Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук»
материал по аппликации, лепке (старшая группа)
План по самообразованию:
Тема «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samobr.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 г. Туймазы Муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
План по самообразованию:
Тема «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук»
Выполнил:
воспитатель
Арабок А.Н
категория: без категории
Стаж работы :15 лет
Туймазы 2019
Пояснительная записка
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда остро стояла перед педагогами и родителями. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому успешное развитие мелкой моторики необходимо для полноценного интеллектуального развития ребенка и развития его речи.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости в процессе организации ООД, режимных моментах в продуктивных видах весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук
Актуальность данной проблемы определила тему моего самообразования «Пластинография ,как средство развития мелкой моторики рук»
Цель:развитие мелкой моторики рук при помощи пластилинографии.
Задачи :
Образовательные:
- Формировать умение использовать в работе основные приемы
пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание,
вдавливание).
- Формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь
- воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с
помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и
уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Развивающие:
- Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
- Развивать творческие способности ,любознательность, наблюдательность
- Развивать интерес к сотрудничеству с воспитателем и другими детьми
- при создании коллективной композиции.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и интерес к познанию.
- Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца
Актуальность.
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепкой картины с изображением
более или менее выпуклых , полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём «вливание одного цвета в другой»
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Формы работы:
Совместная работа с детьми:
• Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, предметов народного искусства, своих готовых изделий.
• Наблюдения.
• Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
• Организация выставок.
• Изготовление подарков.
• Чтение художественной литературы.
• Дидактические игры.
Самостоятельная деятельность детей.
• Рассматривание фотографий поделок, иллюстративного материала
• Создание поделок.
Работа с родителями:
1. Индивидуальные консультации
2. Выступление на родительском собрании
3. Стендовая информация
4. Раздаточная информация (буклеты)
5. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей
Работа с педагогами:
- Знакомство с опытом работы других воспитателей
- Памятка для воспитателей «Мелкая моторика рук и пластилинография »
-Консультация по теме «Развитие творческих способностей детей
дошкольного возраста через нетрадиционную работу с пластилином -
пластилинографию».
Ожидаемый результат работы с детьми:
• У детей появится устойчивый интерес к занятию пластилинографией.
• Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
• Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
• Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, использования разных материалов для декорирования.
Научатся использовать материал для работы:
- Цветной картон
- различные материалы для оформления работ (ленточки, крупы, пайетки и т. д.)
- Доска.
- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые элементы.
- Тонкая палочка (для проколов, отверстий) .
- Формочки.
Форма отчета: Выставка детского творчества
План работы
месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Пополнение развивающей предметно-пространственной среды |
сентябрь | Изучение метод.литературы Диагностическое обследование. Составление планирования по теме на год. «Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки) | Беседы с родителями «Что такое мелкая моторика и почему ее надо развивать» | цветной мягкий пластилин; тонированная плотная бумага (картон); стеки (разных форм и размеров); дощечка; природный материал; влажные салфетки, бумажные салфетки; магнитная доска; мольберт. |
октябрь | 1)«Грибы» Прямая пластилинография 2) «Осенний лес» Прямая пластилинография | Анкетирование родителей: «Как вы развиваете мелкую моторику у детей дома». | Демонстрационные работы и образцы в технике пластилинография |
ноябрь | 1)«Посуда: чайная чашка» контурная пластилинография 2) «Поздняя осень: ветка рябины» Мозаичная пластилинография | Консультация «Развитие мелкой моторики через пластилинографию» | Стенды (правила техники безопасности и др.); технологические карты; |
декабрь | 1)«Новогодняя игрушка» Мозаичная пластилинография 2)«Новогодняя ёлка» Контурная пластилинография | Папка-передвижка «Веселый пластилин» | Шаблоны для пластилинографии на тему «Зима» |
январь |
Мозаичная пластилинография | Оформление папки -передвижки для родителей «Приемы и способы пластилинографии» | Шаблоны для пластилинографии на тему «Дикние животные |
февраль | 1)«Веселые пингвины» Прямая пластилинография 2«Дикие животные» Мозаичная пластилинография | Рекомендация- консультация для родителей на тему: «Как выбрать пластилин?», подборка интересных и простых поделок из пластилина для занятий с ребенком дома | Картотека пальчиковой гимнастики |
март | 1)«Цветы для мамы» Мозаичная пластилинография2)«Весна: птицы прилетели» Прямая пластилинография | Консультация для родителей «Способности детей на кончиках пальцев» | Шаблоны для пластилинографии на тему «Цветы |
апрель | 1)«Космическое путешествие!» Мозаичная пластилинография 2)«Бабочка» Прямая пластилинография | Консультация «Увлекательная и занимательная пластилинография» | Шаблоны для пластинографии на тему «Космос» |
май | 1)«Салют Победы»Контурная пластилинография 2) «Одуванчики цветы, словно солнышко желты»Мозаичная пластилинография | Выставка детского творчества | Картотека иллюстраций ко дню победы |
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,2007.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.. 2008.
10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 2006.
11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
12.Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007.
13. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. – «ТЦ СФЕРА», 2010.
14.Интернет ресурсы:maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пластилинография-как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Мастер-класс для родителей по пластилинографии...
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...
Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....
Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Презентация опыта работы...
Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...