Кружок "Тестопластика"
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)
Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_testoplastika.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 15 «Сибирячок» г. Канска
Утверждено:
Заведующий МАДОУ № 15
___________Глушкова Н.В
Программа кружка
«Тестопластика»
Направление программы: познавательно – исследовательское
Программа рассчитана для детей 3-4 года
Срок реализации программы: 4 месяца.
Составил: Зайцева Ю.В.,
воспитатель
Пояснительная записка.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Учит выражать свои чувства и мысли. Если хотите, чтобы ребенок красиво писал, мастерил, рисовал, занимался рукоделием, дайте ему в руки глину, тесто пластилин и другие материалы. Я выбрала солёное тесто.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье.
Тесто - универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и надолго сохранить полученный результат.
Тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Поэтому ребенок может спокойно заниматься лепкой. Основными инструментами в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения детьми. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка из солёного теста наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Тесто легко отмывается и не оставляет следов.
Во время тестопластики развивается мелкая моторика пальцев, воображения детей, формируется и развивается навыки ручного труда, дети учатся координировать движение рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Занятия включают как индивидуальную работу, так и создание коллективной композиции, что способствует формированию гармоничных взаимоотношений между детьми. Изделия, выполненные детьми, можно будет представить на различных творческих выставках.
Цель программы:
Создание условий для развития сенсомоторной функции у детей дошкольного возраста через использование технологии тестопластики.
Задачи программы:
1) обучать детей приемам лепки из соленого теста
2) развивать у детей навыки лепки простых форм (цилиндр, палочка, диск, шарик)
3) формировать у детей сенсорные эталоны: цвет, форма, величина, развивать тактильную чувствительность рук
4) развивать мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук
5) воспитывать у детей усидчивость
6) пополнить предметно – развивающую среду (изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин»)
Срок реализации программы – 4 месяца. Занятия проводятся во второй младшей группе 1 раз в неделю длительностью 25 минут. Во второй половине дня.
Методы и приемы обучения.
1.Последовательное знакомство с различными видами лепки:
- конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки.
-Пластический – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление.
-Комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Таким образом выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
2.Словесный метод:
-беседа, рассказ;
-объяснение, пояснение-вопросы-словесная инструкция.
3.Наглядный:
-рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)
-показ выполнения работы (частичный, полностью)
Упражнения и занятия с тестом:
- посильные задания для малышей в 3-4 года.
- отщипывать кусочек;
- прилеплять кусочек;
- плющить кусочек теста всей ладошкой всей ладошкой;
- катать колбаски;
- катать маленькие колобочки одним пальчиком;
- катать большие колобки ладошкой;
- тыкать пальцем в лепешку;
- резать стекой колбаску;
- скатывать шарик, плющить пальцем маленькие лепешки
Образовательные технологии:
1. Здоровьесберегающия технология.
2. Технология проектной деятельности.
3. Технология исследовательской деятельности.
4 . Информационно-коммуникационная технология.
5. Личностно - ориентированная технология.
Принципы:
1.Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно – образовательного процесса.
2.Принцип сознательности. Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопрос: для чего? Почему? Для того чтобы на них ответить, он должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3.Принцип поэтапности – от простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4.Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5.Принцип доступности и индивидуальности. Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
Перспективное планирование по работе кружка
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1. | Волшебный комочек |
| - соленое тесто; - доски для лепки; |
2 | Колобок |
| - соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; - крупа; - грецкие орехи; - доски для лепки; - магнитофон |
3 | Разноцветные бусины (1-е занятие) |
| - соленое тесто; - толстая проволока; - доски для лепки; |
4 | Разноцветные бусины (2-е занятие) |
| - бусины из соленого теста; - гуашь разноцветная; - кисточки; - подставки; - стаканчики с водой; - подкладные листы. |
Март
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1. | Сыр для мышки |
| - соленое тесто, окрашенное в желтый цвет; - колпачки от фломастеров; - доски для лепки. |
2. | Мимоза (коллективная работа) |
| - лист форматом А-3; - соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвет; - доски для лепки. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1. | Я пеку, пеку, пеку… |
| - соленое тесто; - противни из картона, окрашенного в черный цвет; - колпачки от фломастеров; - палочки; - доски для лепки; - поделки из соленого теста разной формы, подготовленные воспитателем. |
2. | Чудесная тарелка |
| - соленое тесто; - макароны; - бусины; - горох; - фасоль; - крупа; - пуговицы; - доски для лепки. |
Май
№ п/п | Тема занятия | Программное содержание | Оборудование |
1. | Первые листочки (Коллективная работа) |
| - тесто зеленого цвета; - зубочистка; - веточка. |
2. | Салют победы (Коллективная работа) |
| - соленое тесто разного цвета; - формочки звезд; - картина « Салют на Красной площади». |
3 | Золотая рыбка |
| - тесто оранжевого и жёлтого цвета; - колпачки от фломастера; - бисер. |
4 | Подводное царство (Коллективная работа) |
| - соленое тесто разного цвета; - стеки; - макароны; - блестки; - бусины; - горох; - фасоль; - крупа; - пуговицы; - доски для лепки; - магнитофон. |
Предполагаемые результаты проекта
В результате внедрения данного проекта мы ожидаем: Расширение детского кругозора, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.
Что должен уметь ребенок 2 младшей группы на конец года в результате занятий тестопластикой:
- отделять от большого куска небольшие комочки
- раскатывать комок теста прямыми движениями;
- раскатывать комок теста круговыми движениями;
- сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
- соединять концы;
- сплющивать между ладонями комок теста;
- соединять 2-3 знакомые формы;
- защипывание краев формы кончиками пальцев.