Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «В гости к Масленице».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички. Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21_maslenitsa_konspekt.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к Масленице».
Цель: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички. Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Задачи: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи. Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.
Интеграция областей: художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование: мини – уголок «Русская изба», кукла Масленица.
Техническое обеспечение: мультимедийная установка, музыкальный центр.
Ход ООД:
Воспитатель: Добрый день, добрый час!
Поиграем мы сейчас? (Да)
К нам сюда скорее просим,
Подходи честной народ.
Фейерверки зажигайте,
Всех нас Масленица ждёт.
Воспитатель: Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, то есть, русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. Я предлагаю отравиться на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер- самолет, закрывайте глаза, и мы отправляемся в путешествие (звучит музыка).
- Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?
- Да, конечно хотим.
Появляется Таша Бала (кукла би-ба-бо).
- А куда это вы собрались?
- Мы хотим попасть на Масленицу.
- А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.
- Если, ты, Таша Бала, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами, а дети помогут тебе. Правда, ребята?
Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу.
Воспитатель: Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.
В этот праздник не скучают,
Все в веселье превращают.
Печь на улице стоит,
Выпекать блины велит.
С маком, творогом, капустой,
Чтобы было очень вкусно,
К самовару подходи –
Ароматный чай бери.
Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.
К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.
Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.
Широка Масленица, ты с чем пришла?
С весельем да радостью
И со всякой сладостью,
С пирогами, с оладьями
Да с блинами горячими…
- Когда встречают Масленицу?
- Как готовятся к Масленице?
- Как её зовут-зазывают?
- Как народ отмечает Масленицу?
- Сколько дней длится Масленица?
-А чем этот праздник отличается от всех остальных?
Дети отвечают на вопросы.
- Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Таша Бала, хочешь узнать?
Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?
Воспитатель: Ребята, каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы, а какие сейчас мы с вами узнаем!
Дети предлагают свои варианты.
- Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.
Дети распределяют слова по вагонам.
- Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А на каждой остановке нас ждет блинчик, на котором название остановки.
А вот и первая остановка. Давайте посмотрим, есть ли блинчик?
Дети: Есть!
Воспитатель: Давайте прочтем, как она называется?
- «Встреча»
- Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником изобразить букву, которая обозначает этот звук.
Дети выполняют задание, сидя за столом.
- Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником. А нам нужно отправляться дальше.
Воспитатель: А вот и вторая остановка, и еще один блинчик. Давайте прочитаем, как называется вторая остановка?
- «Заигрыш».
- Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.
Физминутка
Солнце спит, небо спит.
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг поднялся ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Град по крыше застучал.
Барабанит град по крыше,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи.
Ни один не виден лучик.
- Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.
-А вот и следующая остановка и блинчик, прочитаем, как она называется.
- «Лакомка»
- Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?
- В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
«Качели»
Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
«Горка» Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
«Блинчик» Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
«Чистим зубки» Мягкой щёткой с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас немножко поиграем.
Игра «Сложи блин». Участвуют 5-6 детей. У каждого в руках сковородка. Блины (из плотного картона желтого цвета) разрезаны на 6 частей и разбросаны по полу. Кто быстрее найдет и сложит свой блин в сковородке.
- Хорошо ребята все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.
- Как называется следующая остановка?
- «Разгуляй»
Четверг — широкий, разгуляй - четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?».
Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.
Блин – вкусный, круглый, масленый.
Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.
Дерево – высокое, красивое, зеленое.
Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. А мы отправляемся дальше.
- «Вечерки»
- Как вы понимаете слово – вечерки?
Пятница, суббота — вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.
Дети водят хоровод.
Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-лю, лю-лю проходит.
Снег и стужу прочь уводит,
Весну красную приводит.
Лю-лю, лю-лю приводит.
Солнце ласковое светит,
Любят все весну на свете.
Лю-лю, лю-лю на свете.
Словесная игра: «Какие блины»
Воспитатель: обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными добрыми словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один – называем просто…. (блин)
Много испекли и мы – назовем тогда…. (блины)
Испекли для дочек – назовем (блиночек)
Будем кушать их сынок – назовем тогда ….(блинок)
Огромный как домище – назовем его….(блинище).
Молодцы! Помогли придумать слова.
Вот так и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.
«Прощенное воскресенье».
Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется это остановка?
- За, что можно просить прощение?
Воскресенье — прощеный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали, пополю, чтобы наследующий год собрать
богатый урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», — отвечали на это.
Ребята, посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.
Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.
Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.
- Что нового узнали сегодня?
- А, что вы расскажите дома родителям?
- Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?
- Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.
Воспитатель: Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!
Приложение:
Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.
Выходит, Весна и плачет.
Весна: Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.
Воспитатель: Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?
Весна: Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.
Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.
Баба-Яга: Фу-ух, хорошо то как!
Воспитатель: А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!
Баба-Яга: Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!
Весна: Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?
Баба-Яга: Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!
Весна: А как же дети?
Баба-Яга: А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.
Весна: Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!
Баба-Яга: Еще чего захотели, не верну. (уходит).
Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.
Весна и воспитатель вместе: А ты кто такой?
Блиночек: Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!
Весна: Но как ты нам поможешь?
Блиночек:
Посмотрите на меня!
На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю.
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроение!
Весна:
Ура!!! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.
Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.
Широкая масленица – сырная неделя!
Широкая Масленица – Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.
"ЗАИГРЫШ" беспечный – ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них – награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Тут СРЕДА подходит – "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.
ПЯТНИЦА настала – "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Близится СУББОТА – "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...
Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки».
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!
Углубить знания детей о зиме и зимних месяцах, о её характерных признаках; развивать наблюдательность; учить детейобразно мыслить, анализировать увиденное и услышанное, делать определённые выводы; при...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости к Масленице».
Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные д...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки»
Задачи:Образовательные: Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д. Продолжать работу над предложением и его словесным составом.Развивающи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима" (с использованием мнемотаблицы)
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "В гости к нам пришла зима"(с использованием мнемотаблицы)...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у сказки»
Литературная гостиная«В гостях у сказки»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «В гости к нам пришла осень» (с использованием мнемотаблиц)....