История создания романа А.С Пушкина "Дубровский"
план-конспект занятия по художественной литературе

Ангрикова Надежда Нарановна

Цель: расширить представление учащихся об исторической эпохи начала 19 века, познакомить с историей создания романа "Дубровский".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sozdaniya_romana_dubrovskiy.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  16          6 класс

Тема: История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».

Цели: расширить представления учащихся об  исторической эпохе начала 19 века, познакомить с историей создания романа «Дубровский»

Планируемые  результаты обучения:

Предметные: 

- познавательная сфера: проявлять внимательное отношение к художественному слову, к художественной детали;

- ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к творчеству А. С. Пушкина, к роману «Дубровский», его героям;  приобщаться  к  духовно-нравственным  ценностям  русской  литературы;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения и актерского мастерства;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

- познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

- регулятивные: организовывать место выступления; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении проекта.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Александр Сергеевич Пушкин... Трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь с детства и остается с нами навсегда. «Язык Пушкина сладостен и певуч», говорил В. Г. Белинский. Для кого-то Пушкин – непревзойденный поэт, светлая, изысканная поэзия которого человеку нужна, как воздух. Для кого-то – это добрый волшебник, создатель многих детских сказок, вспомните их названия: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»...

Для всех нас Пушкин – великий мастер художественного слова, написавший роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Капитанскую дочку», роман «Дубровский».

                        Везде, всегда себя достойный

                        Ты нас, волшебник, изумлял,

                        Пленял ли ты картиной стройной,

                        Язвил ли ты, иль тосковал. 

                                                        П. Марков

  1. Актуализация опорных знаний.

Авторское слово в романе «Дубровский» мы угадываем, слышим, то в небольших ремарках, то в отступлениях, то в прямых обращениях к читателю. Пушкин хочет быть понятым.

  1. Целеполагание.
  2. Работа над темой урока.

Среди прозаических произведений А.С.Пушкина роман «Дубровский» занимает особое место. Роман остался незавершенным и был опубликован уже после его смерти. Как мастера слова Пушкина всегда интересовал человек, движения его души. В основу сюжета этого произведения  лег рассказ близкого  приятеля  П. Нащекина ( как один помещик судился из- за земли с соседом и тот забрал у него все и ему пришлось вместе со своими крестьянами грабить других). Действие романа происходит в 1820 годы. Вместе с героями своих произведений автор искал ответы на жизненно важные вопросы, так часто возникающие в жизни. В романе «Дубровский» таких вопросов много: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти.

  1. Работа с учебником.

Комментированное чтение 1 главы.

  1. Работа над составлением плана. Запись плана в тетрадь.

Примерный план.

А)  Старинный русский барин Кирила Петрович Трекуров.

Б)Старинный русский барин Андрей Гаврилыч Дубровский.

В)Дружба Троекурова и Дубровского.

Г)Ссора между друзьями.

Д) Коварный замысел Троекурова.

Е) Приглашение Дубровского в суд.

7. Беседа по вопросам.

- За что любил и уважал  Троекуров  Дубровского?

- Прав ли был Дубровский на псарне?

- Почему два лучших друга стали врагами?

- Кто виноват в их ссоре?

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Гл.2,3,4,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания украинской куклы

О создании кукол в украине, история....

"История создания военных песен" - музыкальная гостиная

Коротко описаны интересные моменты создания песен о войне. Информацию можно использовать в работе с педагогами и родителями....

«История создания города Омска »Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим

Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим«История создания города Омска » Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять  представления детей об истории города.З...

История создания музеев

Консультация поможет воспитателям рассказать детям об  истории создания музеев....

Открытое занятие в подготовительной группе.Тема: История создания книги. МБДОУ"Детский сад"№324 г. Казань.

Подготовила Гульцева Ольга Михайловна,воспитатель МБДОУ"Детский сад №324 присмотра и оздоровления" г.Казани.   Открытое занятие в подготовительной группе         ...

Конспект занятия с использованием презентации в старшей группе «История создания Медного всадника».

Задачи Закрепить у детей знания о некоторых памятниках города.Познакомить детей с историей создания Медного всадника.Воспитывать любовь к своему городу и гордиться им.Ход занятия: Дети сидят полукруго...

Картотека ссылок - «История одного шедевра» ( истории создания картин художниками )

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФОП ДО)21.5.1. В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются:1) приобщение к ис...