Консультация для педагогов. «Использование образовательных решений лего в практике работы с детьми младшей группы».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)
Познакомить с опытом работы по легоконструированию с детьми младшего дошкольного возраста. Использование лего конструктора во всех образовательных областях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lego.docx | 595.25 КБ |
lego_02.2018.pptx | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» Тутаевского муниципального района.
Консультация для педагогов.
«Использование образовательных решений лего в практике работы с детьми младшей группы».
Подготовила: Хилько И. Н.
Тутаев 2018.
Для презентации. Слайд 1, 2.
Современному обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Каждый ребёнок любит играть. Лего – конструктор является наиболее предпочтительным материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников. Лего позволяет учиться, играя и обучаться в игре. Конструктор Лего - давно уже легендарный бренд и по – прежднему, обыкновенное чудо. Интерес детей к нему не затухает с момента его появления в Дании в 1934году.
Слайд 3.
У слова Лего два значения: «я учусь» и «я складываю».
Слайд 4.
Образовательные области в ДОУ не существуют в « чистом виде». Всегда происходит их интеграция. Я познакомлю вас с видами лего – конструкторов, которые есть в нашей группе и некоторыми вариантами применения лего - конструирования в различных образовательных областях. Детям 3 -4 лет предложен набор лего дупло для творческих занятий, набор лего дупло «Ферма» прекрасная иллюстрация жизни в деревне и набор лего «Эмоции», позволяющий окунуться в увлекательный мир эмоций.
Слайд 5 (виды конструкторов).
В начале совместной деятельности познакомила детей с основными деталями конструктора (кирпичик, пластина, основа машины, клювик, платформа и другие вспомогательные детали). Научила способами скрепления деталей (стопкой, кирпичная кладка, ступенчатая кладка), пространственному расположению, чтобы у детей сложился первоначальный опыт конструирования. Показ правильных способов обращения с деталями и доведение конструктивной задачи до детей через игровое содержание находит у них отклик и быстро продвигает в овладении техникой стройки, умении соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. В этом возрасте у детей появляется способ самовыражения – это «оживление» своих построек, придумывание сюжета и развертывание действия. Поэтому с детьми проводились серии свободных, спонтанных игр с использованием лего – конструктора, чтобы удовлетворить желание ребёнка потрогать, пощупать и просто поиграть с ним. Результатом продуктивной деятельности была несложная лего - постройка (герой или неодушевлённый предмет). Конечно, любая постройка должна обыгрываться. Чаще всего она может служить началом сюжетно – ролевой игры.
Социально - коммуникативное развитие.
Слайд 6.
Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Дети 3 – 4 лет любят общество сверстников. Они часто играют вместе, учатся взаимодействовать с несколькими партнёрами одновременно. Возможность комбинировать наборы позволяет научить детей играть в ролевые игры, придумывать различные сюжеты: «Труд людей на ферме», «Напоим животных», «Построим загоны», «Посадим цветы». Можно поиграть с детьми в сюжетно – ролевую игру «В деревне» с обыгрыванием ситуации взаимодействия человека с домашними животными. В сюжетно – ролевой игре «Семья» закрепить представление детей о семье, обязанностях членов семьи, творчески воспроизводить быт семьи посредством лего – конструирования. Поощрять игры с использованием предметов заместителей (кубик – котлета, разные по высоте детали – мама и малыш , деньги в игре « Магазин», пирожные на кукольном чаепитии, из кубиков лего можно сварить в кастрюле « суп»: желтые кубики – это картошка, оранжевые – морковь, красные – свекла). Кубики можно сложить в кузов грузовика и перевезти их как строительный материал. Поддерживать самостоятельность в подборе игрушек. Играя конструктором лего дупло «Эмоции» дети узнают много нового о различных человеческих эмоциях и физических характеристиках человека, научаться узнавать различные чувства и определять их сходства и различия. Младшие дошкольники способны отличать игровое поведение от реального поведения, принимать воображаемую ситуацию и действовать с ней. Например, можно обыграть сказку «Три медведя» (построить дом, у дома посадить цветы, приготовить торт, пригласить Машу на день рождения Мишутки). Дети с удовольствием играют. Спайд7.
Познавательное развитие.
Слайд 8.
В процессе НОД по ФЭМП используются игровые упражнения на развитие логического мышления («составь цепочку», «простые логические цепочки»), внимания «Что лишнее», «Чего не стало», ориентировки в пространстве. Играя, в лего на математике с детьми мы получаем математические знания о форме, симметрии. Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Используются лего – элементы в дидактических играх и упражнениях.(например, «Найди все кубики», «Разложи по цвету», «Построй заборчик» и т. д.)
Дети любят строить дорожки, башни, дома. Закрепляются понятия «высокий – низкий, «широкий – узкий». В НОД познавательного характера лего используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано», «Найди такой же»). Для развития у детей интереса к конструированию используем разные формы организации детей: конструирование по образцу, по замыслу, по схеме. У нас есть образцы и схемы, которые мы сделали самостоятельно, чтобы предоставить больше возможностей для развития детей, для использования лего на занятиях. (соотношение цифры и количества). Слайд8, 9, 10, 11.
Речевое развитие. Слайд 12.
Формирование грамматически правильного строя речи;
Расширение словарного запаса, словообразования.
Развитие коммуникативных навыков, связной, диалогической речи;
Формирование звуковой культуры речи;
Совершенствовать умение общаться и делать выводы;
Рассказывание и сочинение сказок и историй, использование в играх театрализованного характера.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, следовательно, и на развитие речи. В процессе конструирования из лего дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая и монологическая речь. Используя, набор лего дупло «Ферма», дети учатся запоминать новые слова (фермер, кормушка, вилы, трактор, названия животных, их детёнышей), учатся различать понятия: ферма, зоопарк. С детьми проигрываются ситуации «Кто, где живёт», «Кто, что ест», «Чей малыш», «Кто, что делает». Дети рассматривают фигуру животного из набора и называют его действия. (кошка мяукает, царапается, пьёт молоко. Собака лает, виляет хвостом, бежит, охраняет дом ит.д.). Дети учатся описывать животных. В упражнении «Кто как кричит» решается задача развития звукового восприятия. Ребята выбирают из конструктора понравившееся животное, обыгрывают, имитируя звукоподражание.
К словесным играм для обогащения лексического запаса с использованием лего конструктора можно отнести: « Большой – маленький», «Один – много», «Кто лишний», «Имя детали». Можно построить башню и с её помощью отработать предлоги ЗА , НА. Спросить , например, какой кирпичик на красном кирпичике? Попросить ребенка дать развернутый ответ. «На красном кирпичике желтый кирпичик». Тоже самое с предлогом ЗА. Формирование речи у дошкольников происходит на фоне речи воспитателя. Слушая рассказы, опираясь на метод вопросов и ответов, беседы, приобретённый опыт затем используют в самостоятельной речи. Рассказывая и обыгрывая сказку по объёмным декорациям из конструктора ребёнку легче осознать сюжет. Придумываю и сказки и загадки о животных обыгрываю их вместе с детьми, затем дети сами обыгрывают понравившиеся сказки и стихи. В процессе игры дети учатся выражать просьбу словами, благодарить за оказанную услугу. Слайд 13. 14.
Художественно – эстетическое развитие.
Слайд 15.
Творческое конструирование – создание замысла из деталей лего – конструктора;
Реализация самостоятельной конструктивно – модельной творческой деятельности детей.
При помощи деталей Lego можно познакомить не только с формой, величиной, но и с цветом. Усвоив такое понятие, как «чередование» применять чередование цветов в собственных постройках, создавая узоры различных цветов. Так же можно использовать для изучения цвета. Например, ребёнку предлагают собрать у зелёного дома только зеленые предметы, а у красного дома посадить только красные цветы. Дети 3 -4 лет обычно очень гордятся тем, что они умеют. Дети любят составлять «Волшебные узоры», упражняясь в составлении симметричных узоров. (Например, «Бабочка», «Укрась платочек», «Красивый коврик»). С помощью цветных карандашей раскрашивают лего – фигуры, используют детали как штампы для отпечатка рисунка на пластилине. («Укрась шарфик»). Применяют в театрализованной деятельности для обыгрывания сказок, стихов. К новому году конструировали елку и украшали её.
Художественно – эстетическое направление образовательной деятельности в Лего – конструировании осуществляется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, в которых можно использовать не только конструктор, но и бумагу, карандаши. Успешность художественно – эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в процессе деятельности. Дети начинают придумывать дополнительные детали в своих работах, которые не были озвучены воспитателем, таким образом, развивая своё творческое мышление.
Слайд 16.
Физическое развитие. Слайд 18. 19.
Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук;
Использовать как инвентарь.
Помимо развития мелкой моторики обеих рук лего – конструктор способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физкультуре для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, подвижных игр.
Приложение.
Социально – коммуникативное.
Игра «Светофор».
Цель: продолжать знакомить детей с правилами безопасного перехода чере проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, закреплять знание сигналов светофора.
Ход игры: Педагог - светофор, дети – «автомобили». Педагог показывае кирпичик красного цвета, автомобили останавливаются, желтый – приготавливаются, зелёный – идут.
Ярко – красный – первый глаз
Смотрит строго он на нас,
Говорит, что нет пути,
Вам нельзя сейчас идти.
Дальше желтый глаз горит –
- Подождите – говорит –
Ну, ещё совсем чуть – чуть,
И отправитесь вы в путь.
Вот – горит зелёный глаз,
Говорит: - Иди сейчас,
Ждут машины и трамвай,
Быстро топай, не зевай.
Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Цель: Развивать у детей интерес к сюжетно – ролевой игре, помочь создать игровую обстановку посредством лего – конструктора.
Задачи: Закреплять представление детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить использовать предметы - заместители, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Оборудование: Набор «дочки – матери», лего – конструктор.
Познавательное развитие.
Игра «Что лишнее».
Цель: развивать зрительное внимание, формировать представление о форме и цвете предметов.
Ход игры: Педагог показывает ряд деталей и просит определить лишний элемент по размеру.
Схема.
Игра «Найди постройку».
Материал: карточки, постройки.
Цель: развивать умение соотносить изображение на карточке с постройками.
Фото.
Игра «Простые логические цепочки».
Материал: Легоконструктор, карточки – схемы.
Воспитатель раздает детям карточки, в которых детали чередуются по размеру или по цвету.
Фото схем.
Игра «Собери модель по памяти»
Воспитатель показывает в течении нескольких секунд модель, собранную из трех – четырех деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
Художественно – эстетическое развитие.
Игра «Украсим платочек».
Цель: продолжать воспитывать интерес к легоконструированию. Вызвать желание выполнить красивое изображение по замыслу.
Оборудование: конструктор лего.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку выложить узор по замыслу на платформе с помощью различных деталей лего.
Игра: «Выложи вторую половину узора».
Цель: Учить соблюдать симметричность в постройках, выкладывая узор.
Оборудование: конструктор лего.
Ход игры: педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны соблюдая симметрию выложить вторую половину узора.
Игра «Украсим шарфик узором» .
Цель: Учить наносить отпечатки на готовой основе из пластилина, применяя различные детали конструктора, развивать творческое воображение.
Оборудование: лего –конструктор, пластилин.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку нанести отпечатки по замыслу на готовую основу (шарф), с помощью деталей лего- конструктора.
Игра «Украсим ёлочку».
Цель: учить выкладывать ёлочку по образцу, украшать её деталями лего конструктора.
Оборудование: лего-конструктор.
Ход игры: Педагог показывает, как на большой пластине выложить ёлочку. Варианты украшения из деталей лего-конструктора дети дополняют самостоятельно.
Физическое развитие.
Игра «Мой дом».
Цель: закрепить знание цветов, развивать внимательность, быстроту движений.
Оборудование: Обручи разных цветов, лего конструктор.
Ход игры: На полу лежат обручи разных цветов, в них кирпичики соответствующего цвета. Детям в руку даём кирпичик любого цвета. Под музыку дети бегают вокруг обручей, как только музыка перестаёт звучать ребёнок должен занять свой обруч (того же цвета, что и кирпичик у него в руке).
Игра «Парочки».
Цель: учить детей находить детали одинакового цвета и формы.
Оборудование: по две детали лего одинаковой формы и цвета.
Ход игры: педагог раздает детям детали лего так, чтобы у двоих детей они оказались одинаковые. Объясняет правила игры: после слов «раз, два, три беги!» дети разбегаются по группе, после слов «раз, два, три парочки собери!» дети ищут одинаковые детали лего и встают парами.
Игра «Передай кирпичик лего».
Цель: развивать координацию движений.
Ход игры: Дети стоят в кругу. По команде « передай» они быстро передают кирпичик друг другу. Когда педагог скажет «Спот», ребёнок у которого оказался кирпичик, становится ведущим.
Игра «Кольцеброс».
Цель» развивать меткость, глазомер.
Оборудование: лего кирпичики, пластина, кольца.
Ход игры: Дети строят кольцеброс из легоконструктора. Бросают на него кольца. Кто больше набросил тот и выиграл.
Игра: «Собери кирпичики».
Цель: закреплять знание цветов, развивать внимательность, быстроту движений.
Материал: коробки разных цветов или обручи, лего кирпичики.
Ход игры: Дети делятся на четыре группы по четыре человека. Раскладываем кубики, ставим коробки, распределяем, кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали» дети собирают кирпичики.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок » В.А. Сухомлинский «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного потенциала» Ж. Пиаже
Виды конструктора LEGO Duplo для творческих занятий LEGO Duplo «Большая ферма» LEGO Duplo «Эмоции»
Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие Создание совместных построек. Развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности, целенаправленности действий; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. Познавательное развитие Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего -конструктора; Формирование первичных представлений о себе и других людях, об объектах окружающего мира; о их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях; Развитие математических способностей детей; Способствует закреплению правил безопасности на дорогах и т.д.
Речевое развитие. Формирование грамматически правильного строя речи; Расширение словарного запаса, словообразования. Развитие коммуникативных навыков, связной, диалогической речи; Формирование звуковой культуры речи; Совершенствовать умение общаться и делать выводы; Рассказывание и сочинение сказок и историй, использование в играх театрализованного характера. Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Художественно-эстетическое развитие Творческое конструирование – создание замысла из деталей лего – конструктора; Реализация самостоятельной конструктивно – модельной творческой деятельности детей. Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Елочка Сказка «Три медведя»
Бабочка Укрась платочек
Физическое развитие Координация движений, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук; Использовать как инвентарь Образовательная область Область применения Лего -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
LEGO игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя, обучаясь в игре. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз не обычное, всегда веселое, познавательное и желанное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из пяти образо...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...
Консультация для педагогов "Использование метода сенсорно-интегративной логотерапиии в коррекционной работе с детьми с ЗПР и ТНР"
консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
Консультация для педагогов«Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»...
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. КВЕСТ- приключенческая игра»
Консультации для педагогов "Квест игра"....
Статья на тему : "Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми младшей группы".
В этой статье я указала какие есть традиции и новейшие технологии для проектных задач....
Консультация для педагогов «Использование инновационных методик и технологий в практике работы с детьми дошкольного возраста. Квест: приключенческая игра для детей и родителей»
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии и методики, позволяющие оптимизировать педагогический процесс для реализации задач из 5 образоват...