ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.
олимпиадные задания по аппликации, лепке на тему
Предварительный просмотр:
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.
ЧУДО-ПТИЦЫ
Цели: познакомить с филимоновской игрушкой; учить лепке по мотивам филимоновской игрушки.
Оборудование: учителю: слайдовый мультимедийный материал «Филимоновская игрушка», «Чудо-птицы», изделия промысла; детям: пластилин, стеки, посуда для воды, полотенце для рук, клеенка, дощечка для работы.
Ход занятия
I. Изучение нового материала.
1. Игра-загадка.
Учитель готовит настольный театр в виде ширмы, расписанной по мотивам филимоновского узора. За ширмой находятся игрушки филимоновского промысла.
- К нам в гости приехали артисты из деревни Филимоново
Тульской области. Познакомьтесь с ними.
Учитель выставляет игрушки по одной перед ширмой.
- Угадайте, кого изобразили мастера. (Дети называют.)
- Расскажите об особенностях игрушек. Обсуждаются особенности каждой игрушки.
- Составьте небольшой рассказ или сказку про них (можно
инсценировать).
2. Рассказ учителя о промысле.
Рассказ сопровождается показом слайдового материала «Филимоновская игрушка».
- Деревня Филимоново, что в Тульской области, прославилась удивительной глиняной игрушкой. Около этой деревни есть залежи хорошей белой глины. Существует легенда, что жил здесь когда-то старик Филимон, который первым и придумал делать необыкновенные игрушки из глины. Так его именем и назвали деревню Филимоново.
- Филимоновские игрушки очень простые по исполнению. Посмотрите, какие у них упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками (слайды, игрушки). Такую игрушку не спутаешь с дымковской и каргопольской. Посмотрите на барыньку (слайд), она совсем не такая, как дымковская. Чем она отличается? Юбка у нее высокая колоколооб-разная с небольшим расширением книзу. Верхняя часть туловища гораздо короче юбки. На очень маленькой головке высокая изящная шляпка. А вот длинноногие вытянутые солдатики в приталенных френчах и полосатых штанах. Есть совсем фантастические звери. Вот чудо-зверь (слайд) с головой оленя, в руках у него курица. На спине индюк, на хвосте цыпленок.
Все игрушки очень веселые, а когда их много - это просто праздник (слайд). Какие цвета для росписи используют мастера? Роспись очень яркая. Любимые цвета филимоновских мастеров: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый.
- Какие элементы узора вы видите? Мастера причудливо сочетают совсем простые элементы: полоски, дуги, точки, пересекающиеся линии, которые образуют звездочки. Всех животных мастера, как правило, раскрашивают полосками и точками. Смотришь на филимоновские игрушки, и сердце радуется
от такой яркой красоты.
- У филимоновской игрушки есть одна загадка. Почему-то взрослые очень трудно определяют, кого вылепили мастера, а детям всегда сразу понятно, что это за образ. Это не удивительно, ведь филимоновская игрушка и создана для детской игры, на радость малышам.
Физкультминутка
Куры крыльями махали.
(Машут руками и поворачиваются в стороны.)
Ко-ко-ко!
Куры клювами стучали.
(Приседания.)
Ко-ко-ко!
И за Петей побежали.
(Бег на месте.)
Ко-ко-ко!
Петя в желтых сапогах
Ходит по песку.
(Ходьба с высоким подниманием колен.)
А потом как закричит:
Ку-ка-ре-ку!
(Взмахи руками, похлопывания.)
3. Обсуждение этапов работы.
- Сегодня мы будем лепить птиц по мотивам филимонов-ских. Посмотрите, какие чудесные птицы получились у мастеров.
Показ слайдового материала «Чудо-птицы» в нии старинных русских детских песенок. Курочка ряба Все овес толкла, Просо сеяла, Горох веяла.
* * *
Сорока, сорока, Куда ты летала? -К пану Ивану.
- Что пан делает?
- Круты горы пашет.
* * *
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Далеко ли летал?
- До Куликова поля, До матушкина дома.
- Что тебе матушка дала?
- Овин с овсом, Мерина с хвостом, Курицу в опаре. Петуха в заваре.
* * *
Слетелися птицы с моря, Садилися птицы на угоре. Пели они небылицы Про всякие птицы: На море орлица - царица, Красная девица - тетерка, Серая утица - попадьица,
Зуек - дьячок, Дикие гуси - дворяна, Лебеди - крестьяна, Журавли - рыбаки.
- Рассмотрите филимоновского петушка. У него простая
форма. Из скольких частей вы бы его вылепили? (Подставка
в виде пенечка, туловище, шея с головкой, хвост.) Какого цвета
пластилин выберете? Какие узоры видите? Какого цвета эле
менты узора?
- Вы можете вылепить петушка, уточку, курочку. Помните,
что ваша птичка должна быть яркой. Филимоновские мастера
при лепке птиц использовали небольшие детали лепнины, ис
пользуйте и вы такую возможность.
П. Самостоятельная работа детей.
Учитель оказывает дифференцированную помощь, обращает внимание на оригинальные образцы игрушек, на слайдовый материал как образец для подражания.
III. Выставка-защита детских работ.
Защита работ в виде небольших рассказов, составленных детьми о своих вылепленных петушках, уточках, курочках.
IV. Итоги занятия.
- С какой игрушкой познакомились на этом занятии? Понравилось ли вам лепить игрушки по мотивам народных промыслов?
- Чем вас привлекает народная игрушка? Можете ли вы отличить игрушки и изделия разных промыслов?
На последнем занятии учитель может предложить игру-загадку «Угадай, какому промыслу принадлежит изделие?». Для этого необходим мультимедийный материал, в котором будут представлены изделия хохломских, гжельских, дымковских, семеновских, загорских, полхов-майданских, богородских, карго-польских, филимоновских мастеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)
Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....
«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий
Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...
Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""
воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....
Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»
Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...