Пластилинография
план-конспект урока по аппликации, лепке (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Осеннее чудо-дерево» в старшей группе. Изготовление листьев в технике «пластилинография».
Выполнила воспитатель:
Задачи.
Обучающие:
- закреплять основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание);
- учить смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка, для передачи окраски осенних листьев;
- учить составлять коллективную композицию из листьев на основе объединяющего образа (дерево).
Развивающие:
- развивать чувство цвета;
- развивать наблюдательность, внимание, фантазию, творческую самостоятельность;
- развивать мелкую моторику (силу, гибкость, подвижность кистей рук, пальцев).
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изменениям в природе с приходом осени, желание радоваться осенним краскам;
- воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве.
Интеграция с другими областями:
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Материалы, оборудование: листья (вырезанные из картона, мягкий пластилин, стеки, доски для лепки; салфетки, кленовые, дубовые, берёзовые, рябиновые и осиновые листья. Макет дерева. Корзина с осенними дарами.
Предварительная работа (основана на знаниях, опыте детей) наблюдения на прогулке за изменениями в природе с приходом осени, Д\и "Детки с чей вы ветки".
Ход занятия.
Ребята, вставайте в круг, прежде чем мы начнем работу давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
-Ребята, сейчас самое красивое, самое нарядное время года. Перед долгой зимой природа дарит нам волшебные дни. И как это волшебное время года называется…Осень
- Давайте посмотрим в окно. Расскажите, что вы знаете про осень? (ответы детей)
- Ребята, вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяцев, назовите осенние месяцы. Ответы детей (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Давайте вспомним приметы осени (дни становятся короче, а ночи длиннее, чаще идут дожди, облетает листва)
- Молодцы! Проходите на стульчики, садитесь.
- Сколько красивых слов написали поэты о этом времени года. Осень желтая, золотая, багряная, царственная, пламенная.
- Расскажите нам стихи про осень.
Стихи про осень (читают дети)
Вот на ветке лист кленовый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда листок? Постой!
Падают с ветки желтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая дарит листья не считая,
Золотые дарят листья
Вам и нам и всем подряд!
Следом за летом осень идет.
Желтые песни ей ветер поёт,
Красную под ноги стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
- Действительно, как красиво!
- А кроме стихов и примет осени, существует множество пословиц и поговорок об этом времени года. Давайте сейчас вспомним эти народные мудрости. ( Ответы детей)
Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
Когда гусь улетает - снег выпадает.
В сентябре и лист на дереве не держится.
- Как же прекрасна природа в осеннее время.
- Вспомним и повторим, какими красивыми словами можно назвать осень?(золотая, дождливая, таинственная, интересная, прохладная)
Ну а теперь ребятки, предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Да-нет», она поможет нам закрепить наши знания про осень. Я буду вас спрашивать, а вы мне отвечать да или нет. Но будьте внимательны!
Осенью цветут цветы? нет
Осенью растут грибы? да
Тучки солнце закрывают? да
Колючий ветер прилетает? да
Туманы осенью плывут? да
А букашки прилетают? нет
Звери норки закрывают? да
Урожай все собирают? да
Птичьи стаи улетают? да
Часто-часто льют дожди? да
Достаем ли сапоги? да
Солнце светит очень жарко? нет
Можно детям загорать? нет
Ну а что же надо делать,
Куртки, шапки надевать? Да
МОЛОДЦЫ!
- Скажите, а что происходит с листьями осенью (меняют окраску, опадают)
- Правильно, а листочки каких оттенков можно увидеть осенью (золотые, багряные, красные, коричневые, желтые)
- Да, такое разнообразие цвета, солнечных красок. Даже хмурый день становится не таким унылым, когда смотришь на такие убранства.
- А как называется явление, когда опадают листья? (Листопад)
- Вот мы с вами сейчас тоже устроим листопад, и послушаем шуршание листьев. Вставайте со стульчиков и подходите ко мне.
- Я возьму осенний зонтик, на нем листочки. Возьмите аккуратно по листочку в руку и прошуршите. Когда мы слышим такой звук? (когда ходим по опавшим листьям) А теперь вы наберете побольше воздуха и начнете дуть на листья, так листочки кружатся на ветру.
-У вас очень хорошо получается, вы так старались, такой ветер подняли, что все листья разлетелись, помогите мне их собрать.
Рассыпать осенние листочки.
Д\и "Детки с чей вы ветки".
Я показываю листья, дети называют деревья (береза, рябина, клен, дуб, осина). Вы настоящие помощники!
- Берите стульчики и проходите за стол.
- Ой, а что это у нас?
- Ребята, а какого цвета у вас листочки? (белые)
- А почему они белые? Наверно осень над нами подшутила.
- Мы возьмем и раскрасим их в яркие цвета.
- А чем мы можем их раскрасить? (ответы детей)
- Раскрашивать будем необычным способом ни красками, ни карандашами, а пластилином. Такая техника называется пластилинография.
А прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши руки к труду. На этой тарелочке лежат другие подарки осени.
- Посмотрите, что это? Орешки, конечно.
- Берите по орешку в руку и сделаем массаж ладошек.
Орешек держим мы в руке,
Зажимаем в кулаке.
Опускаем, зажимаем
И в ладошках покатаем.
Взад, вперед орех гоняем.
Мы погладим им ладошку,
Будто бы сметаем крошки,
Каждым пальчиком сожмем
И другой рукой начнем.
- А теперь начнем работу.
Объяснение последовательности работы.
1. у вас есть листочки, подносы с материалами.
2. Выберите пластилин необходимых цветов. Вспомните, как смешивать пластилин, чтобы получить новый цвет или оттенок.
3. Наносим пластилин на листик из картона. Размазываем пластилин тонким слоем от середины к краям листика. Лишний пластилин убираем.
4. Чтобы сделать прожилки на листике, берем стеку и рисуем линии.
(показывать все этапы работы)
Во время работы детей слежу за осанкой, оказываю индивидуальную помощь.
(звучат аудиозаписи осенних вальсов)
- Ребята, посмотрите, какие замечательные осенние листья у нас получились.
- Давайте украсим ими наше чудо-дерево. (вынести макет дерева)
- Назовите части дерева. (ствол, крона, корни)
- Разместим листочки на ветках. Наденем осенний наряд!
- Какое необычное дерево у нас получилось! Вам нравиться?
-А что в нем необычного вы видите? (ответы детей: на нем разместились листья от разных деревьев)
- В какой технике мы сегодня работали?
- Рассмотрите все листочки.
- Как ты получил такие красивые цвета?
Молодцы !!! Пусть это необычное дерево украшаем вашу группу, дарит вам тепло и радостное настроение!
- А зимой вы можете нарядить в зимний наряд!
- Я думаю, вы постарались не меньше, чем волшебница Осень.
Поэтому, я хотела бы сказать, что вы такие старательные и угостить вас и наших гостей осенними дарами. Ведь осень не бывает без подарков и угощений!
Пластилинография «Листик танцует и превращается в
.
Назначение работы: данную работу можно использовать для оформления при реализации проектов: «Красавица - Осень», «Золотая осень», в качестве подарка или интерьерного украшения.
Цель: создание пластилином лепной картинки на картонной основе.
Задачи:
1. Вызвать у детей желание делать лепные картины.
2. Продолжать формировать умение использовать технику рельефной лепки.
3. Закреплять приёмы раскатывания пластилина круговыми и прямыми движениями, процарапывание стекой, способ придавливания пластилина к плотной основе.
4. Продолжать развивать мелкую моторику.
5. Развивать чувство формы и композиции.
6. Воспитывать старательность при выполнении работы.
Работа с пластилином всегда вызывает у детей огромный интерес и пробуждает желание создавать красивые работы. В процессе работы с пластилином у детей развивается мелкая моторика, что особенно необходимо детям с нарушением речи. Пластилинография – техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе является доступной всем детям дошкольного возраста.
Ход работы:
Заинтересовать ребенка поможет стихотворение:
Светлана Олегова
«Красавица-осень»
Красавица-осень к нам в гости пришла,
Подарками щедрыми всех одарила.
Богатый она урожай принесла,
Багрянцем и золотом мир весь накрыла.
Привлечет интерес ребенка и рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей.
1. Для изготовления работы нам понадобится:
- лист картона оранжевого цвета размером 7 на 10 сантиметров,
- пластилин,
- стека,
- дощечка для лепки.
2. Ребенок отрезает стекой кусочек зеленого пластилина.
3. Ребенок раскатывает круговыми движениями кусочек зеленого пластилина, придавая ему форму шара.
4. Ребенок расплющивает пальцами зеленый шарик пластилина, заостряя его с одной стороны, чтобы придать ему форму листика от дерева.
5. Ребенок плотно прижимает пальцами получившийся листик к картонной основе.
6. Ребенок отрезает стекой маленькие кусочка желтого пластилина и раскатывает их, превращая в мелкие шарики.
7. Мелкие шарики желтого цвета ребенок располагает на поверхность зеленого листика.
8. Ребенок размазывает шарики желтого цвета пальчиком, изображая пожелтевшие пятнышки.
8. Ребенок отрезает стекой маленькие кусочка красного пластилина, раскатывает их, превращая в мелкие шарики, и размещает на зеленом листке из пластилина.
9. Ребенок размазывает пальчиком красные шарики пластилина, изображая покрасневшие пятнышки.
10. Ребенок стекой прорисовывает прожилки на листике.
10. Ребенок отрезает стекой кусочек коричневого пластилина.
11. Ребенок раскатывает жгутик, который с одной стороны толще, чем с другой, для изображения длинной ножки листика.
12. Ребенок прикрепляет длинный жгутик – листик превращается в дерево!
13. Ребенок раскатывает несколько коротких и тоненьких жгутиков коричневого цвета, для изображения крупных веток дерева.
14. Ребенок размещает жгутики на кроне дерева.
15. Ребенок раскатывает несколько более мелких жгутиков коричневого цвета, для изображения мелких веток дерева.
16. Ребенок раскатывает мелкие желтые шарики, помещает их на картонную основу – опавшие с дерева листочки.
17. Работа готова!
18. Работу можно использовать в качестве подарка, украшения группы, выставки детских работ.
Желаем всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Пластилинография- умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии»
Цель:Развитие мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином.Задачи:Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пласт...
Конспект по пластилинографии "Знакомство с пластилинографией"
-познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним.-развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навы...
Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений...
Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»
Консультация для родителей «Что такое пластилинография? Виды пластилинографии»Данилова Г.Н.Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «...
Мастер-класс по пластилинографии в средней группе "Сказочный мир пластилинографии"
Цель мастер- класса: Развитие у детей художественно-творческих навыков и способностей по средствам пластилинографии. Дать родителям знания о пластилинографии, как о нетрадиционном спосо...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей (виды пластилинографии)
Знакомимся с техникой "Пластилинография" и ее секретами...
Пластилинография "Тарелки, украшенные городецким узором" (приложение к проекту "Городецкие узоры и пластилинография"
Работы детей, выполненные в технике "Пластилинография"...