План по самообразованию
материал по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)
"Народно - прикладное искусство в развитии творческих способностей детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
воспитателя Киселевой Ирины Владимировны
на 2019-2020 г.
Тема: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей детей»
Цель: формирование у детей умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
- Знакомить детей с народным и декоративно-прикладным искусством.
-Формировать умение лепить народные игрушки из глины, соленого теста и пластилина.
-Учить расписывать бумажные силуэты и объемные игрушки, вылепленные из глины и пластилина в соответствии с видом народного искусства.
- Развивать умение выполнять сюжетные композиции.
-Расширять представления детей об истории возникновения дымковской и филимоновской игрушки. Закреплять знания детей о декоративных элементах дымковской и филимоновской росписи. Формировать умение находить и называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки.
- Знакомить детей с городецким промыслом. Расширять знания детей о происхождении данного промысла. Расширять представления детей о том, что в городецких мотивах художники рисуют птиц, животных и человека. Учить детей выделять характерные особенности данного промысла. Учить выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Учить детей украшать городецкой росписью деревянные изделия.
-Формировать у детей представления о стилизованных формах народной росписи. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Закреплять представления об особенностях народной росписи. Показать взаимосвязь изобразительного, устного и музыкального фольклора. Расширять представления детей об особенностях иллюстрирования произведений устного фольклора (потешки, загадки, сказки). Показать взаимосвязь народного искусства и профессионального творчества художников-иллюстраторов.
-Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Актуальность:
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка.
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству
формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне
развитой, духовно богатой личности.
Формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку
именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания
личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется
самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.
Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает.
Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство.
Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.
Этапы работы
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной проблеме 1.ФГОС ДО Приказ Мин. Образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 2.От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:Мозайка-Синтез,2014.- с : 3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика- Синтез, 2006. 4.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников - учебное пособие к программе М.А. Васильевой. – М.; педагогическое общество России, 2005. 5.Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования - учебное пособие к программе М.А. Васильевой. – М.; педагогическое общество России, 2005. 6. Т.С. Комарова Детское художественное творчество – для работы с детьми 2-7 лет. Издательство Мозаика – Синтез Москва 2015 7. О.А.Соломенникова Радость творчества – Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно – прикладным искусством. Издательство Мозаика – Синтез 2006 8.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, планирование, конспекты, методические рекомендации (Подготовительная группа). М.;ТЦ Сфера, 2009 9. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М., ООО Изд. "Скрипторский 2003", 2008. 10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество, конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией. М. Просвещение. 1985. 11. С.Вохринцева. Росиночка. Учимся рисовать. Рабочая тетрадь. Изд. «Страна фантазий». ИП Вохринцева С.В., 2008. | В течение года |
Практическая работа
Рисование Аппликация | Декоративное рисование на квадрате Укрась сарафан для куклы Осенний ковер. | - Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор. - Систематизировать представления о декоративных мотивах (геометрические, растительные, абстрактные, бытовые) - Закреплять умения составлять декоративную композицию.
| Сентябрь |
Лепка Рисование | По замыслу по мотивам филимоновской игрушки Завиток Рисование элементов гжельских узоров | - Освоение умения лепить основную форму из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки... - Освоение способов рисования элементов хохломской росписи (травка, кудри, ягоды, цветы). - Учить рассматривать гжельскую посуду, подмечая характерные детали узора, колорит росписи, украшение каймой. | Октябрь |
Рисование Аппликация | Русская матрешка Знакомство с искусством Жостова. Рисование элементов жостовской росписи Матрешки в хороводе | - Знакомство с историей рождения русской деревянной игрушки, разнообразием видов данной игрушки, закреплять и расширять знания о глиняной игрушке и ее росписи. - Знакомство с жостовской росписью. - Освоение умения вырезать фигуры по контуру, создавать сложную плавную конструкцию.
| Ноябрь |
Аппликация Рисование | Жостовские подносы Роспись жостовского подноса | - Освоение приема вырезания декоративных элементов из материи. - Учить составлять цветочную композицию на подносах разной формы
| Декабрь |
Рисование Лепка | Нарядный индюк Кружевоплетение. Морозные узоры Нарядный индюк | - Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции. - Учить рисовать узоры в стилистике кружевоплетения, вышивки. - Освоение умения лепить основную форму из целого куска, используя усвоенные ранее приемы лепки...
| Январь |
Рисование Аппликация | Барышни Роспись тарелки по мотивам Хохломы Цветы Гжели. Узорчатые полотенца. | - Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции - Развивать технические умения пользоваться кистью.
- Освоение способов рисования элементов гжельской росписи (линия, точки, завитки, капельки, цветы). - Освоение приема преобразования форм: разрезание полосы на части, квадрата по диагонали, вырезание круга из квадрата, овала из прямоугольника.
| Февраль |
Рисование | Кони-птицы Рисование по мотивам Гжели «Пир на весь мир». | - Развивать чувство ритма, цвета, композиции - Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи.
| Март |
Рисование Аппликация | Укрась игрушку из Полхов – Майдана Городецкий узор Городецкий петушок Цветы Гжели. (Коллективная работа в технике мозаики, выполненная обрыванием.) | - Показать характерные особенности полхов-майданской росписи. - Освоение способов рисования элементов городецкой росписи (купавка, ромашка, розан, нанесение оживки с помощью кисти и ватной палочки). - Развивать чувство ритма, цвета, композиции - Учить сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительности узора.
| Апрель |
Рисование Лепка | Искусство русской глиняной игрушки. Панно «Золотой петушок» Городец - удалец | - Создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции - Развивать технические умения пользоваться кистью - Учить изображать элементы росписи при помощи пластилина
| Май |
МБДОУ Б-Косульский детский сад
План по самообразованию
Воспитателя разновозрастной группы
Киселевой Ирины Владимировны
Тема: «Народно-прикладное искусство в развитии творческих способностей детей»
2020г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...