Разнообразие техник и материалов в работе с детьми по изодеятельности
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Хрипкова Наталья Васильевна

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность включает такие виды: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Именно в изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Одно из условий развития творческих способностей детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разнообразие техник и материалов в работе с детьми по изодеятельности Рисование Аппликация Конструирование Пластическое творчество (лепка) Выполнил: с тарший воспитатель МБДОУ д/с № 35 Хрипкова Наталья Васильевна Шахунья 2020

Слайд 2

Изобразительная деятельность «Сознательное отражение ребенком окружающей действительности в ее продуктах, которое построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому .» Е.А. Флёрина Т ехника в изобразительном искусстве ( от греч. technike  искусная и techne  искусство, мастерство)  совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В дошкольном возрасте изобразительная деятельность включает такие виды: р исование, аппликация, конструирование, лепка.

Слайд 3

Рисование определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер ; развивают мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру. Классические техники Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов: монотипия, диатипия , акватипия, кляксография , линотипия, рисование по мятой бумаге, двумя красками, двумя кисточками, по фольге, восковыми мелками, на стекле, мылом, солью, манкой, зубной пастой, чаем, тканью, восковой стружкой, с помощью пищевой плёнки, граттаж , пальцеграфия , силуэтное рисование, невидимые картинки, набрызг , печатки и штампы, матрицы, тампонирование, простая гравюра на картоне, витраж. Могут использоваться в любой возрастной группе, в зависимости от задач

Слайд 4

Рисование Монотипия Кляксография Пальцеграфия Рисование мылом Рисование зубной пастой Рисование чаем с помощью чайных пакетиков Рисование солью Рисование манкой Линотипия (цветные ниточки) Рисование с помощью пищевой плёнки Рисование тканью Рисование восковой стружкой

Слайд 5

Аппликация Виды аппликации По используемым материалам По содержанию По характеру По форме аппликация из бумаги и картона; из природных материалов; из бросового материала; из ткани, сукна . реалистичная; стилизованная; абстрактная. предметная; сюжетная; декоративная. плоскостная; полуобъемная (рельефная). Приемы аппликации С гибание; сминание ; сложение; выгибание; выщипывание ; обрывание; накручивание; скручивание ; надрезание; разрезание; прорезание ; вырезывание; наклеивание; приклеивание; заклеивание; присоединение; пришивание.

Слайд 6

Аппликация Материалы, используемые в аппликации Бумага Картон Природные материалы Бросовые материалы Ткани Белая и цветная (двусторонняя и односторонняя); писчая; чертежно-рисовальная; калька; глянцевая; гофрированная; самоклеющаяся ; тонированная; фольга, обертки от конфет и шоколадок; газетная; обойная; книго -журнальная; салфетки; обложечно -упаковочная, оберточная. Белый и цветной картон разной плотности; гофрированный картон; прессованный картон. Растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.); животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья); минерального происхождения (камни, песок, ракушки, глина и т.д.). Полимерные (пластиковые бутылки, пластмассовые пуговицы, пробки, крышки, целлофановые пакеты и т.д.); деревянные (катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки и т.д.); резиновые (воздушные шарики, сантехнические прокладки, резинки для волос, перчатки и т.д.); металлические (колечки для ковров, цепочки, скрепки и т.п.). Хлопковые , вата, ватин; синтетические; шерстяные; шелковые; пряжа; сукно; войлок; нитки.

Слайд 7

Конструирование Виды конструирования По материалам По содержанию По характеру деятельности детей По назначению из строительных наборов; из конструкторов; из природного материала; из бросового материала; из бумаги и картона ( бумагопластика ): оригами и объемное бумажно-картонное моделирование. реалистичное конструирование; стилизованное; абстрактное. индивидуальное; коллективное. имеющее практическое назначение; имеющее художественно-эстетическое назначение. Материалы (бумага, природный, бросовый материалы) используются те же, что и для работы над аппликацией. Специфичные материалы  строительные наборы и конструкторы.

Слайд 8

Конструирование Приемы конструирования закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста); соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста); приклеивание (обучение с раннего возраста); заклеивание (обучение с младшей группы); склеивание (обучение с младшей группы); пришивание (обучение со старших групп); прокалывание (обучение со старших групп); закручивание (обучение со старших групп); зажимание (обучение со средней группы); сминание (обучение с раннего возраста); сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста); сложение (обучение с младшей группы); разворачивание (сворачивание); скручивание (раскручивание); обматывание (обучение со старших групп); примазывание (обучение с младшей группы).

Слайд 9

Пластическое творчество (лепка) Г лина , пластилин, пластика ( суралин ), мукосоль (соленое тесто), бумажная масса, снег и песок, репейник, вспомогательные материалы (каркасы, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет, бисер , бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы). Пластические материалы О бъёмная лепка Р ельефная лепка П ластилинография Б умагопластика П апье-маше

Слайд 10

Пластическое творчество (лепка) Приемы лепки сминание (обучение с раннего возраста); отщипывание (обучение с раннего возраста); прижимание (обучение с раннего возраста); раскатывание (обучение с раннего возраста); соединение (обучение с раннего возраста); скатывание (обучение с раннего возраста); вытягивание (обучение с младшей группы); расплющивание (обучение с раннего возраста); сглаживание (обучение со средней группы); примазывание (обучение со средней группы).

Слайд 11

Пластическое творчество (лепка) Объемная лепка Лепка предмета из отдельных частей ( конструктивный способ) Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) Комбинированный способ Кольцевой способ Рельефная лепка Барельеф Горельеф Контррельеф

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аппликация

Слайд 2

«Репка» Рая П. «Падают снежинки» Кристина Е. «Платочек для матрёшки» Соня У.

Слайд 3

«Солнышко в тучках» Катя К. «Ладошка» Лиза С. «Цветы весны» Василиса Г.

Слайд 4

«Домик для зайчика» Тимофей А. «Гриб» Валерия Б. «Осенние листья» Андрей Б.

Слайд 5

«Салфетка» Катя К. «Цветок» Рая П. «Уточка» Вика П

Слайд 6

«Собачка» Маша К. «Улитка» Рита С. «Черепашка» Данил Ч.

Слайд 7

«Бабочка» Саша В. «Овечка» Вика П. «Осенний натюрморт» Катя К.

Слайд 8

«Лето» Маша К. «Лебедь» Арина З.

Слайд 9

«Наша армия сильна!» Коллективная работа

Слайд 10

«Клоуны» Данил Ч. «Волшебные цветы» Вика П. « Белочка » Саша В.

Слайд 11

«Уточка» Арина З. «Овечка» Антон С. «Кошечка» Таня В.

Слайд 12

«Бабочка» Маша Б. «Курочка» Саша В. «Репка» Маша К., Рита С.

Слайд 13

«Мухомор» Аппликация из ткани Вика П. «Украшение блюдца» Саша В.



Предварительный просмотр:

Разнообразие техник и материалов в работе с детьми
по изодеятельности

По мнению ряда авторов, изобразительная деятельность является художественно-творческой деятельностью, которая направлена на отражение в различных формах (графической, пластической) впечатлений, полученных от предметов и явлений окружающего мира, а также на выражение своего отношения ко всему происходящему, к изображаемому.

Е.А. Флерина определяет изобразительную деятельность как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в ее продуктах, которое построено на работе воображения, отражения своих наблюдений, впечатлений, полученных через слово и различные виды искусств, актуализации своего жизненного опыта и проявления своего отношения к изображаемому.

В дошкольном возрасте изобразительная деятельность включает такие виды:

рисование; лепка; аппликация; конструирование.

Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. 

Именно в изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Одно из условий развития творческих способностей детей – это использование разнообразных техник изобразительной деятельности.

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike  искусная и techne  искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ.

Под техникой рисунка предлагается понимать владение материалами, инструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.

Рисование – один из самых популярных видов изодеятельности и творчества.

Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер.

Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе.

Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру.

Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

Монотипия. Сложить лист бумаги пополам, затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. Еще раз лист сложить, плотно прижимая обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешения нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.

Диатипия. На листок бумаги наносятся цветовые пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. Нанесенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендуется для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Акватипия. На обработанный лист оргстекла наносится краска (преимущественно акварельная), замешенная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу  оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. Можно использовать во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.

Кляксография. На лист бумаги поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока), и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах с 2 лет. Игры с кляксами позволяют развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, способствуют снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.

Линотипия (цветные ниточки). Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25  30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки(чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносят цветовые пятна, затем аккуратно расправляют. При закрашивании в местах сгибов краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый эффект мозаики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование двумя красками. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс  серая, а на кончик  белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование двумя кисточками. Краску наносят на 2 кисточки, затем кисти берут в одну руку, мазок выполняется двумя кисточками одновременно, что позволяет передать элементарный объем. Для всех возрастных групп начиная с 2  3 лет.

Рисование по фольге. На плотную фольгу с помощью старых ручек нанести изображение путем штрихования, точечного рисования и проведения различных линий. Для всех возрастных групп начиная с 3 лет.

Граттаж (цветная восковка). Плотный лист бумаги покрывают толстым слоем воска, парафина или цветных восковых мелков. Сверху широкой кистью или губкой в несколько слоев наносят тушь. Для плотности закрашивания можно приготовить специальную смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня или мыла. Затем тщательно все перемешать и нанести на лист, покрытый воском. Для всех возрастных групп начиная с 3 лет.

Рисование восковыми мелками. На чистый, сухой лист бумаги наносится контурное изображение с помощью восковых мелков. Акварелью заполнить участки, образованные от линий, нанесенных мелками. В результате получается изображение, напоминающее технику холодного батика, где присутствует четкий контур, образованный рисунком восковых мелков, и нежные, прозрачные цветовые пятна, подчеркивающие содержание образа, характер контура. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование на стекле. Изображение получается в результате нанесения краски на поверхность стекла, предварительно обезжиренную. Необходимо обработать края стекла, чтобы оно было безопасно. Для всех возрастных групп начиная с 3 лет.

Пальцеграфия. Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Рисовать полностью ладошкой нежелательно, поскольку частое рисование ладошкой приводит к появлению сухости кожи. Техника пальцеграфии используется только в отдельных случаях, фрагментарно. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Силуэтное рисование. Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Как правило, рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта, напоминающего предметы, объекты. Для всех возрастных групп начиная с 2  3 лет.

Невидимые картинки. Рисунки получаются после дорисовывания каракуль, появившихся в результате рисования с закрытыми глазами. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Набрызг. Получение изображения путем распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. К примеру, совместно с трафаретами, эстампом. Для всех возрастных групп начиная с 2  3 лет.

Печатки и штампы выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определенной формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики. Для всех возраст. групп начиная с раннего возраста.

Матрицы, как печати и штампы, позволяют тиражировать определенный силуэт, но выполняют их из плотного картона. Сначала вырезают общий силуэт, отпечатывают его на листе бумаги. Затем вырезают поочередно детали образа, которые по замыслу имеют другой цвет, отличный от предыдущего силуэта. На детали наносится краска, после чего они отпечатываются в соответствующем месте на листе бумаги для завершения образа. Матриц вырезается столько, сколько цветов в планируемом рисунке. Для всех возрастных групп начиная с 4  5 лет.

Тампонирование. Изображение получается в результате наложения на лист бумаги трафарета, внутренняя часть которого заполняется краской с помощью губки или тампона, или свободно используются тампон, губка в качестве изобразительного инструмента. То есть рисунок создается благодаря отпечаткам, полученным от соприкосновения тампона с поверхностью листа бумаги. С помощью данной техники можно достигнуть эффекта размытости контура. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Простая гравюра на картоне. На картон наклеивают отдельные детали целостного образа, причем некоторые детали  многослойно, чтобы получить неровную, неоднородную поверхность. Затем картон покрывают слоем гуаши или темперы. Пока не высохла краска, к картону плотно прикладывают чистый лист бумаги. Чтобы получился четкий оттиск, необходимо по листу прокатать скалку. Получается печатное изображение. Данная техника позволяет многократно использовать картонную заготовку для получения изображения. Для всех возрастных групп начиная с 2  3 лет.

Витраж. Изображение получается с помощью цветной пленки или раскрашенной кальки, которую клеят на силуэт, вырезанный из картона. Данная техника доступна детям только старшего дошкольного возраста. Для всех возрастных групп начиная с 5 лет.

Рисование мылом. На кусок мыла нанести краску. Круговыми движениями кисти сделать цветную пену, которой покрыть лист бумаги, предварительно смоченный водой. Высыхая на бумаге, пена создает определенную фактуру, которая может использоваться при изображении моря, снега, пожухлой травы, облаков и т.д. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование солью. Выполнить фон, на который насыпать соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т. п. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование манкой. Манкой, как и солью, посыпают подготовленный фон. Но в отличие от соли она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т.д. Для всех возрастных групп начиная с 2 лет.

Рисование зубной пастой. Зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Изображение получается таким же способом, как в технике диатипия. Зубную пасту наносят на небольшой листок бумаги, после чего его прикладывают к основе, затонированной темными оттенками (темно-синий, темно-коричневый, черный, темно-зеленый). Оттиски зубной пасты позволяют создать сельский (зимний), морской пейзаж, стилизованный портрет, натюрморт, поскольку их фактурность сама по себе интересна и выразительна. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование чаем с помощью чайных пакетиков, в которых содержится чай, различный по цвету: от зеленого до черного. Разный колорит позволяет экспериментировать с содержанием рисунка. Для получения изображения чайный пакетик опускают в теплую воду, а затем, прижимая его к листу бумаги, наносят различные по форме и направлению пятна. Образовавшиеся отпечатки можно дорисовать с помощью акварели и гелевых ручек до образа. Для всех возрастных групп начиная с 3  4 лет.

Рисование с помощью пищевой пленки используется в основном для создания фона. На смоченный водой лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь, после чего весь лист, пока он еще остается влажным, покрывается пищевой пленкой. При этом пленка не должна расправляться. Чем больше она имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски.

Как только высохнет лист, с него снимается пленка. Образовавшиеся от нее следы могут служить самостоятельным фоном, а могут быть частью образов. Рекомендации к использованию: во всех возр. группах, начиная с раннего возраста.

Техника рисования тканью. Принцип выполнения этой техники тот же самый, что и с пленкой, но краску наносят как на лист бумаги с последующим оттиском ткани, так и на саму ткань. При этом смачивают ткань водой, чтобы краска постепенно расплывалась по листу бумаги, меняя свою насыщенность. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование восковой стружкой. Стружку раскладывают хаотично на листе бумаги, накрывают чистым листочком, который проглаживают теплым утюгом. В результате восковая стружка расплывается, образуя единое цветовое пятно, которое впоследствии можно дорисовать до образа. Для всех возрастных групп начиная с 4 л.

Неклассические техники рисования, так же, как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники.

Аппликация (от лат. applicatio  накладывание)  способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон. Детская аппликация  один из видов художественно-изобразительной деятельности, суть которой состоит в создании плоскостного или рельефного изображения при использовании различных материалов (бумаги, картона, ткани, природного и бросового материалов) с помощью различных приемов и техник (присоединения, наклеивания, выщипывания, обрывания, вырезывания, пришивания и т.д.) с целью отображения предметов и явлений окружающей жизни.

Виды аппликации

По используемым материалам

По содержанию

По характеру

По форме

  • аппликация из бумаги и картона;
  • из природных материалов;
  • из бросового материала;
  • из ткани, сукна.

  • реалистичная;
  • стилизованная;
  • абстрактная.

  • предметная;
  • сюжетная;
  • декоративная.

  • плоскостная (аппликационный образ выполняется на плоскости, при этом его детали не выступают над ней);
  • полуобъемная (рельефная) (аппликационный образ выполняется на плоскости, его детали выступают над поверхностью).

Материалы, используемые в аппликации

Бумага

Картон

Природные материалы

Бросовые материалы

Ткани

  • белая и цветная (двусторонняя и односторонняя);
  • писчая;
  • чертежно-рисовальная;
  • калька;
  • глянцевая;
  • гофрированная;
  • самоклеющаяся;
  • тонированная;
  • фольга, обертки от конфет и шоколадок;
  • газетная;
  • обойная;
  • книго-журнальная;
  • салфетки;
  • обложечно-упаковочная, оберточная.
  • белый и цветной картон разной плотности;
  • гофрированный картон;
  • прессованный картон.
  • растительного происхождения (листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и т.д.);
  • животного происхождения (яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья);
  • минерального происхождения (камни, песок, ракушки, глина и т.д.).

  • полимерные (пластиковые бутылки, пластмассовые пуговицы, пробки, крышки, целлофановые пакеты и т.д.);
  • деревянные (катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки и т.д.);
  • резиновые (воздушные шарики, сантехнические прокладки, резинки для волос, перчатки и т.д.);
  • металлические (колечки для ковров, цепочки, скрепки и т.п.).
  • хлопковые, вата, ватин;
  • синтетические;
  • шерстяные;
  • шелковые;
  • пряжа;
  • сукно;
  • войлок;
  • нитки.

Оборудование и инструменты: ножницы небольшого размера с закругленными краями; клей, кисточки для клея (тонкие и крупные, широкие и плоские), подставки под кисточку, губки, клеенка, подносы или коробочки для обрезков, салфетки (тряпочки), вспомогательные материалы (глина, пластилин, воск).

Аппликация  один из любимых дошкольниками видов изобразительной деятельности. Она позволяет им многократно экспериментировать с композицией будущей работы, переставлять ее компоненты, подбирать детали.

Специфика детской аппликации заключается в том, что благодаря ее материалам дети активнее овладевают основами цветоведения, узнают о форме, строении предметов, их величине, о правилах и законах композиции.

Знания и умения, приобретаемые в ходе занятий аппликацией, могут использоваться детьми и в других видах деятельности. Так, в процессе создания аппликационного образа малыши приучаются планировать свою работу, а это умение важно как в учебной деятельности, так и трудовой, игровой. Выполнение аппликаций способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, руками, держать в поле своего зрения лист бумаги, вовремя его поворачивать, чтобы получить нужный срез или обрыв.

Приемы аппликации:

  • сгибание (обучение начинается с раннего возраста);
  • сминание (обучение начинается с раннего возраста);
  • сложение (многократное сгибание) (обучение начинается с младшей группы);
  • выгибание (обучение начинается со средней группы);
  • выщипывание (от целого листа бумаги отрываются маленькие бесформенные кусочки, из которых потом составляется либо фон для работы, либо отдельный образ) (обучение начинается с раннего возраста);
  • обрывание (на лист бумаги наносится контур, который потом освобождается от лишнего фона путем многократных, аккуратных надрывов) (обучение начинается с младшей группы);
  • накручивание (с использованием какой-либо основы) (обучение начинается со средней группы);
  • скручивание (многократное накручивание, позволяющее получить многозвеньевую спираль) (обучение начинается со средней группы);
  • надрезание (выполняется ножницами, при этом бумага не разрезается полностью, ножницы делают только одно движение, оставляя незначительный надрез на листе (или форме, заготовке) (обучение начинается с младшей группы);
  • разрезание (используется для того, чтобы получить из одного листа бумаги две части) (обучение начинается с младшей группы);
  • прорезание (получение надреза внутри листа) (обучение начинается со средней группы);
  • вырезывание (получение с помощью ножниц любой детали, любой формы) (обучение начинается со средней группы);
  • наклеивание (присоединение деталей к основе с помощью клея) (обучение начинается с раннего возраста);
  • приклеивание (соединение деталей друг с другом с помощью клея) (обучение начинается с раннего возраста);
  • заклеивание (закрывание щели с помощью детали путем приклеивания ее на эту щель) (обучение начинается со средней группы);
  • присоединение (соединение деталей с помощью дополнительных материалов: глины, пластилина, воска и т.д.) (обучение начинается с раннего возраста);
  • пришивание (присоединение деталей с помощью ниток и иголки) (обучение начинается со старших групп).

Виды вырезывания из бумаги:

  • Вырезывание из бумаги геометрических форм путем преобразования одной в другую (обучение начинается с младшей группы):
  • из полоски можно получить квадрат, треугольник, прямоугольник;
  • из квадрата  два (четыре) треугольника, круг;
  • из прямоугольника  треугольники, овал;
  • из прямоугольника и квадрата  ромб, трапеция;
  • вырезывание на основе геометрических форм предметов, напоминающих эти формы;
  • симметричное вырезывание:
  • зеркальное (путем сложения листа бумаги пополам, где вырезается только одна часть образа);
  • ленточное (выполняется путем сложения листа бумаги (либо по вертикали, либо по горизонтали) в несколько раз, после чего вырезается деталь, которая при раскладывании образовавшейся «гармошки» оказывается тиражируемой в таком количестве, сколько было сложений);
  • центрально-лучевое (получается путем сложения листа бумаги в направлении от центра;
  • силуэтное (движение ножниц осуществляется беспрерывно по направлению контура (нанесенного на лист бумаги или воображаемого).

Конструирование (от лат. construere) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование  один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок, игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых материалов.

Виды конструирования

По материалам

По содержанию

По характеру деятельности детей

По назначению

  • из строительных наборов;
  • из конструкторов;
  • из природного материала;
  • из бросового материала;
  • из бумаги и картона (бумагопластика): оригами и объемное бумажно-картонное моделирование.
  • реалистичное конструирование;
  • стилизованное;
  • абстрактное.

  • индивидуальное;
  • коллективное.

  • имеющее практическое назначение;
  • имеющее художественно-эстетическое назначение.

Материалы и оборудование.

Материалы (бумага, природный, бросовый материалы) используются те же, что и для работы над аппликацией. Но есть и специфичные материалы  строительные наборы и конструкторы.

Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются в основном разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала, за исключением коллективных крупногабаритных построек, где применяется крупный набор.

Конструкторы. Сегодня дошкольник имеет возможность работать с различными конструкторами.

По характеру использования различают конструкторы:

  • предполагающие одноразовое изготовление постройки (склеивание деталей, после чего конструктор нельзя повторно использовать);
  • ограниченные в содержании построек (состоят из элементов (форм), которые можно использовать только для получения определенных видов построек);
  • универсальные (не ограничены ни в содержании построек, ни в возможности многократного использования).

По материалу: деревянные; пластмассовые; металлические; керамические.

Приемы конструирования:

  • закрепление частей на основе (обучение с раннего возраста);
  • соединение частей друг с другом (обучение с раннего возраста);
  • приклеивание (обучение с раннего возраста);
  • заклеивание (обучение с младшей группы);
  • склеивание (обучение с младшей группы);
  • пришивание (обучение со старших групп);
  • прокалывание (обучение со старших групп);
  • закручивание (обучение со старших групп);
  • зажимание (обучение со средней группы);
  • сминание (обучение с раннего возраста);
  • сгибание (разгибание, выгибание) (обучение с раннего возраста);
  • сложение (обучение с младшей группы);
  • разворачивание (сворачивание);
  • скручивание (раскручивание);
  • обматывание (обучение со старших групп);
  • примазывание (обучение с младшей группы).

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании (получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций).

При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и признаки с объемными формами. Дети осваивают приемы работы с бумагой, которые они впоследствии могут использовать и на занятиях по аппликации. Видоизменяя плоские формы путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, дети получают объемную форму.

Работа с природным и бросовым материалами способствует проявлению творческого начала у каждого ребенка, поскольку только способность выделять новую функцию в предмете и объекте позволяет преобразовать его, получив совершенно иной конструктивный образ.

Все виды конструирования способствуют разностороннему развитию личности дошкольника: всем видам мышления, воображению, творческих способностей, памяти, вниманию. В ходе конструирования ребенок может вносить коррективы, добавлять незапланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы (для соединения деталей) или применять раскраску.

Пластическое творчество  это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово.

Виды пластического творчества.

Объемная и рельефная лепка  это вид художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание скульптурного образа, связанной с работой над мягкими пластическими материалами. Это процесс создания объемного и полуобъемного (рельефного) пространственного изображения, отражающего многие предметы, объекты окружающей жизни.

Пластилинография  одна из техник работы с пластическими материалами, суть которой заключается в создании плоскостного или рельефного изображения с помощью мягких материалов, путем их размазывания по поверхности. В пластилинографии важно смешивать цвета пластических материалов, получая множественные оттенки, для достижения выразительности образа.

Бумагопластика  способ создания объемных и рельефных пластических образов из бумажной массы, приготовленной соответствующим способом.

Папье-маше  одна из художественных техник, заключающихся в воссоздании силуэта различных предметов, объектов путем предварительного многослойного их оклеивания с последующим оформлением получившейся копии.

Пластические материалы.

Глина. На занятиях с дошкольниками чаше всего применяют терракотовую, серую, белую глину. Любая глина содержит песок и в зависимости от содержания примесей делится на жирную (23 % песка), среднюю (около 15 %) и тощую (около 30 %).

Работа с глиной имеет свои особенности. Определить степень подготовленности глины к работе можно, помяв в руках небольшой кусочек и скатав из него шарик. Если глина слишком жирная, она прилипнет к рукам, если тощая, потрескается. Для работы нужна глина средней жирности.

Перед лепкой глину необходимо очистить: выбрать руками мусор, камешки, высушить, раздробить в брезентовом мешке колотушкой или молотком и просеять в ведро на 1/3, затем добавить столько же воды, взболтать деревянной палкой, дать отстояться, аккуратно снять плавающий сверху мусор и слить лишнюю воду. Набухшую глину вычерпывают из ведра, не затрагивая нижнего слоя (там лишний песок и тяжелая фракция мусора), и выкладывают слоем толщиной 1—1,5 см на стопку газет для удаления лишней воды. Другой способ удаления воды заключается в том, что жидкую глину перекладывают в брезентовый мешок, крепко завязывают, кладут мешок на стопку газет, накрывают фанеркой и придавливают грузом на сутки-двое. Подготовленную глину разминают руками до пластичного состояния. Хранить ее лучше в пластмассовом баке или ведре, накрыв влажной тряпкой. Изделия из необожженной глины очень хрупкие и боятся воды. Для ее упрочения можно использовать канцелярский клей или клей ПВА. Клей ПВА добавляют из расчета 12 чайные ложки на 1 кг размятой глиняной массы, после этого снова тщательно проминают. Канцелярский клей добавляют из расчета 12 столовые ложки на 1 кг глины. Подсыхая, глиняно-клеевая масса быстро затвердевает, и размочить ее очень сложно, поэтому хранить сырье необходимо в завязанном полиэтиленовом пакете не дольше суток.

Глиняные поделки можно обжигать в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.

Пластилин (от итал. plastilina, от греч. plastos  лепной)  искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин изготавливают из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как материал для лепки пластилин известен очень давно, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века. Различают пластилин скульптурный и детский. Скульптурный пластилин применяют скульпторы, художники, макетчики и лепщики. Он обычно серого или зеленовато-серого цвета и продается на вес. Сейчас в продаже имеются различные виды пластилина отечественного и зарубежного производства. Пластилин бывает однотонным и цветным. Его можно смешивать и получать новые цвета и оттенки. Если готовое изделие из пластилина окунуть в парафин, разогретый на водяной бане, это позволит сгладить все шероховатости. Для того чтобы долго сохранять скульптурки из пластилина, можно покрыть их лаком, предварительно обваляв в муке, зубном порошке или меле.

Пластика (суралин)  разновидность пластилина, представляет собой безвредную для здоровья массу, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Поделки из пластики не деформируются при транспортировке и не подвержены влиянию внешних факторов (жары, холода, воды). Изделия из пластики более прочны, чем из пластилина. Придать твердость можно следующим образом: опустить изделие в горячую воду или поставить в разогретый духовой шкаф.

Мукосоль, или соленое тесто. Его можно получить несколькими способами. Первый: 1 стакан муки + 1/2 стакана соли + 1/4 стакана воды. Второй: 3 чашки пшеничной муки + 1 чашка ржаной муки + 2 чашки соли +1,5 чашки воды. Третий (без соли) 1 стакан муки + 'Л стакана воды + 1 столовая ложка клея ПВА (этот рецепт применяют, чтобы у детей не было раздражения кожи рук от соли). Приятный на ощупь, пластичный, мягкий, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов материал; легко отмывается и не оставляет следов. Правильная подготовка материала делает его прочным, не трескающимся, не крошащимся. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком или окрасить само тесто, добавив пищевой краситель при замешивании.

Бумажная масса. Для лепки из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо заваренного крахмального клейстера. Из нее можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином. Вместо бумажной массы для лепки можно использовать также опилки (в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают). Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Одна из разновидностей бумажной массы  газеты и листы обычной писчей бумаги, которые, перекручиваясь, создают самые различные образы. Закрепляются такие изделия бумажным (малярным) скотчем. Готовую работу впоследствии можно покрыть краской, украсить кусочками цветной бумаги, а для прочности покрыть лаком. Такие поделки  доступные средства украшения любой среды.

Снег и песок. Одно из условий работы с этими материалами  достаточная влажность. Сухой песок рассыпается, снег в морозную погоду не лепится, но стоит только этим материалам набрать необходимую влажность, как они начинают удерживать придаваемую форму. Обычно изделия из этих материалов выполняются довольно больших размеров и служат для игры. Инструментами для обработки таких скульптур также являются игрушечные лопатки, совки, формочки и пр.

Репейник. Это соцветия сорного растения  лопуха. Благодаря колючкам они хорошо скрепляются между собой и надолго сохраняют форму. Использовать репейник нужно сразу, как только сорвали, или в тот же день. Он подходит для лепки фигур, имеющих выразительный, узнаваемый силуэт (медвежат, слонов, белок, зайчиков). Для оформления вылепленных из репейника фигурок можно использовать пуговицы, бусинки, пластилин, спички, нитки, лоскутки и многое другое. Изготовленные из него игрушки могут быть использованы в играх, на выставках они хранятся в течение года.

Вспомогательные материалы. К ним прежде всего относятся каркасы, которые применяются для того, чтобы придать вещи большую прочность, легкость, или для экономии материала. К каркасам относятся тонкие, заостренные палочки, которыми скрепляются детали, мягкая проволока, полая яичная скорлупа, бумажная масса, бумажные стаканчики, формочки, вырезанные из яичной тары, целлулоидные формочки для конфет и другой материал. Иногда лепные работы украшают инкрустацией. Это может быть бисер, бусинки, камешки, ракушки, семена растений, кора, ветки, желуди, ореховая скорлупа, крупа, а также другие природные и неприродные материалы.

Оборудование: дощечки; стеки разного размера и формы; настольные станки с вращающимся кругом; две устойчивые банки с горячей и холодной водой, если дети работают с пластилином.

Виды лепки:

По содержанию: предметная, сюжетная, декоративная.

По характеру: реалистичная, стилизованная, абстрактная.

По форме: круглая, рельефная.

Особенности пластического творчества. Пластическое творчество — не только увлекательное, но и полезное занятие для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. В лепке ребенок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает ее своими руками со всех сторон.

Техника лепки так проста, что доступна детям даже раннего возраста. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязанностью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала.

Детей нужно привлекать к декоративной лепке, которая, по сути, выступает в качестве одного из основных компонентов дизайна интерьера. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого картона (15x15 см) покрывают слоем пластилина, это фон для барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка: выполнение деталей, примазывание, сглаживание. Главная цель этих занятий  научить детей совершенствовать свою работу, добиваясь выразительности образа.

Эффективность и результативность пластического творчества детей зависит от богатства и разнообразия наблюдений в природе.

Объемная лепка.

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) — наиболее простой способ, когда пластический образ составляется из частей, которые заранее выполняются ребенком. Сначала лепят крупные части, затем более мелкие и в последнюю очередь самые мелкие детали. Здесь важно научиться соотносить части друг с другом, чтобы они были соразмерными.

Лепка предмета пластическим способом (скульптурным) — из целого куска. Здесь требуется точность движений, хороший глазомер и отчетливое представление о форме и пропорциях предмета, объекта лепки. Это более сложный способ. Прежде чем приступить к лепке, ребенок должен представить образ, его форму, характер, положение в пространстве, позу. Создание образа начинается с первоначального придания материалу общего силуэта, после чего ребенок постепенно переходит к лепке каждой части сформировавшегося объема. Дошкольник моделирует форму разнообразными движениями: оттягивает и загибает, скручивает и сминает, придавливает и прищипывает. Каждое свое движение он постоянно проверяет на точность, сравнивает получающиеся формы с воображаемым образом или реальным объектом.

Комбинированный способ объединяет конструктивный и пластический способы, позволяет разнообразить технически пластические образы. Самые крупные детали можно выполнить скульптурным способом, а детали  конструктивным. Это, с одной стороны, облегчает задачу, с другой  позволяет ребенку достичь выразительности образа.

Кольцевой способ заключается в выполнении тонких валиков, которые объединяются в кольца, которые накладываются друг на друга, после чего поверхность поделки сглаживается пальцами. Как правило, этим способом выполняется различной формы посуда.

Рельефная лепка. Поделки, изготовленные этим способом, представляют собой объемное лепное изображение на плоскости. Способ рельефной лепки может быть самостоятельным (основным) или вспомогательным (дополнительным). Рельефный образ нельзя увидеть со всех сторон (как скульптуру), так как он всегда располагается на какой-либо основе. И в то же время он не совпадает пространственно с основой, а выходит за ее пределы. В зависимости от степени несовпадения с плоскостью различают следующие виды рельефа:

  • барельеф  изображение выступает менее чем на половину своего объема;
  • горельеф  изображение выступает над плоскостью основы более чем на половину своего объема;
  • контррельеф  изображение не выступает над основой, а, напротив, углубляется в нее.

Приемы лепки:

  • сминание (обучение с раннего возраста);
  • отщипывание (обучение с раннего возраста);
  • прижимание (обучение с раннего возраста);
  • раскатывание (обучение с раннего возраста);
  • соединение (обучение с раннего возраста);
  • скатывание (обучение с раннего возраста);
  • вытягивание (обучение с младшей группы); -расплющивание (обучение с раннего возраста);
  • сглаживание (обучение со средней группы);
  • примазывание (обучение со средней группы).

Каждый возрастной период имеет свои отличительные особенности, которые необходимо знать, как будущим, так и состоявшимся педагогам. Не назидание и навязывание своей позиции, а сотрудничество и ориентация на возможности, потребности ребенка в педагогическом процессе, успех осуществления которого во многом зависит от желания самого педагога творить. Можно найти массу причин, оправдывающих низкий творческий уровень детских работ, но они отступают перед целеустремленностью, творческой активностью, эмоциональной отзывчивостью педагога, который увлечен работой с детьми, кто может создать своим присутствие атмосферу творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".

В данном мастер-классе представлена работа с детьми и педагогами на тему: "Использование нетрадиционных материалов в работе с детьми".Ребята изготавливают поделки из салфеточной бумаги....

Мастер-класс на тему:"Аппликация и конструирование из различных материалов в работе с детьми с ОНР"

Масте-ркласс предназначен для педагогов работающих с детьми с ОНР и понимающих необходимость развивать творческие способности в работе с различными материалами....

Доклад по изодеятельности на РМО Тема: "Современные изобразительные материалы в работе с детьми дошкольного возраста (основные характеристики изобразительных материалов).

Творческий педагог находится в постоянном поиске. Он стремится сочетать традиционную методику с современными тенденциями. Рынок изобразительных материалов позволяет в большой степени реализовать это с...

Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок

«Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок» Наиболее распространенным материалом для работы с дошкольниками является бумага. В настоящее время существуют различные сорта бумаги ...

Презентация «Тематические карточки» как новый метод использования раздаточных материалов в работе с детьми 6 – 7 лет

Цель: формирование умения детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада....

Памятка для взрослых по использованию некоторых инструментов и материалов в работе с детьми.

Памятка для взрослых по использованию    некоторых инструментов и материалов в работе с           ...

Материалы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Методические материалы по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...