«Я РИСУЮ ПЛАСТИЛИНОМ"
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему
Увлекательное занятие, способствующее развитию мелкой моторики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_plastilinografii.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я РИСУЮ ПЛАСТИЛИНОМ»
Проект по пластилинографии
Разработали и реализовали воспитатели МБДОУ "БЦРР-д/с "Журавушка" Карасюк Нина Николаевна
Вид проекта: творчески-познавательный, информационный
По составу участников: фронтальный
Продолжительность: краткосрочный
Проект предназначен для детей 6-7 лет, педагогов, родителей
Актуальность темы
Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М Неменский обращали внимание на то, что детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовыразиться. И здесь должен оказать поддержку педагог или родители.
Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, конструированию. Может реализовываться в любой группе, начиная с трех лет.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего возраста и продолжать эту работу на протяжении всего дошкольного периода, нами был разработан проект художественной направленности “Я рисую пластилином”, основной идей которой является рисования картин – пластилином - пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, мы решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые дают возможность всестороннего развития ребенка.
Цель проекта:
Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи проекта:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать изобразительную деятельность детей (ОО «Художественное творчество»);
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- Учить работать на заданном пространстве;
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию (ОО «Коммуникация»);
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета (ОО «Познание»);
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах (ОО «Социализация»);
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер (ОО «Здоровье», «Физическая культура»);
- Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Чтение художественной литературы»);
- Развивать сюжетно – игровой замысел;
- Развивать интерес к процессу и результатам работы;
- Развивать интерес к коллективной работе
Структура проекта:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.
№ | ЭТАП | Задача перед ребёнком. |
1. | Подготовительный | – Освоить прием надавливания. – Освоить прием вдавливания. – Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца. – Освоить правильную постановку пальца. – Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. – Научиться работать на ограниченном пространстве |
2. | Основной | – Научиться не выходить за контур рисунка – Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. – Использовать несколько цветов пластилина – Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.) – Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой. – Научиться доводить дело до конца – Научиться аккуратно, выполнять свои работы – Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми – Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий – Научиться действовать по образцу воспитателя – Научиться действовать по словесному указанию воспитателя |
3. | Итоговый | – Самостоятельно решать творческие задачи. – Самостоятельно выбирать рисунок для работы. – Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности |
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети:
* Реализуют познавательную активность.
Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
* Знакомятся с художественными произведениями:
стихами, потешками, пальчиковыми играми.
* У детей закрепляются элементарные математические представления о счете, размере, величине
* Развивают сенсорные эталоны
Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии.
* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
Реализация проекта:
В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с новыми приёмами работы с пластилином, (раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы). По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией, как способом рисования пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.
На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.
Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Мы знакомили детей с правилами выполнения рисунка из пластилина, изучая и закрепляя разнообразные техники:
- Легкое размазывание одного цвета пластилина на другом, на границе их соединения (по Г.Н.Давыдовой)
- Рисование пластилиновыми комочками
- Пластилиновая живопись
(по Г.Г.Григорьевой) - Рисование картин пластилиновыми жгутиками (по Н.А.Цирулик и Т.Н.Просняковой)
При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Поддержка ребенка в деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов
Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.
Продукт проектной деятельности:
- Выставки творческих работ для родителей, выполненные в различных техниках рисования пластилином.
- Коллективная художественная лепка:
- участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Герой из сказки».
- Мультимедийная презентация « Я рисую пластилином».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вернисаж детских работ "МЫ РИСУЕМ ПЛАСТИЛИНОМ"
ВСЕ РАБОТЫ ВЫПОЛНЕНЫ ДЕТЬМИ 11 СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ЛЕПКИ:* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ КОМОЧКАМИ* РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОВЫМИ ЖГУТИКАМИ* ПЛАВНОЕ ВЛИВАНИЕ ОДНОГО ЦВЕТА ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ЛЕТ "Я РИСУЮ ПЛАСТИЛИНОМ"
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ЛЕТ...
Статья Рисуем пластилином или Пластилинография
Индивидуальная и совместная деятельность с детьми. Художественное творчество....
Презентация Пластилиновая фантазия: Рисуем пластилином
Задачи и обучение детей с нетрадиционной техникой лепки - пластилинографией...
Мастер-класс для родителей.Рисуем пластилином.
Дать родителям знания о пластилинографии ,как нетрадиционном способе рисования....
БУКЛЕТ «Учимся рисовать пластилином вместе с детьми»
Рекомендации по работе в технике «Пластилинография» 1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .2. Во избежание деформации картины в качест...
Рисуем пластилином
Консультация для родителей....