Знакомство с пластилином
статья по аппликации, лепке (младшая группа)
Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение. Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.В этой статье я хочу познакомить вас с историей появления пластилина ,его безопасностью, а так же с первыми шагами в пластилиновой лепке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_plastilinom.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с пластилином
Первые заметки о пластилине появились в конце девятнадцатого века. О своем замечательном открытии сообщили два изобретателя, а именно немец Франц Колб в 1880 году и англичанин Уильям Харбут в 1899 году. Материал, полученный ими, был запатентован в Германии и получил соответствующее название «Plastilin».
В момент создания, пластилин широко использовался в учебных целях и был задействован в процессе обучения в школе искусств.
Однако история пластилина на этом не заканчивается. Спустя несколько десятилетий Джо Маквикер выпускает обыкновенную оконную замазку. Его сестра, будучи воспитательницей в детском саду активно практикует уроки лепки, используя материал в качестве глины. С тех пор материал для лепки стал обязательным для занятий в детском саду.
Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до результата, позволяют развивать речь ребенка, внимание, мышление, воображение. Также в лепке мы уточняем и закрепляем представления ребенка о предметах окружающего мира.
Занятия лепкой легче для ребенка, чем занятия рисования, так как именно в лепке ребенок начинает чувствовать каждое движение своего пальчика (например, когда вдавливают в глину или в массу для лепки мелкие предметы, отрывают от куска глины маленькие кусочки) и движения своих кистей рук (когда, например, сплющивают шарик в лепешку, когда раскатывают колбаску или шарик). Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью лучше всего начать именно с лепки, а чуть позже начать и рисовать с малышом. Также в лепке ребенок легко чувствует форму предмета (ему легче понять, что мячик круглый, это шар именно в лепке, в которой он сам этот шар скатывает, а не плоскостном изображении в рисовании).
В этом возрасте дети уже неплохо катают колобки и колбаски, отщипывают, размазывают и расплющивают пластилин. Однако поделки из пластилина с множеством мелких деталей, которые можно найти в популярных детских пособиях по лепке, пока что им не под силу: на них, как правило, не хватает ни терпения, ни моторных навыков. В этой статье вы найдете идеи для лепки, с которыми 2-3 годовалый ребенок сможет справиться с минимальной помощью мамы. Ведь самостоятельность в творчестве крайне важна для ребенка! Старайтесь всегда помнить это во время занятий с ребенком.
Безопасен ли пластилин?
Многие родители опасаются, что предлагаемый современным рынком пластилин может причинить вред здоровью их детей. На самом же деле, основная масса данного материала полностью безвредна для детского здоровья. А некоторые разновидности пластилина не могут причинить ребенку вреда даже в том случае, если он случайно проглотит кусочек.
Однако соблюдать меры предосторожности все же необходимо, отдавая предпочтение пластилину, в составе которого не содержится неизвестных и подозрительных веществ.
Современные пластилиновые массы изготавливается на основе множества различных компонентов, однако наиболее распространенными являются:
глиняный порошок мелкой фракции;
пчелиный воск;
животное сало;
церезин – минеральный воск, который также применяется при производстве косметических средств;
пигменты (цветовые красители);
вазелин, который предотвращает быстрое засыхание пластилиновой массы, делая его мягким и пластичным.
С чего начать?
Первые шаги в пластилиновой лепке не должны быть направлены именно на изготовление детских поделок. В это время главное – познакомить ребенка с пластичными материалами, то есть научить его выполнять основные действия с пластилином, а именно:
Разминание – надавливание ребенком на материал ручками и пальчиками;
Отщипывание – отделение с помощью пальчиков небольших кусочков материала от больших;
Шлепанье – активное похлопывание по пластилину ладонью с прямыми пальцами;
Сплющивание – сжимание кусочков материала для придания ему плоской формы.
Лепим угощения для игрушек
Можно начать занятие примерно с такой сценки: мишка пришел в гости к зайцу, собрались они пить чай, а пить то его не с чем. Малышу предстоит помочь игрушкам и слепить для них угощения. Не стоит лепить за один раз больше 1 вида угощений, иначе ребенок устанет от затянувшегося занятия.
- Бублик и крендель. Сначала катаем колбаску. Чтобы слепить бублик, соединяем концы колбаски друг с другом, в случае кренделя – концы слегка перекрещиваем.
- Конфеты. Раскатываем небольшую пластилиновую колбаску, по краям прикрепляем маленькие шарики.
- Пирожок. Сначала катаем большой колобок, затем его расплющиваем. Получившуюся лепешку складываем вдвое, края защипываем.
- Яички на тарелочке. Катаем большой колобок, расплющиваем, разравниваем пальчиками – получается тарелочка. Затем катаем маленькие колобочки и складываем на тарелочку – это яички.
- Яблоки. Катаем колобки, в них пальчиком делаем небольшие углубления. Затем в углубления прикрепляем маленькие лепешки-листочки.
- Грибочки. Катаем колобок и расплющиваем его – это шляпка гриба, катаем столбик – это ножка. Грибы можно складывать в корзиночку, «собирать в лесу».
- Снеговик. Катаем три колобка, которые затем аккуратно слепляем между собой. Стекой делаем глаза, рот. Нос можно сделать стекой, а можно с маминой помощью слепить нос-морковку.
- Неваляшка. Катаем два шарика и слепляем их между собой. Отдельно катаем два маленьких колобочка и прицепляем их по бокам в качестве рук.
- Заборчик для домика. Сначала катаем разноцветные пластилиновые колбаски, а затем прилепляем их одна к другой возле нарисованного или любого другого домика. На фото мы с дочкой «пристраивали» забор к дому, который за день до этого склеили из разноцветных и разрисованных узорами блоков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по лепке "Знакомство с пластилином"
Презентация занятия по лепке. Тема: "Знакомство с пластилином". группа раннего возраста...
Знакомство с пластилином
Познакомить детей с пластилином....
Знакомство с пластилином в первой младшей группе.
Знакомство с пластилином в...
презентация открытого занятия по лепке в младшей группе «Знакомство с пластилином»
Цель занятия: Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику....
Знакомство с пластилином первая младшая группа
Формировать интерес к работе, развивать мелкую моторику....
Конспекты по лепке в младшей группе "Знакомство с пластилином"
На третьем году жизни в развитии ребенка происходят важные качественные изменения. В этом возрасте ребенок хорошо понимает словесную инструкцию, с помощью которой взрослый руководит его действиями и п...