Образовательная программа дошкольной студии "Знайка"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая, подготовительная группа)

Солнышкина Виктория Олеговна

В данной публикации представлена образовательная программа дошкольной студии "Знайка" для подготовки детей к обучению в школе. 

Проблема готовности к школе особо остро стала в последние годы. Но, зачастую, под готовностью к школе понимают умение ребенка читать, писать, считать. Готовность ребенка к школе определяется не навыками чтения, письма и счета, а готовностью к новой роли, к тому, что он станет учеником. Многие проблемы возникают именно из-за того, что ребенок не готов принять эту роль и боится идти в школу.

Неподготовленному ребенку трудно сразу перейти на новый уровень социальной жизни. Именно для того, чтобы помочь ребенку преодолеть этот барьер между дошкольным детством и школьным возрастом и создаются специальные программы подготовки детей к школе. Фундаментом таких программ является педагогическое, психологическое и методическое обоснование.

Целью программы является подготовка детей 4–6  лет к обучению в школе, всестороннее развитие личности ребенка.

На базе «Краевого Центра развития творчества детей и юношества» создана дошкольная студия «Знайка», которая призвана решить следующие задачи:

  1. Мотивационная готовность к обучению.
  2. Развитие сознательно регулируемого поведения: умение работать по образцу, умение работать по правилам, умение слушать, умение самостоятельно продолжить начатую работу .
  3. Эмоциональная готовность.
  4. Развитие межличностных отношений.
  5. Развитие интеллекта, любознательности.

Данная программа – комплексная программа образования дошкольников, которая предполагает развитие основных познавательных процессов учащихся; воспитание умения работать самостоятельно, работать в коллективе; получение знаний, необходимых детям на начальном этапе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_na_konkurs.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Краевой Центр развития творчества

детей и юношества»

                                                        Программа рассмотрена,

                                                        утверждена с изменениями

                                                        и дополнениями на научно-

методическом совете

                                                        «__»_____________2019г.

                                                        Директор ________Г.В. Найденко

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дошкольной студии

«Знайка»

Возраст обучающихся 4-6 лет

Срок реализации программы 3 года

Автор:

В.О.Солнышкина

педагог дополнительного

образования детей

г. Ставрополь

год разработки программы: 2007


Пояснительная записка.

Обновленная школа требует иной, чем прежде, подготовки будущих первоклассников к школьному обучению. Сегодня необходимы не только традиционные направления: математика, грамота, но и включение детей в мир культуры, всестороннего развития личности каждого ребенка.

Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Поэтому вполне понятно беспокойство, которое проявляют родители дошкольников при поступлении ребенка в первый класс. Поступление ребенка в школу – это своеобразный экзамен за весь период дошкольной жизни, так как для обучения в школе ему понадобится всё то, что он приобрел в период дошкольного детства. Многим первоклассникам совсем не просто выполнять школьные требования, для этого им необходимо значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще до начала школьного обучения выяснить, насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Все больше школ при приеме детей основывается на результаты тестов, которые не просто выявляют уровень знаний, умений и навыков каждого ребенка, они призваны выяснить уровень развития ребенка, его становления и готовности к занятиям в школе. Не только психологи, но и медики, и физиологи отмечают пагубное влияние учебных перегрузок на детей, не готовых к школе.

Проблема готовности к школе особо остро стала в последние годы. Но, зачастую, под готовностью к школе понимают умение ребенка читать, писать, считать. Готовность ребенка к школе определяется не навыками чтения, письма и счета, а готовностью к новой роли, к тому, что он станет учеником. Многие проблемы возникают именно из-за того, что ребенок не готов принять эту роль и боится идти в школу.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Психологическая готовность к школе – это, прежде всего, желание получать знания, это и определенный уровень развития произвольных когнитивных процессов (мышления, памяти, внимания и др.), и развитая речь, и фонематический слух. По Д. Б. Эльконину психологическая готовность к школе – это формирование произвольного поведения; овладение средствами и эталонами познавательной деятельности; переход от эгоцентризма к децентрации; мотивационная готовность.

 Школа – это определенный социальный институт, который резко отличается от семьи. Попадая в школу, ребенок попадает в другой мир, непохожий на привычный, он учится работать в коллективе, учится выполнять определенные требования, учится жить «в системе».

Неподготовленному ребенку трудно сразу перейти на новый уровень социальной жизни. Именно для того, чтобы помочь ребенку преодолеть этот барьер между дошкольным детством и школьным возрастом и создаются специальные программы подготовки детей к школе. Фундаментом таких программ является педагогическое, психологическое и методическое обоснование.

Целью программы является подготовка детей 4–6  лет к обучению в школе, всестороннее развитие личности ребенка.

На базе «Краевого Центра развития творчества детей и юношества» создана дошкольная студия «Знайка», которая призвана решить следующие задачи:

  1. Мотивационная готовность к обучению.
  2. Развитие сознательно регулируемого поведения: умение работать по образцу, умение работать по правилам, умение слушать, умение самостоятельно продолжить начатую работу .
  3. Эмоциональная готовность.
  4. Развитие межличностных отношений.
  5. Развитие интеллекта, любознательности.

Данная программа – комплексная программа образования дошкольников, которая предполагает развитие основных познавательных процессов учащихся; воспитание умения работать самостоятельно, работать в коллективе; получение знаний, необходимых детям на начальном этапе обучения.

Учитывая специфику Ставропольского края, а именно его полиэтничность, считаем необходимым определить дополнительную направленность курса подготовки дошкольников к школе – ориентация на истоки, культуру народа , воспитание толерантности.

Знание русской национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективнейшее средство воспитания и развития дошкольника, становления основных личностных качеств, формирования определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину.

Введение элементов народной национальной культуры позволяет расширить дидактический материал по всем предметам: наглядные пособия, литературные источники, народные игры и т.п.

Изучение декоративно – прикладного искусства, знакомство с работами русских умельцев позволяет сделать курс «ИЗО – труд» не только интересным и занимательным, но и нравственно–формирующим. Использование элементов народной национальной культуры позволит эстетически, интеллектуально, нравственно обогатить ребенка, сформировать любовь и уважение к труду.

Использование «народных» литературных источников на уроках «Развитие речи», «Окружающий мир» дает обширную базу для работы над такими качествами личности, как доброта, милосердие, честность, справедливость, любовь к родной земле и т.д.

Программа рассчитана на 3 года. В программу включены следующие разделы:

«Считалочка» (развитие логического мышления, формирование приемов умственных действий, развитие конструктивных умений, увеличение объема внимания и памяти, формирование интереса к предмету, формирование общеучебных и специальных знаний, умений и навыков) – 2 занятия в неделю;

«Букварики» (развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, развитие артикуляционного аппарата, формирование общеучебных и специальных коммуникативных умений (умений общаться, говорить и слушать, обогащение, уточнение и активизация словаря учащихся) –2 занятия в неделю;

«Капелька» (знакомство с целостной картиной мира, формирование экоцентрических представлений, формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой, обогащение и уточнение словаря учащихся) – 1 занятие в неделю;

«Радуга» (формирование эстетически развитой личности, пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка, выработка навыков восприятия произведений искусства, формирование культуры личности, творческой деятельности) – 2 занятия в неделю;

«Грация» (физическое развитие ребенка, эстетическое воспитание, развитие чувства ритма) – 1 занятие в неделю.

«Игралочка» (упражнения на развитие познавательных способностей ребёнка) – 1 занятие в неделю.

Длительность занятия: 1 год обучения – 15 мин, 2 год обучения – 20 мин., 3 год обучения – 25 мин.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

  • Уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • Знать состав чисел от 1 до 10;
  • Знать основные геометрические фигуры, уметь их различать;
  • Уметь измерять длину, объем, площадь, массу;
  • Уметь сравнивать множества, уравнивать множества;
  • Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Знать основные пространственно-временные понятия;
  • Уметь ориентироваться в предложенной ситуации.
  • Ориентироваться в окружающей действительности, уметь поддержать беседу по темам: «Времена года», «Растения», «Животные», «Поведение в общественном месте, на улице, дома», «Моя семья».
  • Различать литературные произведения, выделять сюжет, основную мысль, части произведения.
  • Уметь прочитать и пересказать небольшое произведение.
  • Уметь точно копировать элементы прописных букв, уметь написать до 10 слов печатными буквами под диктовку.
  • Уметь работать с бумагой, красками, пластилином, ниткой и иголкой, ножницами, природным материалом.
  • Уметь копировать  простейшие танцевальные движения; четко выполнять спортивные команды.
  • Формирование координационных, силовых способностей, развитие гибкости, выносливости.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОШКОЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗНАЙКА»

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п.

Название предметов.

Кол-во часов в неделю.

Теория

практика

Всего часов.

1.

Вводное занятие

-

1

-

1

2.

«Считалочка»

2

24

48

72

3.

«Капелька»

2

24

48

72

4.

«Радуга»

2

24

48

72

5.

«Грация»

2

24

48

72

6.

Итоговое занятие

-

-

1

1

Всего:

8

97

193

290

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками, их родителями; беседа о содержании программы.

«Считалочка». Обучение дошкольников осознанному счету в пределах 5, сравнению предметов по форме, цвету и размеру, изучение способов установления взаимно-однозначного  соответствия  между множествами предметов (наложение предметов одного множества на другое; расположение предметов одного множества под другим; составление пар).

«Капелька». Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования; развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления; развитие обще учебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия; развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека; развитие умений говорения, слушания и чтения; развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих; обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка; знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта; знакомство с родным языком; формирования экоцентрического сознания, которое заключается в осознании того, что человек является частью природы, и что все предметы природы имеют одинаковый статус.

«Радуга». Знакомство воспитанников с основными приемами работы с бумагой, ИЗО – материалами, пластилином; развитие творческих способностей каждого ребенка.

«Грация». Физическое развитие ребенка, эстетическое воспитание, развитие чувства ритма, музыкального слуха; знакомство с основными упражнениями для разминки; знакомство с упражнениями в ходьбе.

Итоговое занятие. Проведение итоговой контрольной работы; рекомендации родителям на летний период.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

  • Машинально считать до 10;
  • Считать до 5 (предметы вразброс);
  • Сравнивать предметы по форме, цвету и размеру;
  • Сравнивать полоски по длине, ширине;
  • Сравнивать по количеству, пользоваться понятиями «больше», «меньше», «поровну»;
  • Запоминать до 3 предметов и находить их среди других;
  • Пересказать своими словами содержание рассказа, сказки, стихотворения;
  • Отвечать на вопросы: «О чем (о ком ) этот рассказ (стихотворение, сказка)?», «Что произошло в главным героем?», «Чем закончилось произведение?» и т.д.
  • Описывать картину, составлять небольшой рассказ;
  • Определить время года (с использование наглядного материала), основные признаки;
  • Закрашивать фигуры (карандаши, краски);
  • Обводить фигуры по контуру;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОШКОЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗНАЙКА»

 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

№ п/п.

Название предметов.

Кол-во часов в неделю.

Теория

практика

Всего часов.

Вводное занятие.

-

1

-

1

«Считалочка»

2

24

48

72

«Букварики»

2

24

48

72

«Капелька»

1

12

24

36

«Радуга»

2

24

48

72

«Грация»

1

10

26

36

Итоговое занятие.

-

-

1

1

Всего:

8

95

195

290

СОДЕРЖАНИЕ

Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками, их родителями; беседа о содержании программы.

«Считалочка».  Обучение дошкольников счету в пределах 10, умению складывать и вычитать, решать элементарные задачи в пределах 5; дать понятие основных плоскостных геометрических фигур, обучить их построению.

«Букварики». Понятие «буква», «звук», подбор на каждую букву несколько слов,  написание букв русского алфавита, штриховка фигур.

«Капелька». Время суток, дни недели, времена года, животные, растения, профессии людей в городе и в селе.

«Радуга». Работа с бумагой (рисование, аппликация), работа с природным материалом, работа с пластилином.

«Грация». Знакомство с основными танцевальными движениями, знакомство с коллективными ролевыми и подвижными играми;  знакомство с основными упражнениями для разминки; знакомство с упражнениями с доп. снарядами.

Итоговое занятие. Проведение итоговой контрольной работы; рекомендации родителям на летний период.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

  • Уметь считать до 10 (предметы вразброс);
  • Уметь складывать и вычитать в пределах 5;
  • Уметь решать элементарные задачи на сложение и вычитание в пределах 5;
  • Уметь пользоваться линейкой (соединение точек, проведение прямой линии);
  • Знать основные плоскостные геометрические фигуры и их признаки;
  • Уметь определить время года (без наглядного материала, по словесному описанию), основные признаки;
  • Знать  дни недели;
  • Знать домашних и диких животных (птиц), уметь описывать их, рассказывать об этих животных (птицах);
  • Уметь определить овощи и фрукты, рассказать о них;
  • Знать профессии людей, уметь рассказать о них;
  • Уметь копировать текст (без прочтения);
  • Знать буквы русского алфавита, уметь правильно и аккуратно писать их, уметь подобрать на каждую букву до 5 слов;
  • Уметь штриховать фигуры в разном направлении;
  • Видеть закономерность, продолжать закономерность (узор);
  • Запоминать до 5 предметов и находить их среди других;
  • Сравнивать предметы, находить общее и различное;
  • Свободно владеть ИЗО-материалом (карандаши, краски), ножницами, клеем, цветной бумагой;
  • Уметь работать с учебником (находить нужную страницу, задание, самостоятельная работа с учебником)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОШКОЛЬНОЙ СТУДИИ «ЗНАЙКА»

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п.

Название предметов.

Кол-во часов в неделю.

Теория

практика

Всего часов.

1.

Вводное занятие.

-

1

-

1

2.

«Считалочка»  

2

24

48

72

3.

«Букварики»

2

24

48

72

4.

«Игралочка»

1

12

24

36

5.

«Радуга»

2

24

48

72

6.

«Грация»

1

10

26

36

7.

Итоговое занятие.

-

-

1

1

Всего:

8

95

195

290

Вводное занятие. Знакомство с воспитанниками, их родителями; беседа о содержании программы.

 «Считалочка»   включает в себя следующие разделы:

  1. Сравнение предметов и совокупностей. Программой предусмотрено изучение способов установления взаимно-однозначного соответствиея между множествами предметов (наложение предметов одного множества на другое; расположение предметов одного множества под другим; составление пар), сравнение на этой основе чисел, как количественной характеристики множеств; формирование понятий «столько же», «больше», «меньше», «равно», «не равно». Программа предусматривает и знакомство с математическими знаками «>», «<».
  2. Числа от 1 до 10. При изучении данной темы учащиеся должны усвоить следующие математические понятия: «число», «цифра», «математический знак», «математическое выражение», «сложение», «вычитание», «число как количественная характеристика групп предметов», «число как порядковый номер предмета».
  3. Величины и геометрические фигуры. При изучении этой темы учащиеся усваивают следующие понятия: «геометрическая фигура», «точка», «прямая линия», «кривая линия», «замкнутые и незамкнутые линии», «отрезок», «луч», «ломаная линия», «многоугольник», «угол», «круг», «шар», «куб», «параллелепипед», «пирамида», «конус», «цилиндр». Программой предусматривается изучение таких величин, как длина и ширина, масса, объем, площадь, в том числе и измерение этих величин.
  4. Пространственно–временные представления. На занятиях происходит уточнение понятий: «шире – уже», «на – над – под», «слева – справа», «спереди – сзади», «внутри – снаружи», «толще – тоньше», «длиннее – короче», «раньше – позже», «тяжелее – легче». Изучение временных понятий и представлений позволяет учащимся правильно ориентироваться в последовательности дней в неделе, месяцев в году, часов в сутках.

Основные разделы, которые изучаются в курсе «Букварики» следующие:

  1. Чтение. Основным содержанием этого раздела является звуко-слоговой анализ слова (темы: «Буквы и звуки», «Слоги», «Слова»). Основными задачами раздела являются знакомство и разделение понятий «звук» и «буква», позиционное место звука и буквы в слове, составление и чтение слогов, подбор слов на данную букву или слог, составление слов из слогов, восстановление нарушенной последовательности букв и слогов в слове.
  2. Письмо. Данный раздел предполагает подготовку детей к изучению написания букв. Он включает занятия по темам: «Пальчиковые тренинги», «Написание элементов букв», «Штриховка фигур», «Узоры из элементов букв».
  3. Развитие речи. Этот раздел предполагает изучение следующих тем: «Культура поведения в различных ситуациях», «Литературные произведения и устное народное творчество», «Структура речи». Дети учатся отвечать на вопросы, составлять предложения, тексты, пересказывать, вести беседу. Во время занятий обогащается активный словарь учащихся.

Курс «Игралочка» направлен на развитие следующих познавательных способностей:

1. Внимания.

2. Памяти.

3. Мышления.

4. Речи.

5. Умения доказывать и отстаивать свою точку зрения.

6. Восприятия.

Курс «Радуга» включает в себя следующие разделы:

  1. Работа с бумагой (знакомство с бумагой как с поделочным материалом, способами работы с бумагой /рисование, аппликация, конструирование/; основные способы изображения /виды изображения/; основные способы аппликативной техники /обрывание, обрезание, объемная аппликация/, конструирование из бумаги; творческие задания).
  2. Работа с тканью (знакомство с тканью как с поделочным материалом, способами работы с тканью /аппликация, вышивка/; творческие работы).
  3. Работа с глиной, тестом, пластилином (знакомство с глиной, тестом, пластилином как поделочным материалом, основными способами работы с материалами; творческие задания).
  4. Работа с природными материалами (знакомство с природными материалами, основными способами работы; творческие задания).

«Грация» включает в себя следующие разделы:

  1. Основными упражнениями для разминки.
  2. Упражнения с мячом, эстафеты.
  3. Народные игры и забавы.

Итоговое занятие. Проведение итоговой контрольной работы; рекомендации родителям на летний период.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

  • Уметь считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
  • Знать состав чисел от 1 до 10;
  • Знать основные геометрические фигуры, уметь их различать;
  • Уметь измерять длину, объем, площадь, массу;
  • Уметь сравнивать множества, уравнивать множества;
  • Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Знать основные пространственно-временные понятия;
  • Уметь ориентироваться в предложенной ситуации.
  • Различать литературные произведения, выделять сюжет, основную мысль, части произведения.
  • Уметь прочитать и пересказать небольшое произведение.
  • Уметь точно копировать элементы прописных букв, уметь написать до 10 слов печатными буквами под диктовку.
  • Уметь работать с бумагой, красками, пластилином, ниткой и иголкой, ножницами, природным материалом.
  • Уметь копировать  простейшие танцевальные движения; четко выполнять спортивные команды.
  • Формирование координационных, силовых способностей, развитие гибкости, выносливости.
  • Уметь сравнивать, выделять общее и различное в предметах, группах предметов, анализировать, классифицировать;
  • Уметь отстаивать свою точку зрения, используя определённые аргументы, «вежливо спорить».


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Реализация программы требует хорошего методического обеспечения. Это и раздаточный материал, наглядные и технические средства обучения, высокохудожественные тексты, репродукции картин известных художников, занимательный и игровой материал. Данный возраст является подготовительным к школе, причем у детей уже есть некоторый запас знаний, умений и навыков, на которые должен опираться педагог в своей работе. Воспитанники  уже имеют определенный словарный запас, пользуются определенными понятиями (хотя большинство из них имеют житейскую направленность), имеют большой запас способов действий, поэтому в ходе занятия педагогу необходимо делать акцент только на то, что они не могут делать самостоятельно.

На занятии активно применяется метод творческого поиска. Дети самостоятельно делают выводы, решают ситуационные задачи. Педагог только контролирует и корректирует действия ребят. Это позволяет всем детям принять участие в учебной деятельности, позитивно влияет на самооценку, позволяет более прочно усвоить новый материал, т. к. самостоятельно найденные решения усваиваются лучше.

При объяснении и закреплении нового материала широко используются творческие задания. Например, на уроках чтения при знакомстве с новой буквой, предлагает детям подумать и сказать, на что похожа данная буква. Каждый ответ обсуждается коллективно, но не отрицается. Смысл задания – позволить каждому ребенку «создать» свою букву. Дома дети воплощают свои творческие искания на бумаге – рисуют и показывают остальным свои буквы. Причем у педагога всегда есть свой вариант буквы и стихотворения об этой букве.

На занятиях широко используется наглядный материал (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихотворениям; раздаточно-иллюстративный материал и т.д.).

На всех уроках педагог дает четкие, ясные указания к заданиям, дети учатся выполнять предъявляемые требования, объяснять, рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения, работать в коллективе.

Некоторые задания носят игровой характер, но дети относятся к любому заданию ответственно, серьезно.

Периодически педагог контролирует уровень развития воспитанников (контрольные работы, контрольное чтение, задания-ловушки, самостоятельные работы).

Для успешного проведения занятий необходимо создание благоприятных условий:

  • эмоционально – положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
  • небольшие группы детей – 12 – 15 человек;
  • педагогическая поддержка каждого ребенка;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей;
  • учет зоны ближайшего развития;
  • соответствующее материально – техническое обеспечение;
  • полная атмосфера доверия и благожелательности.

Механизмом оценки получаемых результатов, прежде всего является эмоционально – положительное состояние ребенка на занятиях: насколько он включен в атмосферу сотрудничества, какова степень его отдачи. Педагог старается оценить любое действие ребенка, направленное на получение нового знания, учитывая степень подготовленности и индивидуальные особенности каждого. Параллельно с этим проводятся специальные занятия, которые позволяют ребенку получить «настоящую» оценку, обязательно положительную, что позволяет добиться преобладания у учащихся мотивов достижения успеха.

Основная форма работы по разделу «Считалочка» - стандартный комбинированный урок, который предполагает повторение изученного, объяснение нового материала и его закрепление. В конце каждого года обучения несколько уроков предполагают закрепление пройденного за год материала. На этих занятиях активно используются нестандартные методы  с использованием игровых форм контроля – задания-ловушки, освобождение героя, помощь жителям страны «Математика».

Занятия раздела «Букварики» строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям не только с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи, но и активно включать новые слова в свою речь, анализировать лексический, синтаксический строй речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Основная форма работы по разделу «Капелька» – беседы с использованием разнообразного наглядного материала (в том числе и видео материала), литературного материала (рассказы, стихи, загадки и т.д.). Темы «Осень – время года», «Растения – наши друзья», «Зима – время года», «Наши друзья – животные», «Весна – время года», «Лето – время года» предполагают проведение лабораторных работ «Календарь погоды», «Зимние заботы», «Я сажаю дерево», «Времена года», «Домашние животные»

Основной принцип работы – объяснение основы, сути выполнения задания, творческий подход к каждому заданию. Педагог  только направляет действия детей, корректирует их. Методическое обеспечение курса достигается за счет использования репродукций картин, литературных текстов, музыкальных произведений, продуктов творческой деятельности людей. Как можно больше вопросов преподавателя и как можно меньше его рассказов – вот важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит деятельностью детей, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Все занятия этого раздела тесно связаны с жизнью, с жизненным опытом детей, что позволяет им глубже понять, осознать изучаемый материал.

Каждое занятие раздела «Радуга» строится по схеме: объяснение педагогом основных приемов работы с материалом – закрепление учащимися этих приемов на практике.

Основной формой проведения занятий по ритмической гимнастике является игра. Подвижные игры в значительно большей степени, чем все другие формы физической культуры, соответствуют потребностям растущего организма в движении. Игра всегда связана с инициативой, творчеством, фантазией, вызывает эмоциональный подъем, отвечает всем законам развивающегося организма, а поэтому всегда желанна. Она становится первой жизненной потребностью ребенка, к удовлетворению которой он сам очень стремиться.

 В игре, как правило, используются естественные движения. Они не только способствуют физическому развитию малыша, но и, что очень важно, стимулируют деятельность его головного мозга, а значит, и всех органов и систем. Игры воспитывают у детей необходимые им в школьной и дальнейшей жизни качества и прикладные навыки, развивают чувство коллективизма и дисциплинированности, умение владеть собой в самых разных ситуациях. В них наиболее полно раскрываются заложенные в ребенке личностные возможности. Методика работы по курсу «Грация» предусматривает постепенное изучение упражнений, танцев, игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Работа по данному разделу проводится следующим образом: разучивание основных упражнений разминки (подготовка мышц к работе); разучивание игр, танцев.

В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы контроля: тестирование на начало учебного года (для выявления начального уровня развития детей); периодически повторяющийся контроль (для выявления результативности процесса обучения, при необходимости проводится коррекция) в форме тестирования, контрольных работ, самостоятельных работ; итоговый контроль (выявление уровня подготовки учащихся к обучению в школе).

В процессе реализации программы идет и воспитательная работа, цель которой – подготовить детей к общению в коллективе со сверстниками, с учителем. Осознание своей роли в учебном процессе и в обществе в целом. Воспитательная работа включает в себя следующие формы работы:

  • Беседы: «Профессия учитель», «Песни военных лет», «День защитников Отечества».
  • Праздники:«День знаний», «Золотая осень», «Новый год», «8 марта», « Выпускной вечер».
  • Экскурсии: «Ребятам о зверятах», «Растения, которые нас окружают», «Жили были (о жизни крестьян Ставропольской губернии)», «История национального костюма», «Времена года».

Воспитательная сторона предполагает участие дошкольников и их родителей в мероприятиях, проводимых в Центре. Это позволяет не просто познакомиться с коллективами, но и почувствовать себя настоящими артистами, ощутить всю прелесть сцены (и ответственность за свои действия). Такие мероприятия подготавливают воспитанников дошкольной студии к последующему поступлению в коллективы Центра. Это обеспечивает непрерывность и преемственность образовательного процесса Центра.

Реализация данной программы невозможна без участия в ней родителей. Для родителей открыта школа «Мой ребенок идет в первый класс». Работа с родителями проходит в виде бесед («Психологические особенности дошкольника – младшего школьника: кризис 7 лет», «Готовность дошкольника к обучению в школе», «Домашние задания: что делать, как их выполнять», «Подвижный ребенок: отклонение или норма?», «Детские праздники»), социально – психологических тренингов, собраний, консультаций, выполнения совместных работ по предметам, открытых занятий.

Программа предполагает диагностическую и коррекционную работу психолога с воспитанниками. В начале учебного года проводится начальное тестирование детей 6 лет с целью выявления уровня развития на начало учебного года. По результатам начального тестирования психолог даёт рекомендации педагогу и родителям. В конце учебного года проводится контрольное тестирование, целью которого является выявление уровня готовности воспитанников к обучению в школе. Также по результатам контрольного тестирования даются рекомендации родителям о необходимых занятиях в летний период. По необходимости проводится промежуточное тестирование.


Литература.

  1. Программы подготовки дошкольников по курсам
  • Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина; «Математика»
  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, «Развитие речи и обучение грамоте»
  • А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Окружающий мир»;
  • О.А. Куревина. «Синтез искусств»
  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!". Москва. 1983 г.
  2. Антипина Е. А. «Музыкальные праздники в детском саду», Москва,2002 г.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей», Москва, 1989 г.
  4. Бардин К.В. «Подготовка ребенка к школе», Москва, 2003 г.
  5. Г.В.Беззубцева, Т.Н.Андриевская «Развиваем руку ребенка, готовим её к рисованию и письму», Москва, 2003 г.
  6. Безруких М.М., Ефимова С.П., Князева М.Г. «Как подготовить ребенка к школе», Тула, 1996 г.
  7. Безруких М.М. «Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей», Москва, 2001 г.
  8. Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 1995 г.
  9. Бурменская Г.В., Карабановпа О.А., Лидерс А.Г. «Возрастно – психологическое консультирование», Москва, 1991 г.
  10. Валявский А.С. «Как понять ребенка», СПб, 1998 г.
  11. Вегнер Л.А., Вегнер А.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?», М., 1994 г.
  12. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Подготовка ребенка к школе. Задачи, упражнения, диагностиека», Москва, 1994 г.
  13. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии», СПб, 1999 г.
  14. «Готов ли ваш ребенок к школе (мышление, моторика, тесты)», М. 1996г.
  15. «Готовимся к школе книга для родителей будущих первоклассников», Москва, 1999 г.
  16. Готовность к школе  / Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1995 г.
  17. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.
  18. Дубровина И.В. «Готовность к школе (развивающие программы)», Москва, 2001 г.
  19. Ильина М.Н. «Подготовка к школе (Развивающие упражнения и тесты)», СПб, 1999 г.
  20. Кашапов Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности», Москва, 2003 г.
  21. Ковалева Е.С., Синицина Е.И. «Готовим ребенка к школе», Москва, 2001.
  22. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к школе», Москва, 1991 г.
  23. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.
  24. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Москва, 1990 г.
  25. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г.
  26. Наумова Л.А. «Познавательные праздники – досуги для дошкольников», Москва, 2003 г.
  27. Немов Р.С. «Психолдогия», Москва, 2002 г.
  28. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества», М., «Просвещение», 1990г.
  29. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Комплексная диагностика готовности детей к обучению в школе», Ярославль, 1999 г.
  30. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе», Москва, «Владос», 2002 г.
  31. Нижегородцева Н.В. «Развитие познавательных процессов и личности в старшем дошкольном возрасте», Ярославль, 1996 г.
  32. Никитин Б.П. «Как измерить уровень развития ребенка», Москва, 1998 г.
  33. Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания», Москва, 2002 г.
  34. «Особенности психического развития детей 6-7 - летнего возраста». Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва, 1988.
  35. Петраков А.В., Девина И.А. «Готовимся к школе: учебное пособие для письменных творческих заданий», Москва, 1989 г.
  36. А.В. Петраков, И.А. Девина «Готовимся к школе», Изд-во «ОСЬ-89», 1999г.
  37. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова, «Осенние праздники, игры и забавы для детей», М., 2000г.
  38. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова, «Летние праздники, игры и забавы для детей», М., 2000г.
  39. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова, «Весенние праздники, игры и забавы для детей», М., 2000г.
  40. В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова, «Зимние праздники, игры и забавы для детей», М., 2000г.
  41. А. Попов «Музыкальные игры – сказки», Краснодар, 1992 г.
  42. Рогов  Е. И. «Настольная книга практического психолога», Москва, 2002г
  43. Свиридов Б.Г. «Ваш ребенок готовится к школе», Ростов-на Дону, 2000.
  44. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова «И учеба, и игра: русский язык», Ярославль, Академия развития, 1998г.
  45. Т.И. Тарабанина, Н.В. Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, Академия развития, 1998г.
  46. Т. В. Тарунтаева «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников», Москва, 1980 г.
  47. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «350 упражнений для подготовки детей к школе», М., 2000г.
  48. Чередникова Т.В. «Тесты для подготовки детей в школы», СПб, 1996 г.
  49. Черемошкина Л.В. «Развитие памяти детей: популярное пособие для педагогов и родителей», Ярославль, 1997 г.
  50. Черемошкина Л.В. «Развитие внимания детей: популярное пособие для педагогов и родителей», Ярославль, 1998 г.
  51. Эльконин Д.Б., « Психология игры», Москва, 1978 г.
  52. Журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников», «Начальная школа: плюс – минус».
  53. Методические пособия из серии «Детский сад: день за днём», Ярославль, 2003 г.
  54. Учебные и методические пособия из серии «Школа для дошколят», «Росмен», 2002 г.
  55. 200 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 5−6 лет, Костылева Н.Ю.
  56. Серия книг Узоровой О.В., Нефедовой Е.А. «Большая книга для подготовки к школе», «350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования» и т.д
  57. Уроки для дошколят, А. С. Матвеева, Н.Н. Яковлева.
  58. Учимся писать буквы и цифры. Для мальчиков - Дмитриева В.Г. , 2014 г.
  59. Серия книг «Ломоносовская школа», издательство «Эксмодетство», Москва, 2017г..
  60. Серия книг авторской парциальной образовательной программы «Математические ступеньки», Колесникова Е.В, 2017 г.
  61.  Серия книг учебно – методического комплекта программы для дошкольников « Школа 2000»
  62. Серия книг «Библиотека детского сада» в контексте ФГОС ДО , издательство ТЦ «Сфера», 2017 г.
  63. Серия книг Олеси Жуковой «Клуб веселых дошколят»: «Букварь», «Развивающие игры для будущих первоклассников», издательство «Астрель», издательство «Сова» СПБ, 2008 г.
  64. Серия книг "Детский сад. Шаг за шагом".
  65. Б.С.Волков, Н.В. Волкова, серия книг «Детскому психологу», издательство «Питер», 2008г.
  66. А С. Герасимова «Тесты для подготовки к школе», серия «Внимание, дети», издательство «Айрис – Пресс», 2004г.
  67. Серия книг по японской методике индивидуального обучения KUMON.


Литературный материал.

Младшая группа (первый  год обучения)

  1. Русская народная сказка «Теремок»
  2. Русская народная сказка «Колобок»
  3. Русская народная сказка «Репка»
  4. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  5. Русская народная сказка «Кот и лиса»
  6. Русская народная сказка «Зимовье зверей»
  7. Русская народная сказка «Три медведя»
  8. Русская народная сказка «Девочка – снегурочка»
  9. Русская народная сказка «Гуси - лебеди»
  10. Русская народная сказка «Жихарка»
  11. У солнышка в гостях» пересказ С. Могилевской
  12. Вл. Степанов «Кошка – крошки»
  13. Вл. Степанов «На зарядку по порядку»
  14. Вл. Степанов «Зайкина шубка»
  15. Вл. Степанов «Почему не спят котята?»
  16. Вл. Степанов «Про Ваню»
  17. Вл. Степанов «Орешек»
  18. Вл. Степанов «Учебник для малышей. Животный мир России»
  19. Вл. Степанов «Веселая компания»
  20. Вл. Степанов «Зернышки на солнышке»
  21. К. Чуковский «Муха – Цокотуха»
  22. К. Чуковский «Мойдодыр»
  23. К. Чуковский « Путаница»
  24. К. Чуковский «Айболит»
  25. Е Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине», Научу обуваться братца», «Загадка».
  26. В.Д. Берестов «В гости к нам пришли матрёшки»
  27.  В. Можаева «Золотая пчелка»
  28. В. Можаева «Светлячок»
  29.  С. Капутикян «Маша обедает»
  30.  А.Прёйсн «Про козленка, который умел считать до 10».
  31. «Котенок, который забыл, как надо просить есть» пер.с еврейского Р.Баумволь
  32.  Л. Мур «Крошка Енот или Тот, кто сидит в пруду»
  33.  Агния Барто «Мишка», «Слон», «Самолёт», «Лошадка», «Грузовик», «Мячик», «Бычок», «Козлёнок», «Зайка».
  34.  Д. Трубин «Озорной медвежонок»
  35.  Е Пыльцина «Любопытный котенок»

Средняя группа (второй год обучения)

  1. Маршак С.Я. «От одного до десяти. Веселый счет»
  2. Маршак С. Я. «Веселая азбука»
  3. «Зайка – траву поедайка и его семья» пер.с еврейского Р.Баумволь
  4. Сергей Михалков «Мой щенок»
  5. Сергей Михалков «Трезор»
  6. Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
  7. Сергей Михалков «Песенка друзей»
  8. Сергей Михалков «Котята»
  9. Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»
  10. Э. Успенский «Про Веру и Анфису»
  11. К. Чуковский «Тараканище»
  12. К. Чуковский «Мойдодыр»
  13. К. Чуковский «Айболит»
  14. К. Чуковский «Телефон»»
  15. Вл. Степанов «Учебник для малышей. Животный мир России»
  16. Вл. Степанов «Учебник для малышей. Животный мир земли»
  17. Русская народная сказка «Сивка - бурка»
  18. Сказки по мотивам мультфильмов. «Раз, два – дружно!», «Про бегемота, который боялся прививок», «Мы ищем кляксу», «Лунтик и его друзья»и т.д

Старшая группа (третий год обучения).

  1. Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
  2. А.Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»
  3. Сергей Михалков «А что у вас?»
  4. Дж. Родари «Приключения Чиполино»
  5. В. Катаев «Цветик – семицветик»
  6. К. Чуковский «Мойдодыр»
  7. К. Чуковский «Айболит»
  8. К. Чуковский «Федорино горе»
  9. П Ершов «Конек – горбунок»
  10. Вл. Степанов «Учебник для малышей. Животный мир России»
  11. Вл. Степанов «Учебник для малышей. Животный мир земли»
  12.  Э Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
  13. Русская народная сказка «Сивка - бурка»


Дидактический материал.

  1. Плакаты «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Растения леса», «Время», «Дом» (Худ. Н. Князева);
  2. Развивающие игры изд. «Росмен»: «Счет», «Алфавит», «Цифры», «Вычитание», «Сложение», «Сравнение»;
  3. Развивающие игры изд. «Радуга»: «Почитайка», «Забавные превращения», «Зоопарк настроений», «Забавные профессии»;
  4. Развивающие игры изд. «Умка»: «Мои любимые сказки»;
  5. Обучающая игра «Школа для дошколят»: 2»Поиграем, почитаем», «Поиграем, посчитаем», «Где чья мама?», «Геометрическое лото»;
  6. Демонстрационный материал по разделам: «Дом» Деревья в картинках», «Овощи в картинках», «Животные. Какие они?», «Времена года. Какие месяцы в году.», «Профессии в картинках», «Фрукты в картинках»;
  7. Дидактический материал изд. «Страна фантазий» серия «Окружающий мир»: «Народное творчество», Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные» (автор С. Вожринцева);
  8. Дидактический материал изд. «Страна фантазий» серия «Раскраски»: «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Матрешки», «Весна», «Зима», «Лето», «Осень»;
  9. Раздаточно - иллюстративный материал: «Дикие звери», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Кто из детей поступает правильно», «Где чья мама?»,  «Соедини картинку с нужной цифрой», «Цифры и числа (1-10)», «Учимся рисовать животных (птиц, насекомых, человека)», «Раскрась по правилу» и т.д;


Приложение 1

Тема: ЛЕТО.

(1 год обучения, курс «Капелька»)

Цель: Уточнить у детей общее представление о лете, как о времени года, о его характерных признаках, развивать слуховое и зрительное внимание, тактильное восприятие, мелкую моторику, активизировать словарь.

Материалы: картинки с изображением лета, девочки и мальчика, изображение ягод разного размера, цвета формы.

Ход занятия.

  1. Педагог предлагает детям вспомнить о лете. Где вы были этим летом? Что вы любите делать летом? Кто помогал бабушке на даче.

Послушайте стихотворение про такого же малыша, как и вы, который тоже трудился на даче летом.

Я носила воду, воду

От колодца к огороду,

А потом носила в сад,

Поливала десять гряд.

И на грядке – погляди-ка! –

Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,

Всех подружек созову!

О ком идет речь в стихотворении? Почему вы думаете, что в стихотворении говорится о девочке?

Что делала девочка в стихотворении?

А если бы эту работу выполнял мальчик, то как бы мы сказали об этом?

  1. А где брал воду ребенок? (в колодце)

Давайте и мы польем наш огород. (педагог дает детям листы с нарисованными на них огородом и дорожкой; дети «идут» перебирая указательным и средним пальцами).

  1. Физминутка. «Дождик»

  1. А что у нас выросло в огороде? (детям раздаются ягодки)

Давайте рассмотрим и сравним одинаковые или нет ягодки. (педагог называет ягодки и описывает их, дети находят ягодки у себя).

Сравните ягодки:

Эта маленькая, а это ... (большая)

Эта красная, а эта... (зеленая).

Эта треугольная, а эта.. (круглая).

Эта с хвостиком, а эта... (без хвостика).

  1. Чтение В. Берстова «Веселое лето».

Приложение 2.

Тема: ЗДРАВСТВУЙ, КАРАНДАШ!

(1 год обучения, курс «Радуга»)

Цель: Развитие мелкой моторики руки, артикуляционного аппарата.

Оборудование: карандаш демонстрационный, карандаши не отточенные с гранями.

Ход занятия.

«Все дети любят рисовать. Красиво рисовать можно научиться. А что нам необходимо для рисования? (карандаши). И вот сегодня мы будем играть с карандашиками. (рассмотреть карандашики – не отточенные и отточенные)

А что еще помогает нам рисовать? (наши пальчики) давайте поиграем с нашими пальчиками,

Упражнение 1. Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. (дети перекатывают карандаш между двумя ладонями)

Послушайте, как он шумит! Послушайте правым ухом (поднести карандаш к правому уху и попереть его – «пошуметь»). Пошумим у левого уха. А теперь я послушаю, как он шумит у вас. (наклониться к одному – двум детям). Молодцы!

Физминутка «Ежик»

Ежик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Надо пальчики загибать (разгибать)

На слова стихотворения дети по очереди зажимают (разжимают) пальчики.

Упражнение 2. «Веер». Зажмите карандаши в четырех пальцах правой руки, согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашом к ладоням и снова верните их на место. Проделайте тоже самое с левой ручкой.

Физминутка «Цыпленок».

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день крутил.

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать

Поднимать и опускать.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Наклонились влево, вправо.

Хорошо на свете, право!

А потом гулять пошел,

Червячка себе нашел.

Упражнение 3.«Тихо – громко». А сейчас мы поиграем в игру «Тихо – громко». Наш друг карандаш будет играть вместе с вами.

«Однажды мама – курица позвала цыплят поклевать зернышки. Цыплята клевали их тихо, они маленькие.

Давайте покажем, как они это делали. Возьмите в руки карандаш (вертикально всеми пальчиками). Постучим ими по столу, тихо, тихо, как цыплята.

Цыплята поклевали зернышек и вместе с курицей пошли гулять. В густой зеленой траве они увидели червячков. Мама – курица показала им как их клевать (дети стучат тихо ребром карандаша, карандаш зажат как при письме).

Упражнение 4. «Насыпаем цыпленку зернышек». Педагог раздает детям листы с нарисованными в центре цыпленком. «Цыпленок вышел погулять, свежей травки пощипать. И ему захотелось поклевать зернышек». (Дети берут отточенный карандаш и «насыпают» зернышки на своих листочках – карандаш держать вертикально).

А еще ему захотелось червячка. Давайте нарисуем ему червячков. (дети берут карандаш как при письме и рисуют червячков).

Упражнение 5. Для артикуляционного аппарата «ОКОШКО».

Итог. Педагог просит детей еще раз повторить упражнения, которые они выучили на уроке.


Приложение 3.

Тема: «КИСТОЧКА – МАМА РАССКАЗЫВАЕТ».

(2 год обучения, курс «Радуга»)

Цель: Вызвать у детей интерес к освоению нового изобразительного материала (краски). Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам. Побуждать правильно держать кисть обмакивать ее в краску, лишнюю снимать о край баночки, промывать кисть в воде и осушать.

Материал: Кисточка – мама (украшенная большая кисть), кисти, краски, гуашь одного цвета, ½ альбомного листа.

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям КИСТОЧКУ - МАМУ, обращая внимание на ее глаза, рот волосы и рассказывает: «Жила – была КИСТОЧКА – МАМА, и было у нее много КИСТОЧЕК – ДОЧЕК. Они очень хотели рисовать и поехали в одну студию, чтобы вместе с ребятами сделать много красивых рисунков. Но скоро все кисточки вернулись в слезах.

КИСТОЧКА - МАМА: - Почему ты плачешь, доченька?

КИСТОЧКА – ДОЧКА: - Дорогая мамочка! Знаешь, к каким детям я попала! Они опускали меня в краску вот так (полностью хвостик и железная шапочка). Ой! Глаза щиплет, в рот попало, как невкусно! Помойте меня скорее! (ополоснуть кисточку в воде). Когда в краске только волосики, мне не больно, я все вижу и буду хорошо рисовать. А потом надо не забыть отжать лишнюю краску о край баночки.

Воспитатель убеждает кисточки, что в этой группе нет таких невоспитанных детей (спросить у детей) и им нечего бояться. Затем объясняет и показывает детям, как правильно держать кисть тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая палочку. Держать кисть надо в том месте, где металлическая часть переходит в деревянную. Демонстрируя, как надо обмакивать кисть в краску, как снимать лишнюю краску, воспитатель располагает баночку с краской на уровне глаз детей..  КИСТОЧКА – МАМА предлагает детям попробовать набрать краску и снять лишнюю о край баночки.

Воспитатель показывает как надо рисовать кисточкой (не водить железной частью по листу, а только волосиками), дети повторяют.

КИСТОЧКА – МАМА предлагает ребятам что-нибудь нарисовать, а по окончании работы спрашивает, что нарисовал ребенок.

Затем предлагает детям промыть кисточки в воде и напоминает, что в другой студии дети небрежно промывали кисточки вытирали волосики и кисточкам было больно. Для того, что бы кисточкам было приятно, надо тщательно промыть ворс в воде, а затем легко приложить к бумажной салфетке. КИСТОЧКА – МАМА хвалит каждого ребенка за то, что он все правильно сделал и не обидел кисточку – дочку.


Приложение 4

АСТРЫ В ВАЗЕ.

(3 год обучения, курс «Радуга»)

Цель: продолжать учить рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть; углублять представления о цвете и геометрических формах; воспитывать любовь ко всему живому.

Материал: альбомный лист с карандашными контурами вазы и трех больших кругов; гуашь розового, желтого, сиреневого и зеленого цвета, две кисти; картинки или открытки с изображением астр.

Ход занятия.

1. Вводная беседа.

  • Отгадайте загадку: Белые, бордовые,

Пестрые, лиловые…

Осенние предвестники,

Ромашек летних крестники,

На клумбах и на грядках

С травой играя в прятки,

В ковер один сольются…

Как они зовутся?        (ответы детей)

  • Правильно, астрами. Давайте вспомним другие цветы.
  • Цветы, полевые и садовые, дарят людям красоту. Сорванный букет завянет, а вот нарисованные на бумаге цветы долго будут радовать нас, напоминая о теплых, солнечных днях.
  • Давайте рассмотрим нарисованные на картинках цветы (дети рассматривают, уточняют форму астр, цвета, которыми они будут пользоваться, рассматривают контур вазы)

2. Рисунок цветов.

Дети набирают кистью гуашь и тычками рисуют цветы, затем тонкой кистью – стебли и листочки.

3. Физминутка. Представьте, что вы – астры и растете на клумбе. Возьмитесь за руки, присядьте.

Мы – астры, астры, астры,

 на клумбе мы растем.

Медленно поднимаются, потом поднимают руки.

Нас дюбят не напрасно,

 когда мы расцветем.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Мы – красивые цветы,

мы – веселые цветы.

Делают махи руками вперед – назад.

4. Рисунок вазы.

Дети возвращаются на рабочие места и тычками закрашивают вазу. В конце занятия можно прочитать детям любое стихотворение о цветах.

5. ИТОГ. Составление выставки «Цветы для мамы».


Приложение 5

В КУКОЛЬНОМ ТЕАТРЕ.

(3 год обучения, курс «Грация»)

Цель: укрепление здоровья детей посредством физической культуры.

Задачи:

  • Формирование правильного отношения детей к физкультурным занятиям; формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.
  • Воспитание правильного отношения к театру.

Ход занятия.

  1. Разминка.

Педагог. Ребята, вы были когда-нибудь в кукольном театре? Какой спектакль вы смотрели? Что видели там? А хотите еще раз попасть в театр? Тогда возьмитесь за руки, и я поведу вас в сказочный мир кукольного театра. Пойдемте вместе со мной. (ходьба змейкой по залу под знакомую песенку)

Наконец-то мы пришли. Помните, чем открывал потайную дверь Буратино? У меня тоже есть золотой ключик. Вот он, какой красивый, весь сверкает (педагог показывает воображаемый ключ). Вставляю ключ в замочную скважину, и дверь открыта (имитирует, сопровождая звуковым сигналом – колокольчик, волшебный звук и т.д)

Ребята, дверь открыта, а за ней темно – темно, ничего не видно. Я дам каждому из вас по свече. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А теперь ее надо зажечь, а вы прикройте ладонью от ветра, чтобы не затухла (имитирует зажигание). Посмотрите вокруг. Светло стало?

Впереди лестница, она спускается вниз. Ну, что, вы не боитесь идти по ней? Тогда будем спускаться. Только свечи несите осторожно, не торопитесь, чтобы не упасть и никого не столкнуть (имитация движении вниз – ходьба с постепенным приседанием до корточек)

А теперь лестница поднимается вверх ( ходьба с приседанием до полного роста). Все выше и выше.

  1.  Гимнастика.

БОМ – БОМ – БОМ! Это волшебные часы. Когда они пробьют 12 все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути.

Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку.

Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. (согнуть руки перед собой, двигать их по кругу). 

Тик – так, тик – так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла.

«БОМ – БОМ» - забили часы. Давайте вместе сосчитаем до 12

Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому на руку надену веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова Петрушки. Какой веселый Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец.

А теперь вы сами станете Петрушкой. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует. Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как тряпочка. Наклонитесь, голова и руки повисли, расслабились. (Дети все это показывают)

А еще в театре есть куклы – марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы превратились в кукол – марионеток. Пока веревочки ослаблены, все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки, как ниточки болтаются. (показывают)

Но вот дернули за одну веревочку – поднялась голова, за другую – поднялась рука и т.д (каждая часть тела).

А теперь я вас превращу в Пьеро – тряпичная кукла. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено. Поднимает руку, а она падает. Поднимает ногу, она тоже падает (ноги и руки поднимает педагог).

  1. Общение.

Садитесь, давайте отдохнем и немного поговорим. В сказке «Буратино» есть еще и лиса Алиса. Какая она? (хитрая, обманщица). Покажите, какая лиса хитрая. Глазки прищурила, губки сжала, лапки перед собой сложила. (покажите, ребята хитрую лису).  А какой Карабас Барабас? (злой, брови нахмурены, губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногами топает, бородой трясет)

Вы боитесь его? Давайте скажем вместе: «Злой ужасный Карабас, не боимся больше вас!»

  1. Завершение.

Пора возвращаться в класс. Давайте на прощанье потанцуем вместе под веселую песенку Буратино.


Приложение 6

Тема: "КОГДА ТЫ СТАНЕШЬ ВЗРОСЛЫМ".

(2 год обучения, курс «Капелька» )

Цель:      -    дать понятие "профессия" и ее виды;

  • развитие речи, мышления;
  • воспитание любви к труду, уважения к людям любой профессии.

Оборудование: стихи В. Маяковского "Кем быть?", А. Разцветникова "Заходите в мой сад", карточки с нарисованными атрибутами профессий, учебник.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания: придумать и нарисовать по одному символу (значку) к временам года.
  3. Начало урока. Учитель читает стихотворение В. Маяковского "Кем быть?" (см. приложение).

Учитель: "Ребята о чем говорится в этом стихотворении?" [О профессиях; чтобы кем-то стать, нужно учиться]>.

  1. Беседа.

Учитель: "Ребята, а какие профессии вы знаете? [Учитель, повар, юрист, космонавт, парикмахер и т.д] Да, профессий много. И вам предстоит выбрать одну из них. Кто хочет стать врачом, учителем, поваром, рабочим на заводе, водителем и т.д."

Учитель: "Ребята, а вы знаете главные вещи ваших профессий? Давайте проверим". [Учитель показывает рисунки с атрибутами профессий, дети отгадывают и доказывают, что это – именно та профессия].

Учитель: "Молодцы, ребята, вы все правильно угадали профессии. А теперь задание посложнее: узнать профессию по стихотворению. [Учитель читает стихотворения А.Разцветникова о садовнике, кондитере, пастухе, кузнеце, сапожнике, парикмахере, пожарном, продавце и т.д. Дети поднимают руку и отгадывают].

Учитель: "Ребята, а как вы думаете какая профессия важнее?

[Дети пытаются доказать свои ответы, учитель опровергает их версии. Учащиеся должны прийти к выводу, что все профессии одинаково важны].

Учитель: " Рассмотрите картинки. Что на них изображено?" [Люди разных профессий: учитель, врач, шофер и т.д. ].

Учитель: "Ребята, а кто по профессии ваши родители? Чем они занимаются?"

[Выслушиваются рассказы 5-6 человек].

  1. Домашнее задание: нарисовать в тетрадях, кем вы станете через 10-15 лет.
  2. Итог: С чем мы сегодня познакомились? О чем разговаривали? Какие выводы вы сегодня сделали для себя?


Приложение 7

Тема: "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛУНУ"

 (урок-путешествие, 3 год обучения, курс «Считалочка».).

Цель: 

  • закрепить знания по геометрии, проверить знание основных геометрических понятий;
  • развитие памяти, логического мышления, математической речи, внимания, творческих способностей;
  • воспитание аккуратности, любознательности; формирование мировоззрения.

Оборудование: карта-схема звездного неба, карточки с заданиями, раздаточный материал, цветные карандаши, веревочка для измерения расстояний, элементы робота, вырезанные из картона, нарисованные на картоне герои.

Ход занятия:

  1. Орг.момент.
  2. Начало занятия:
  • Ребята, к нам в класс пришло письмо: "Помогите! SOS! Беда на Луне…" Что же случилось? Мы не можем оставить без внимания сигнал бедствия, мы полетим спасать лунатиков. И вместе с нами путешествие совершат наши друзья Ластик, Линейка и Карандаш.
  1. Основная часть.
  1. Карандаш: - Но ведь для того, чтобы полететь на Луну, нам надо собрать ракету. Я вот тут нарисовал чертеж ракеты, но запутался. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

  1. Линейка: - А мы с Ластиком нашли карту звездного неба и попытались составить маршрут. Как вы думаете, по какому пути мы быстрее прилетим на Луну? И почему?

  • Итак, 4, 3, 2, 1, пуск. Полетели!
  1. Учитель: - Ребята, какую форму имеет Луна? Пока мы летим, давайте нарисуем ее.
  2. Учитель: - А вот и лунатики! Что случилось, друзья?

Лунатики: - Злой волшебник сломал нашего главного робота, а без него мы как без рук. Он наш учитель, помощник и друг. Помогите нам его собрать.

  1. Учитель: - А где же сам волшебник?

Лунатики: - Мы не знаем. Он замаскировался под геометрическую фигуру, и мы никак не можем его найти. Ребята, подскажите, какая фигура здесь лишняя и почему?

  1. Заключение.

Лунатики: - Спасибо, ребята, вы нам очень помогли. Прилетайте к нам еще. До свидания.

Учитель: - Ну вот, ребята, помогли жителям Луны. А теперь пора домой. 4, 3, 2, 1, пуск.

  1. Итог занятия.

Учитель: - Вот мы и дома! Понравилось вам путешествие? Хотели бы вы еще раз отправиться в полет на Луну?


Приложение 8

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ.

Праздник Нового Года у дошкольников 2 года обучения.

Сцена украшена снежинками, посередине – елка, за ней – домик, в окошке горит свет.

Вед: (звучит музыка зимы, голос за кадром), наступила зима. Запели метели. Птицы улетели на юг. Все звери спрятались в норки, залегли в спячку. Тишина в лесу. Лишь в домике у Зайчика горит свет, слышна веселая музыка и звонкий смех.

Зайчиха: Наши детки веселятся

И мороза не боятся,

Они танцуют и поют

И гостей к себе зовут.

Ну–ка, ну–ка, ребятишки,

Ну-ка, ну-ка, шалунишки,

Садитесь под елочку

Колючие иголочки.

Ну-ка кто у нас в гостях?

Зайчата: ХОРОШО, ХОРОШО

НАМ, ЗАЙЧАТАМ СМЕЛЫМ.

МЫ ЗИМОЙ, МЫ ЗИМОЙ

РАДЫ ШУБКАМ БЕЛЫМ.

ПРЫГ – СКОК, ПРЫГ – СКОК,

РАДЫ ШУБКАМ БЕЛЫМ.

СЕРЫЙ ВОЛК НИПОЧЕМ,

НЕ СТРАШНА ЛИСИЦА,

МЫ ТЕПЕРЬ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ

МОЖЕМ ВЕСЕЛИТЬСЯ.

ПРЫГ – СКОК, ПРЫГ – СКОК,

МОЖЕМ ВЕСЕЛИТЬСЯ. (песенка зайчат)

Бельчата: МЫ БЕЛОЧКИ – РЕЗВУШКИ,

МЕТЕЛОЧКАМИ УШКИ,

СКОК, СКОК, СКОК,

ВЗЛЕТЕЛИ НА СУГРОБ.

МЫ БЕГАЕМ, ИГРАЕМ,

ДРУГ ДРУГА ДОГОНЯЕМ.

ТАМ – ТАМ – ТАМ,

БЕЖИМ МЫ ПО КУСТАМ.

МЫ БЕЛОЧКИ – ПУШИНКИ

КРАСИВЫ, КАК КАРТИНКИ.

РАЗ – ДВА – ТРИ

МЫ КРУЖИМСЯ, СМОТРИ! (песенка бельчат)

Сова: Я СОВА – НОЧНАЯ ПТИЦА.

НОЧЬЮ ПЕТЬ Я МАСТЕРИЦА.

НОЧЬЮ СПЯТ ВСЕ ЗВЕРИ, ПТИЦЫ,

МНЕ, СОВЕ, ОДНОЙ НЕ СПИТСЯ,

ВО ВСЕ СТОРОНЫ ГЛЯЖУ –

ЛЕС ДРЕМУЧИЙ СТОРОЖУ.

ТИХО – ТИХО Я СИЖУ,

ЛЕС ДРЕМУЧИЙ СТОРОЖУ.

У – У – УХ.  (Песенка совы)

Снегири: МЫ МОРОЗА НЕ БОИМСЯ,

НА МОРОЗУ ЗАКАЛИМСЯ.

ВЕСЕЛИМСЯ ДО ЗАРИ

СНЕГИРИ… СНЕГИРИ…

КРАСНОГРУДЫЕ КОМОЧКИ,

НА СНЕГУ МЫ, КАК ЦВЕТОЧКИ,

НА ВЕТВЯХ, КАК ФОНАРИ,

СНЕГИРИ… СНЕГИРИ…(песенка снегирей)

Сорока: МНЕ, СОРОКЕ – БЕЛОБОКЕ,

ВСЕ ИЗВЕСТНО.

ВСЕ, ЧТО ВИЖУ,

ВСЕ, ЧТО ЗНАЮ,

ИНТЕРЕСНО.

Я НА ДЕРЕВЕ СИЖУ,

ВО ВСЕ СТОРОНЫ ГЛЯЖУ:

КТО ПРОЕДЕТ, КТО ПРОЙДЕТ –

ОТ МЕНЯ ОН НЕ УЙДЕТ. (песенка сороки)

Зайчиха: К НАМ ПРИШЛИ НА НОВЫЙ ГОД

ПЕТУШОК И СЕРЫЙ КОТ.

Кот: МЯУ –МЯУ,

Я ПУШИСТЫЙ СЕРЫЙ КОТ

ПОЛОСАТЕНЬКИЙ ЖИВОТ,

КОГОТКИ НА ЛАПКАХ

КОГОТКИ – ЦАРАПКИ.

Петух: КУ-КА-РЕ-КУ, КО- КО- КО

ЕЛКУ ВИЖУ ДАЛЕКО.

Я – ОТВАЖНЫЙ ПЕТУШОК

ЗОЛОТИСТЫЙ ГРЕБЕШОК,

В ДРАКЕ ВСЕХ Я ПОБУЖДАЮ.

НЕ УЙДЕШЬ, ТАК ИСПУГАЮ!

КУ – КА – РЕ – КУ!

Конкурсы:

  1. Зайчиха: Проходите, белки, зайки

Места хватит на лужайке.

Вселиться будем с вами,

Угощу вас леденцами.

Всем ребяткам, всем зверяткам,

Загадаю я загадки.

Кто загадку отгадает,

Тот подарки получает.

ЗАГАДКИ О ЗИМЕ, НОВОМ ГОДЕ.

  1. Зайчиха: Чем бы нам еще заняться

Чтобы Волка не бояться.

ИГРА «УКРАСЬ ЕЛОЧКУ»

Зайчиха: Этот день мы ждали долго,

Очень долго, целый год,

Запевай, звени под елкой,

Новогодних хоровод.

Танец  «Если добрый ты..»

СЦЕНА: дети сидят на стульчиках. Один зайчонок сидит под елочкой и плачет.

Зайчиха: Что такое, что случилось,

Что с зайчонком приключилось?

Он не прыгает, не скачет,

Он сидит и громко плачет.

Зайчиха: Что случилось, мой сынок.

Зайчонок: На нашей елке нет Деда Мороза.

Без Дедушки Мороза

Снежинки не летят,

Без Дедушки Мороза

Узоры не блестят.

Без Дедушки Мороза

И елки не горят,

И нету без Мороза

Веселья для ребят!

Зайчиха: Ой, и правда. А что же делать, как нам быть.

Дети: Надо позвать Деда Мороза.

Зовем Дедушку Мороза.

Дед Мороз: Здравствуй, праздник долгожданный,

В блеске звезд!

Зайчиха: Здравствуй, здравствуй, гость желанный,

Дедушка Мороз!

Дед Мороз: Пусть летят наши дни золотые,

Пусть горят новостроек огни.

С Новым Годом, друзья дорогие!

С Новым Годом, родные мои!

Где у вас тут хоровод?

Надо встретить Новый Год!

«Песенка про елочку»

ДЕД МОРОЗ: Закрывайте глазки детки,

Дед Мороз несет конфетки.

Ты, шкатулка, открывайся,

Открывайся поскорей,

Очень просим, постарайся,

Постарайся для друзей.

Дети рассказывают Деду Морозу стихотворения, он им дарит подарки.

Зайчиха: Огни на елке хороши,

Звезда сияет ярко.

Друзья, спасибо от души,

Дороже нет подарка!

Зайчонок: Час за часом, день за днем

Мы очень быстро подрастем,

И все, что нынче снится,

Тогда осуществится.

ЗАЙЧИХА ПРИГЛАШАЕТ ВСЕХ НА ЧАЕПИТИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Образовательная программа дошкольного образования составлена на основе основной образовательной программы МДОУ №28 «Снегирёк» и с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (срок реализации программы 2020-2021гг.)

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравс...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Целевой раздел рабочей программы «Мозаика» подготовительной  группы МБДОУ «Детский сад Крепыш»(далее Программа) определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формирова...

Рабочая программа воспитателя (подготовительная группа 6-7 лет) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Крепыш», примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика»

Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, со...