Интегрированное занятие "Пряники русские"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Самолетова Оксана Владимировна

интегрированное занятие образовательных областей: развитие речи, лепки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированное занятие 22.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Пряники русские».

интегрированное занятие в системе НОД ( средняя  группа).

Цели: - продолжать знакомить детей с традициями русского народа;

- развивать познавательно-исследовательские способности детей;

- воспитывать патриотические чувства.

Задачи: - познакомить детей с русским национальным угощением: пряниками медовыми и мятными;

- расширять и активизировать словарь (медовники, мятные, пряность, пряники, вкусные, круглые, овальные, большие, как «цветочек»);

- учить лепить пряники из теста, раскатывать скалкой, вырезать фигуры

при помощи форм;

- воспитывать у детей интерес к народному творчеству;

- воспитывать аккуратность в работе.

Форма проведения: развивающее занятие.

Тип НОД: комбинированный.

Место проведения: групповая комната.

Методы и приемы:

Словесные: познавательный рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассуждения, объяснения, художественное слово.

Наглядные: рассматривание, наблюдение, показ способа действия.

Практические: показ способа действия, самостоятельная лепка пряников, чтение русской народной потешки, проведение игры .

Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных потешек, сказки «Колобок»; рассматривание предметов народной утвари (печь, ухват, горшок, сито, кувшин, самовар, прялка, скалка); знакомство с традициями русского народа: праздник «Масленица»; занятия лепкой дымковской уточки, блинов ,баранок, пирожков; народные подвижные игры: «Клубок», «Кот и мыши», «Заинька-зайка» (сборник «Русские народные праздники в детском саду» М.Ю. Картушина).

Оборудование: две корзинки, клубки пряжи, пряники медовые и мятные (разных форм), скалки, доски для лепки, салфетки, два подноса с  блюдечками, на которых гвоздика, корица ,ваниль, веточки мяты, готовое пряничное (соленое) тесто, формочки для него; предметы для игры: миска, яйцо, баночки с медом, мукой и содой, ванилин, ложки деревянные, поднос, столик ,три иллюстрации, магнитная доска.

       

Ход НОД

В групповой комнате на ковре стоит корзина с клубочками. Несколько клубочков лежат рядом на полу. В углу стоит стул, за ним спряталась Кисонька-Мурысонька.

Воспитатель: Ребята, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся.

Загадка: Есть у радуги подруга в виде полукруга, на лице она живет, то куда-то пропадет, то внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. Что это?(Улыбка)

Давайте подарим улыбку друг другу и нашим гостям. Мы с вами русские люди, а русский народ очень гостеприимный: встретит гостя, напоит чаем и отдохнуть предложит. А какие интересные игры и забавы у нашего народа! (замечает клубочки на полу)

Что такое, почему все клубочки на полу лежат?

Раздается «мяу» и из-за стула выходит Кошка с корзинкой пряников.

Кошка: Я Кисонька-Мурысонька пришла с вами песенки петь. Хотите со мной поиграть? (Игра «Кто быстрее свернет клубочек?»).

Инсценировка русской народной потешки «Кисонька-Мурысонька, ты где была?» (Воспитатель и Кошка).

Воспитатель: Кисонька-Мурысонька, ты где была?

Кисонька: На мельнице.

Воспитатель: Что там делала?

Кисонька: Муку молола.

Воспитатель: Кисонька-Мурысонька, что из муки пекла?

Кисонька: Прянички.

Воспитатель: С кем прянички ела?

Кисонька: Одна.

Воспитатель: Не ешь одна, не ешь одна!

Воспитатель: Что же ты наделала, Кисонька! Все прянички съела, чем же мы будем гостей и детей угощать?

Кисонька: Да нет, как же я оставлю детишек без угощения? (показывает корзинку с пряниками). Поглядите-ка, какие я пряники вам принесла(отдает корзинку воспитателю).

Воспитатель: Спасибо, Кисонька, за угощение. А пока давайте посмотрим на пряники: какой они формы, на что похожи?

Ответы детей: круглые, овальные, похожи на цветочек, на сердечко, на кирпичик.

Воспитатель: Все пряники разные не только на вид, но и на вкус Хотите узнать, когда  и как появились пряники?

Кошка :И я свами посижу, послушаю (садится).

Познавательный рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций.

Воспитатель: Давным-давно, когда люди только-только научились делать муку и добывать мед от диких пчел, стали они выпекать лепешки из муки и меда. Эти лепешки они назвали - медовники. (показ 1 иллюстрации)

Но вот люди обнаружили, что на земле растут ароматные травы, коренья и пахучие семена.(показ 2 иллюстрации) Люди назвали их - пряности. Эти приятные, вкусно пахнущие части растений я вам покажу (гвоздика, корица, ванилин). Это готовые, уже измельченные пряности. Посмотрите, какие они, понюхайте, вам понравилось как они пахнут? Есть вот такая удивительная травка. Возьмите ее, потрогайте листочки, понюхайте как она пахнет, можете даже пожевать листочек. Вам понравился запах этой травки? Это - мята. Мята -растение полезное: в ней содержатся полезные вещества - фитонциды от которых гибнут вредные микробы. Травку эту высушили, измельчили и добавили в пряничное тесто. Вот так получились пряники мятные.

Ребята, что же, получается: были медовники, а добавили в тесто пряности - получились пряники. Кто запомнил, почему их назвали именно пряниками? (Ответы детей: в них добавили пряности – корицу, гвоздику, ваниль.) А если в пряничное тесто добавить мяту, какие пряники получатся? (Ответы детей: мятные пряники.)

Пряники так полюбились на Руси, что без них не обходился ни один пир. На праздники пекли огромные пряники и украшали их фигурами деревьев, цветов, птиц, зверей и людей, разными надписями (показ 3 иллюстрации).

Ребята, а вы знаете, что нужно сделать, чтобы замесить тесто? (Ответы детей.) Давайте вместе расскажем и покажем нашим гостям, а Кисонька нам поможет.

Кошка раздает всем детям «продукты», дети встают вокруг миски. Проводится игра «Замеси тесто». Воспитатель и Кисонька поют слова, дети выполняют соответствующие движения.

Подвижна игра «Замеси тесто»:

На столе стояла миска,                   - дети руками показывают на миску.

Ну, а в миске пусто.                        - разводят руки в стороны.

Заведи-ка тесто, Киска,                   - гладят себя по животу и

Будет очень вкусно.                         облизывают язычком губы.

Вот Миланочка идет,                       - девочка «разбивает яичко»

В миску яичко разобьет,

За Миланой в тесто мед                   - мальчик приносит «мед».

Нам Кирюша принесет.

Теперь соды и ванили                       - 2е детей приносят соду и ванилин и

Детки наши приносили,                    щепоткой бросают в тесто

А потом муки сыпнули,                    - дети «насыпают» муку.

Все перемесили.                               - делают движения руками:

Мы месили да мешали,                     «месят и перемешивают».

Наши рученьки устали.                    - встряхивают кистями рук.

Тесто мы еще помнем,                      - «мнут» руками.

Стряпать прянички начнем.             - «пекут пирожки».

Воспитатель: Тесто получилось мягкое и ароматное. Мы тоже можем слепить прянички. Я предлагаю занять свои места.

Дети рассаживаются за столы, на которых разложены подносы, формы, скалки и кусочки готового теста, накрытые салфетками.

Воспитатель: Я хочу научить вас лепить пряники.

Что вы видите перед собой? (Дети снимают салфетки и отвечают.) Правильно, это тесто. Мы возьмем скалку, положим ее на тесто и раскатаем его. Получилось? Молодцы! А теперь отложите скалку и возьмите формочку, положите формочку на тесто и сильно надавите. Вот так.( показ действия ). В старину пряники были фигурные: напоминали птичек, коней, цветочки. На что похожи ваши пряники? ( ответы детей). Пряники можно украсить: у вас осталось немного теста, из него можно вылепить шарики, листочки, лепестки цветов.

Дети лепят пряники под песню «Я пеку, пеку, пеку…» (сл. и муз. Попатенко).

Кисонька устраивает пряники на поднос и ставит его на стол для рассматривания. Анализ готовых работ проводит Кошка: Ай да молодцы, ребята! На славу потрудились ,настоящие пряничных дел мастера!( описать пряники, похвалить всех детей, отметить лучшие работы).

Воспитатель :Пряники мы позже разрисуем ,чтобы они стали еще краше. А затем будем с ними играть в магазин.

Вопрос к детям: Ребята ,вам понравилось лепить пряники?

Какие вы все молодцы!

Наше занятие закончилось. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского и татарского языков по теме: "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ"

Ученики, обучающиеся в школах Республики Татарстан, знают татарские народные игры и национальные праздники. Национально-региональный компонент учитель включает не только на уроках татарского языка и л...

Конспект интегрированного занятия "Русская берёза"

Конспект интегрированного занятия по познанию и художественному творчеству....

Конспект интегрированного занятия "Русский сувенир"

Конспект интегрированного занятия по народному декоративно - прикладному искусству...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...

Интегрированное занятие «Русские узоры» (подготовительная группа)

Задачи:Расширять знания детей об особенностях шалей г. Павловский Посад, интерес к искусству оформления Павлопосадских шалей.Учить детей составлять узоры для оформления шали ,использовать в росп...