ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по аппликации, лепке (старшая группа)
Важнейшими ключевыми задачами современного образования является разностороннее развитие творческого потенциала человека. Наиболее эффективное средство для этого - художественно-продуктивная деятельность. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования. Наряду с традиционными техниками, в непосредственно-образовательной деятельности давно и очень широко используются элементы детской дизайн-деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Зинакова Е.Е., воспитатель
ГБДОУ детский сад №22 Московского района
Санкт-Петербурга
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕПКЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важнейшими ключевыми задачами современного образования является разностороннее развитие творческого потенциала человека. Наиболее эффективное средство для этого – художественно-продуктивная деятельность. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования. На ряду с традиционными техниками, в непосредственно-образовательной деятельности давно и очень широко используются элементы детской дизайн-деятельности.
Дизайн-деятельность может применяться во всех видах изобразительной деятельности – лепке, аппликации, конструировании (дети разрисовывают глиняную посуду, костюмы, готовятся к театрализациям, изготавливают подарки к праздникам). Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ, показ, объяснение воспитателя помогает дошкольникам понять и полюбить, а самое главное, развить дизайн-деятельность, творчество (В.Г.Власов, 1993).
В связи с этим актуальным является использование детской дизайн-деятельности на занятиях кружка дополнительного образования. Дизайн эффективно используется для создания выразительных образов, развития детского восприятия, воображения, творчества и для проявления детской одаренности в рисовании.
В настоящее время в дошкольной педагогике большое внимание уделяется изучению культуры и искусства родного города, родного края, приобщению дошкольников к искусству скульптуры Санкт-Петербурга, что позволяет соприкоснуться с этим видом изобразительного искусства во всем его многообразии: от всемирно известных памятников до современной декоративной скульптуры, которая так ярко, самобытно и неповторимо представлена в нашем городе.
Художественно-творческая деятельность дошкольников протекает на эмоционально-чувственной основе. Дизайн-деятельность интересна педагогам, детям, родителям, у дошкольников формируется позитивное отношение к изобразительной деятельности: дети приобретают опыт в решении творческих проблемных ситуаций, учатся применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения практических задач при создании выразительных художественных образов.
Для современных исследований, образовательных стандартов и программ характерно образование развития творчества в продуктивных видах деятельности, формирование эстетического опыта личности и обеспечения ее становления на его основе эстетического отношения к действительности, становления эстетической картины мира, это отражено в трудах: Б.М.Неменского, А.А.Мелик-Пашаева, И.А.Лыкова, Л.А.Парамонова, Е.М.Трошилова, Р.М.Чумичевой. В дошкольном возрасте развитие творческой сферы связано с освоением продуктивных видов деятельности (рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием)(С.В.Погодина, 2010).
Очень важно раскрыть природу искусства через отношения ребенка с миром в живых, значимых для ребят взаимосвязям. По мнению исследователя детского художественного творчества Э.Н.Фаустова: «Лишь личностно-значимые знания остаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основе которого протекает последующее совершенствование». Занятия по лепке доставляют дошкольникам огромное эстетическое наслаждение, они играют важную роль в развитии творческого потенциала ребенка (Н.М.Сокольникова, 2003).
Таким образом, было решено попробовать ввести элементы дизайн-деятельности в процесс обучения лепке, предложить проэксперементировать с новыми для детей материалами для лепки, использовать в творческом процессе непривычные оригинальные материалы, предложить новое решение в создании художественных скульптурных образов.
На основании выше изложенного предположили, что овладение навыками дизайн-деятельности в лепке будет способствовать творческой активизации старших дошкольников, таким образом, была определена цель исследования – определение возможности формирования навыков дизайн-деятельности в процессе обучения лепке детей старшего дошкольного возраста.
Для решения проблемы исследования необходимо:
- Изучить методические и психолого-педагогические подходы к обучению лепке старших дошкольников;
- Изучить вопросы формирования навыков дизайн-деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить уровень представления детей о материалах и техниках лепки;
- Выявить качественные показатели детских работ;
- Разработать и опробировать педагогические приемы овладения навыками дизайн-деятельности в процессе создания выразительных образов в лепке старших дошкольников;
- Разработать и провести цикл дополнительных занятий по знакомству детей с декоративной скульптурой Санкт-Петербурга и формированию навыков дизайн-деятельности в лепке;
- Выявить эффективность проведенной работы.
Проведенный констатирующий эксперимент имел цель – определить исходные позиции исследования, выявить возможности формирования у старших дошкольников навыков дизайн-деятельности в декоративной лепке.
Было необходимо выявить знания детей о скульптуре, как виде изобразительного искусства, о материалах и инструментах для лепки и умения детей работать с материалами, выявить навыки и умения лепки, умения работать с инструментами для лепки.
С целью выявления знаний о скульптуре детям было предложено ответить на следующие вопросы:
- Что такое скульптура?
- Что такое скульптура малых форм?
- Из какого материала сделана эта скульптура?
- Нравится ли тебе лепить?
- Лепишь ли ты?
- Из какого материала ты лепил?
Большинство детей хорошо отвечали на вопросы - что такое скульптура, но плохо различали виды скульптуры, не имели представления о многообразии современных материалов для лепки, но отвечали, что очень любят лепить.
Для выявления навыков и умений лепки было проведено диагностическое занятие, в ходе которого детям было предложено лепить по замыслу из предложенного материала. Проведенная диагностика и анализ детских работ показали, что дети имеют представление о средствах художественной выразительности скульптуры, владеют навыками лепки в объеме принятой программы, но навыков работы с использованием декоративных материалов в лепке у детей нет.
На первом этапе дети с большим удовольствием лепили, но работы получались недостаточно выразительными – дети не использовали в работе предложенные декоративные материалы (нитки, пуговицы, бисер, проволока, бусины), в основном декорировали работу цветным пластилином. Дети учились использовать знакомые предметы (пуговицы, бисер) для украшения своих работ, далее констуировали костюмы, атрибуты для своих персонажей, в лепке использовали каркас, ткань, ленты и т.д.
В процессе дизайн-деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Очень важно нацелить детей надеятельность творческую, оригинальную, связанную с воображением. Дети должны понять, что одни и те же задачи и проблемы могут быть решены несколькими путями, что окружающий мир бесконечно богат и разнообразен и может быть осмыслен с самых разных позиций.
Литература
- В.Г.Власов «Иллюстрированный художественный словарь». – Санкт-Петербург, 1993. – 272 с.
- Н.М.Сокольникова «изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 2003. – 365 с.
- С.В.Погодина «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – М.: Издательский центр «Академия» 2010. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование компонентов школьной готовности в процессе обучения ребенка старшего дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в процессе обучения правилам дорожного движения
план самообразования...
Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.
Методические рекомендации по организации процесса обучения грамоте старших дошкольников.Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ре...
«Формирование предпосылок учебной деятельности в процессе обучения старших дошкольников правилам шахматной игры»
представление опыта работы по обучению детей игре в шахматы...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая мозаика» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжёлые нарушения речи
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо формированию навыков звукового анализа и синтезау детей старшего дошкольного возрастав процессе подготовки к обучению в школе «Звуковая м...
Формирование готовности и мотивации к школьному обучению у старших дошкольников через игровые моменты в условиях ДОУ.
Данный мастер-класс показывает, каким образом через игру привить старшим дошкольникам интерес к занятиям, сформировать достойную мотивацию к обучению в школе, с увлечением достигать поставленные цели ...
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом....