ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Зинакова Екатерина Евгеньевна

Важнейшими ключевыми задачами современного образования является разностороннее развитие творческого потенциала человека. Наиболее эффективное средство для этого - художественно-продуктивная деятельность. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования. Наряду с традиционными техниками, в непосредственно-образовательной деятельности давно и очень широко используются элементы детской дизайн-деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Зинакова Е.Е., воспитатель

ГБДОУ детский сад №22 Московского района

Санкт-Петербурга

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Важнейшими ключевыми задачами современного образования является разностороннее развитие творческого потенциала человека. Наиболее эффективное средство для этого – художественно-продуктивная деятельность. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования. На ряду с традиционными техниками, в непосредственно-образовательной деятельности давно и очень широко используются элементы детской дизайн-деятельности.

Дизайн-деятельность может применяться во всех видах изобразительной деятельности – лепке, аппликации, конструировании (дети разрисовывают глиняную посуду, костюмы, готовятся к театрализациям, изготавливают подарки к праздникам). Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ, показ, объяснение воспитателя помогает дошкольникам понять и полюбить, а самое главное, развить дизайн-деятельность, творчество (В.Г.Власов, 1993).

В связи с этим актуальным является использование детской дизайн-деятельности на занятиях кружка дополнительного образования. Дизайн эффективно используется для создания выразительных образов, развития детского восприятия, воображения, творчества и для проявления детской одаренности в рисовании.

В настоящее время в дошкольной педагогике большое внимание уделяется изучению культуры и искусства родного города, родного края, приобщению дошкольников к искусству скульптуры Санкт-Петербурга, что позволяет соприкоснуться с этим видом изобразительного искусства во всем его многообразии: от всемирно известных памятников до современной декоративной скульптуры, которая так ярко, самобытно и неповторимо представлена в нашем  городе.

Художественно-творческая деятельность дошкольников протекает на эмоционально-чувственной основе. Дизайн-деятельность интересна педагогам, детям, родителям, у дошкольников формируется позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобретают опыт в решении творческих проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и  знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения практических задач при создании выразительных художественных образов.

Для современных исследований, образовательных стандартов и программ характерно образование развития творчества в продуктивных видах деятельности, формирование эстетического опыта личности и обеспечения ее становления на его основе эстетического отношения к действительности, становления эстетической картины мира, это отражено в трудах: Б.М.Неменского,  А.А.Мелик-Пашаева, И.А.Лыкова, Л.А.Парамонова, Е.М.Трошилова, Р.М.Чумичевой. В дошкольном возрасте развитие творческой сферы связано с освоением продуктивных видов деятельности (рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием)(С.В.Погодина, 2010).

Очень важно раскрыть природу искусства через отношения ребенка с миром в живых,  значимых для ребят взаимосвязям. По мнению исследователя детского художественного творчества Э.Н.Фаустова: «Лишь личностно-значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование». Занятия по лепке доставляют дошкольникам огромное эстетическое наслаждение, они играют важную роль в развитии творческого потенциала ребенка (Н.М.Сокольникова, 2003).

Таким образом, было решено попробовать ввести элементы дизайн-деятельности в процесс обучения лепке, предложить проэксперементировать с новыми для детей материалами для лепки, использовать в творческом процессе непривычные оригинальные материалы, предложить новое решение в создании художественных скульптурных образов.

На основании выше изложенного предположили, что овладение навыками дизайн-деятельности в лепке будет способствовать творческой активизации старших дошкольников, таким образом, была определена цель исследования – определение возможности формирования навыков дизайн-деятельности в процессе обучения лепке детей старшего дошкольного возраста.

Для решения проблемы исследования необходимо:

  • Изучить методические и психолого-педагогические подходы к обучению лепке старших дошкольников;
  • Изучить вопросы формирования навыков дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста;
  • Выявить уровень представления детей о материалах и техниках лепки;
  • Выявить качественные показатели детских работ;
  • Разработать и опробировать педагогические приемы овладения навыками дизайн-деятельности в процессе создания выразительных образов в лепке старших дошкольников;
  • Разработать и провести цикл дополнительных занятий по знакомству детей с декоративной скульптурой Санкт-Петербурга и формированию навыков дизайн-деятельности в лепке;
  • Выявить эффективность проведенной работы.

Проведенный констатирующий эксперимент имел цель – определить исходные позиции исследования, выявить возможности формирования у старших дошкольников навыков дизайн-деятельности в декоративной лепке.

Было необходимо выявить знания детей о скульптуре, как виде изобразительного искусства, о материалах и инструментах для лепки и умения детей работать с материалами, выявить навыки и умения лепки, умения работать с инструментами для лепки.

С целью выявления знаний о скульптуре детям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое скульптура?
  2. Что такое скульптура малых форм?
  3. Из какого материала сделана эта скульптура?
  4. Нравится ли тебе лепить?
  5. Лепишь ли ты?
  6. Из какого материала ты лепил?

Большинство детей хорошо отвечали на вопросы  - что такое скульптура, но плохо различали виды скульптуры, не имели представления о многообразии современных материалов для лепки, но отвечали, что очень любят лепить.

Для выявления навыков и умений лепки было проведено диагностическое занятие, в ходе которого детям было предложено лепить по замыслу из предложенного материала. Проведенная диагностика и анализ детских работ показали, что дети имеют представление о средствах художественной выразительности скульптуры, владеют навыками лепки в объеме принятой программы, но навыков работы с использованием декоративных материалов в лепке у детей нет.

На первом этапе дети с большим удовольствием лепили, но работы получались недостаточно выразительными – дети не использовали в работе предложенные декоративные материалы (нитки, пуговицы, бисер, проволока, бусины), в основном декорировали работу цветным пластилином. Дети учились использовать знакомые предметы (пуговицы, бисер) для украшения своих работ, далее констуировали костюмы, атрибуты для своих персонажей, в лепке использовали каркас, ткань, ленты и т.д.

В процессе дизайн-деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Очень важно нацелить детей надеятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими  путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций.

Литература

  1. В.Г.Власов «Иллюстрированный художественный словарь». – Санкт-Петербург, 1993. – 272 с.
  2. Н.М.Сокольникова «изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 2003. – 365 с.
  3. С.В.Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – М.: Издательский центр «Академия» 2010. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.

Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ре...

Формирование готовности и мотивации к школьному обучению у старших дошкольников через игровые моменты в условиях ДОУ.

Данный мастер-класс показывает, каким образом через игру привить старшим дошкольникам интерес к занятиям, сформировать достойную мотивацию к обучению в школе, с увлечением достигать поставленные цели ...

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом....