Дети получают представления о геометрических фигурах и различиях между ними, узнают новые понятия (сторона, угол, параллельная линия, диагональ). Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. На примере сложенного листа бумаги педагог может легко объяснить детям, что такое половина, одна треть или четверть и как та или иная часть соотносится с целым.

Все разнообразие известных фигурок оригами основано на шести основных формах, носящих условные названия «треугольник», «шкаф», «блинчик», «книжка», «рожок», «конфета». Для изготовления этих форм не нужно особых навыков, поэтому детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста они вполне по силам.

Для создания базовых форм необходимо умение сгибать лист бумаги пополам (вертикально или по диагонали), а также последовательно сгибать в различных направлениях, в том числе от центра к углам и от углов к центру. В этом нет ничего сложного, и дети отлично справляются с этими задачами.

Освоив простейшие базовые формы, дети приступают к изготовлению наиболее простых поделок. В процессе складывания простых фигурок дети осваивают новые понятия и навыки оригами: вогнуть, согнуть вовнутрь или наружу, перевернуть, повернуть, сделать складку и так далее. Овладев ими, ребенок уже сможет выполнить из бумаги основу для сложных фигур – базовые формы «двойной треугольник» и «двойной квадрат». На основе этих двух базовых форм ребенок сумеет построить игрушку любой сложности по готовому описанию или придумать свою. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка"

Беседа с родителями о влиянии оригами на развитие внимания, памяти, мышления, воображения детей дошкольного возраста....

консультация Влияние оригами на развитие речи ребенка

Влияние оригами на развитие речи ребенка...

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка"

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка"...

Консультация для родителей "Значение оригами для развития ребенка".

Слово ОРИГАМИ переводится как "сложенная бумага" (оригами): “ори” -означает сложенный, а “гами” - это и "бумага" и "Бог" одновременно. Поэтом...

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребенка»

Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги при...

Консультация для родителей «Значение оригами для развития ребенка»

Консультации для родителей:«Значение оригами для развития детей»«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»«Значение оригами для развития умственных и творческих...

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»

Консультация для родителей детей раннего возраста консультация на тему «Значение оригами для развития ребенка»...