Использование кинетического («космического») песка в развитии мелкой моторики и сенсорики у детей младшего дошкольного возраста
проект по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Никитенкова Оксана Сергеевна

Использование кинетического («космического») песка  в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-prakticheskaya_pedagogicheskaya_rabota.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая педагогическая работа

Использование кинетического («космического») песка

в развитии мелкой моторики и сенсорики

у детей младшего дошкольного возраста

Выполнил: Воспитатель МБДОУ «Детский сад

                    № 18» Никитенкова О.С.                          

2016г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..….

3

Глава 1 Теоретические аспекты использования кинетического песка в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей младшего дошкольного возраста ………………………………………………………………………

5

1.1 Развитие мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников …………………………………………………………..

5

1.2 Использование кинетического («космического») песка в работе с дошкольниками ……………………………………………………….

8

Глава 2 Практическое использование кинетического песка в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей младшего дошкольного  возраста……………………………………………………………………….

11

2.1 Диагностика мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников …………………………………………………………..

11

2.2 Работа по развитию мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников с использованием кинетического («космического») песка ……………………………………………………………………..

15

2.3 Анализ результатов практической работы (промежуточный срез диагностики) ……………………………………………………………

16

Заключение …………………………………………………………………..

18

Список литературы ………………………………………………………….

19

Приложение ………………………………………………………………….

21

Введение

Вопрос развития сенсорики и мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Общеизвестно, что игры с песком вызывают неповторимые тактильные ощущения. Песок в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста используется для сенсорного развития. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. 

Но использование песка в группе детского сада сопряжено с определенными трудностями. На помощь приходят инновационные технологии, которые коснулись и этой области, - кинетический песок.

Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.

Цель научно-практической работы – теоретически и практически исследовать проблему использования кинетического («космического») песка в развитии мелкой моторики и сенсорики у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования.

2. Разработать и апробировать систему работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них мелкой моторики и сенсорики.

3. Проанализировать результаты работы.

Глава 1 Теоретические аспекты использования кинетического песка в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Развитие мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки. Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств - сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста представляет собой целенаправленное развитие детского восприятия. При этом формируются представления о характеристиках предметов по их внешнему виду. Дети учатся различать формы, цвета, размер их положение в пространстве, запахи и вкусы. Начинает развиваться моторная сфера.

Сенсомоторное развитие детей изучают многие ученые, они рассматривают подробно процессы «сенсомоторики».

А.В. Запорожец понимает под восприятием особенное направление в познавательной деятельности.

В своей работе Л.А. Венгер указывает, что главные особенности чувственного восприятия — освоение эталонов, которые называются сенсорными.

Сенсорика – это

  • совокупность органов чувств организма, реагирующих на внешние раздражители;
  • совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь - то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Благодаря развивающим играм осуществляется не только сенсорное развитие - у детей дошкольного возраста формируется наглядно - образное мышление. Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие игры дают возможность в условиях пребывания в дошкольном учреждении не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребёнок начинает работать на сенсорных развивающих тренажёрах, тем быстрее происходит психическое развитие ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе, и для многих видов труда.

Игры, развивающие сенсорные способности детей позволяют развивать так же и мелкую моторику.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Движения руки человека, как писал И. Н. Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. 

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Таким образом, сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

1.2 Использование кинетического («космического») песка в работе с дошкольниками

Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу.

Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими.

Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин.

Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.

Развитие мелкой моторики: Кинетический песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно надавливать пальцами, выполнять тычки, защипывать — все это способствует развитию пальчиков и щипкового захвата.

Из песка можно сделать шарики или разгладить поверхность скалкой — это развивает двусторонние навыки. Можно копать его совком, как обычный песок, или резать пластмассовым ножиком. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте ребенку формочки. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук.

Сенсорное восприятие: Кинетический песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Дети, особенно маленькие, любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. Педагог может обратить внимание детей на свойства песка, (обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь), предложить описать их, или рассказать, на что похож песок.

Формы. Учить формы с помощью кинетического песка – одно удовольствие. Формы вылепить просто, например, с помощью фигурок от игр, формы для выпечки или столовым ножом (помните о безопасности!).

Цвета. Можно предложить детям найти в песке, заранее спрятанные цветные бусины, а когда они будут их находить по одной, предложить назвать цвет бусины и надеть на ниточку. Конечно, можно использовать любые другие цветные предметы.

Величина. Можно построить башни, различные по величине, украсить только самыми большими (маленькими) камушками или ракушками, нарисовать разные по величине предметы.

Развитие речи: Сенсорные занятия с таким материалом, как кинетический песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки. Это не просто игра, это взаимодействие ребенка с «партнером по общению». Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует и задает вопросы.

Рисование: Техника почти та же, что и на бумаге, но процесс в тысячу раз интереснее. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры. Это даст им дополнительные сенсорные навыки. В такой форме рисования результат творчества ребенка сложно испортить и легко, по желанию, исправить, что неоспоримо влияет на развитие позитивной самооценки, так как создает ситуацию успеха, снимает комплекс «плохого художника».

Развитие творческого мышления: Кинетический песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть, нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. Можно предложить изобразить на песке следы различных животных или создать песочный дождик, создать волшебную страну и рассказать о ее жителях, спрятать или найти клад с сокровищами, и многое другое.

Таким образом, кинетический песок помогает развитию моторики. Он идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения.

Глава 2 Практическое использование кинетического песка в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей младшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников

Цель научно-практической педагогической работы – развитие мелкой моторики и сенсорики  у детей младшего дошкольного возраста посредством кинестетического песка.

Задачи:

1) Изучить состояние мелкой моторики и сенсорики у детей младшего дошкольного уровня.

2) Разработать и апробировать систему работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них мелкой моторики и сенсорики.

Свою научно-практическую педагогическую работу я провела в МКДОУ «Кварцитный детский сад».

В сентябре 2016 года я провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики и сенсорики у детей с целью – выявить уровень их развития. В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек. Возраст детей – 3 года. Диагностика проводилась в первой половине дня, с каждым ребенком индивидуально.

Диагностика сенсорного развития предусматривает выявление уровня развития практической ориентировки на величину, форму, цвет, уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве.

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста мной были взяты методики: Стребелевой Е.А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

При проведение обследования задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Я предлагала ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания сопровождались естественными жестами и комментированием действий.

Если ребенок затруднялся выполнить задания самостоятельно, я демонстрировала соответствующее действие, а затем просила ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то использовала метод совместных действий. Например, руками ребёнка собирала матрешку; складывала разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагала действовать самостоятельно.

По всем заданиям фиксировалось:

  • Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;
  • Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);
  • Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.

Диагностика сенсорного развития предусматривала выполнение следующих заданий:

1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е.А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

4. Собери цветок (4 цвета). Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.). Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов.

Описание заданий в приложении 1.

За каждое задание начисляются баллы от 1 до 4. Суммируя баллы за все пять заданий, получим  уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень — выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20-15;
  • средний уровень — количество набранных баллов 15-10;
  • достаточный уровень — количество баллов 10-5;
  • начальный уровень — количество баллов 5-1.

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика состояла из следующих заданий:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

2. «Уложи монеты в коробку»

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

4. «Давай поздороваемся»

5. «Колечко»

6. «Наши пальчики»

Описание заданий в приложении 2.

За каждое задание начисляются баллы от 1 до 3. Суммируя баллы за все пять заданий, получим  уровни развития мелкой моторики каждого из детей:

- низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности (1-6 баллов);

- средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями (7-12 баллов);

- высокий: четкое выполнение задания (13-18 баллов).

Результаты диагностики:

1) Анализ полученных результатов по обследованию сенсорного развития (приложение 3) показал, что:

- на начальном уровне в группе находятся 8 детей, что составило 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. Они испытывали значительные трудности при выполнении задания. Я использовала метод совместных действий. Например, руками ребёнка собирала матрешку; складывала разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагала действовать самостоятельно;

- достаточный уровень развития сенсорики выявлен у 6 ребят, что составило 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. Дети затруднялись выполнить задания самостоятельно, я демонстрировала соответствующее действие, а затем просила ребёнка повторить его;

- средний уровень выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. В двух заданиях ребенок действовал сам, без моей помощи и подсказки;

- высокого уровня нет ни у одного ребенка в группе.

2) Анализ полученных результатов по обследованию мелкой моторики (приложение 3) показал, что:

- на низком уровне в группе находится 9 детей, что составило 60 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

- средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 6 детей, что составило 40 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

- высокого уровня нет ни у одного ребенка в группе.

Таким образом, диагностика показала, что больше половины детей имеет низкий уровень развития сенсорики и мелко моторики, остальные находятся на среднем уровне развития, высокого уровня нет ни у одного ребенка в группе. Следовательно, необходимо вести целенаправленную работу по развитию у дошкольников мелкой моторики и сенсорики.


2.2 Работа по развитию мелкой моторики и сенсорики у младших дошкольников с использованием кинетического («космического») песка

Еще Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, основоположник научной педагогики в нашей стране, утверждал, что куча песка – самая лучшая игрушка для ребенка.

Мною в работе с дошкольниками был использован кинетический песок. Это классический вид живого песка, пользующийся популярностью у малышей и их родителей по всему свету. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, потому что песок очень приятен на ощупь, всегда сохраняет свою структуру и не даёт детям изначально ошибиться, а значит обеспечить наиболее успешное выполнение заданий. Этот песок очень сильно отличается от обычного и своими строительными качествами, и ощущениями.

Цель: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности.

Задачи:

1) Развивать сенсорики, учить различать формы, цвета, размер их положение в пространстве.

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

3) Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Оборудование и материал: лотки (контейнеры) с кинетическим песком, формочки, лопаточки, камешки, цветные бусины, небольшие игрушки; информационные раздаточные буклеты с советами для родителей по организации работы с кинетическим песком и его хранением.

Предполагаемый результат:

  • Знакомство с кинетическим песком и его свойствами;
  • Положительная динамика развития сенсорики и мелкой моторики у каждого ребенка.

Кинетический песок — это потрясающая игрушка для детского творчества, которая в последнее время завоевывает все больше внимания со стороны родителей. Количество игр с этим материалом — безгранично. Каждый ребенок придумает что-то свое. Кинетический песок способен увлечь игрой и взрослых и детей на довольно продолжительное время. Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов.

Описание игр в приложении 4.

2.3 Анализ результатов практической работы (промежуточный срез диагностики) 

В ноябре 2016 года я провела повторное диагностическое обследование состояния мелкой моторики и сенсорики у детей с целью – выявить динамику их развития. В исследовании принимали участие те же дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек. Диагностика также проводилась в первой половине дня, с каждым ребенком индивидуально. Я использовала те же методики.

Результаты промежуточного среза диагностики:

1) Анализ полученных повторных результатов по обследованию сенсорного развития (приложение 5) показал, что:

- на начальном уровне в начале года в группе находилось 8 детей, что составляло 53,3%. Дети набрали не более 5 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В ноябре детей на начальном уровне развития – шестеро, что составляет 40%;

- достаточный уровень развития сенсорики в сентябре был выявлен у 6 ребят, что составляло 40%. Дети набрали от 5 до 10 баллов за все задания. При повторном обследовании таких детей стало меньше на два ребенка, т.е. на 13,3%. В ноябре детей на достаточном уровне развития – четверо, что составляет 26,7%;

- средний уровень в начале года был выявлен только у 1 ребенка, это 6,7%. Он набрал 12 баллов. При повторном обследовании таких детей стало больше на четыре ребенка, т.е. на 26,7%. В ноябре детей на среднем уровне развития теперь пятеро, что составляет 33,3%;

- высокого уровня пока нет ни у одного ребенка в группе.

2) Анализ полученных повторных результатов по обследованию мелкой моторики (приложение 5) показал, что:

- на низком уровне в сентябре в группе находилось 9 детей, что составляло 60 %. При повторном обследовании таких детей стало меньше на четыре ребенка, т.е. на 26,7%. В ноябре детей на низком уровне развития – пятеро, что составляет 33,3%;

- средний уровень развития мелкой моторики в начале года был выявлен у 6 детей, что составляло 40 %. При повторном обследовании таких детей стало больше на четыре ребенка, т.е. на 26,7%. В ноябре детей на среднем уровне развития – десять, что составляет 66,7%;

- высокого уровня пока нет ни у одного ребенка в группе.

Таким образом, повторная диагностика показала положительную динамику развития сенсорики и мелкой моторики у каждого ребенка. Выбранный нами метод – игротерапия с кинестетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

Заключение

Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но использование песка в группе детского сада сопряжено с определенными трудностями. На помощь приходят инновационные технологии, которые коснулись и этой области, - кинетический песок. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук.

Цель научно-практической работы заключалась в теоретическом и практическом исследовании проблемы использования кинетического («космического») песка в развитии мелкой моторики и сенсорики у детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:

1. Была изучена психолого-педагогическая литература по вопросу исследования. Выявлено, что сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений.

2. Разработана и апробирована система работы с кинетическим песком с младшими дошкольниками по развитию у них мелкой моторики и сенсорики. Кинетический песок помогает развитию моторики. Он идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения.

3. Проанализированы результаты работы. Повторная диагностика показала положительную динамику развития сенсорики и мелкой моторики у каждого ребенка. Выбранный нами метод – игротерапия с кинестетическим песком, а также подобранные игры оказываются эффективными.

Список литературы

  1. Беззубцева, В. Г. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму [Текст] / В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. – М., ГНОМ и Д, 2003. – 120с.
  2. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2004. – 109с.
  3. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст] / В. В. Голубев. - М.: Академия, 2011. – 92с.
  4. Гончарова, Е. Парадоксы отклоняющегося развития [Текст] / Е. Гончарова // Дошкольное воспитание, 2006. - №2. - С. 49. 
  5. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр.. [Текст] /  О. Ю. Епанчинцева. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010. – 80 с.
  6. Ефремова, Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. [Текст] Н. Ефремова // Дошкольное воспитание. – 2012. – №12. – С.20-21.
  7. Игры с кинетическим песком Cosmosand для гиперактивных детей [Электронный ресурс] – режим доступа -  http://goroshenka.ru/razvivayushchie-igry/
  8. Кинетический песок для развития дошкольников [Электронный ресурс] – режим доступа - http://ozgdou44.edumsko.ru/activity/advices/articles/ 
  9. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 779-783.
  10. Кузуб, Н. В. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. [Текст] /  Н. В. Кузуб, Э. И. Осипук. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 61 с.
  11. Лебедева, А. Н. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Лебедев. – Москва, «Школьная пресса» 2014. – 32с.
  12. Мухина В. С. Детская психология. [Текст] / В. С. Мухина. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 2009. — 352 с.
  13. Поддьяков, Н. Н. Сенсорное воспитание ребёнка в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду, — М. Просвещение, 2001. — 456 с.
  14. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. Альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/ [Текст] / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  15. Сакович, Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту [Текст] / Н. А. Сакович. – СПб.: Речь; 2008. – 176 с.
  16. Соколова, Ю. А. Сенсорика [Текст] / Ю. А. Соколова. — М.: ЭКСМО, 2007. – 48с.
  17. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» [Текст] / Е. А. Янушко. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009. – 56с.


Приложение

Приложение 1.

Диагностика сенсорного развития

За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е.А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.

1. Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.) (табл. 4).

Набор предметов

Похожие на квадрат

Похожие на треугольник

Похожие на круг

Кубик

Конус

Монета

Коробок

Ёлочка

Медаль

Пуговица

Формочка

Полусфера

Ластик

Крышка

Цыплёнок

Мыло

Ракета

Пуговица

Записная книжка

Призма

Кольцо

Флакон

(бутылочка)

Флакон

(бутылочка)

Божья коровка

Батарейка

Камушек

Коробка

(пудреница)

Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая (круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».

Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.

3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.

2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е.А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

Оборудование: четырёхсоставная матрёшка.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.

3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

Наглядный материал.

Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

4. Собери цветок (4 цвета)

Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.

Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый).

Наглядный материал.

Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.

Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.

5. «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.)

Задание направлено на проверку уровня сформированное™ навыков тактильного обследования предметов.

Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ошупь определить, назвать и описать предмет.

Обучение: взрослый одевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.».

Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

1 балл — ребёнок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребёнок принимает задание, стремится обследовать предметы, но после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; тактильно обследует предметы методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень — выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 20—15;
  • средний уровень — количество набранных баллов 15-10;
  • достаточный уровень — количество баллов 10—5;
  • начальный уровень — количество баллов 5—0.

Приложение 2.

Диагностика мелкой моторики

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста были взяты методики Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой. Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой. Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

За каждое задание начисляются баллы от 1 до 3. Суммируя баллы за все пять заданий, получим  уровни развития мелкой моторики каждого из детей:

- низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности (1-6 баллов);

- средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями (7-12 баллов);

- высокий: четкое выполнение задания (13-18 баллов).

Приложение 3.

Результаты диагностики сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Рисунок 1 – Гистограмма результатов по обследованию сенсорного развития

Рисунок 2 – Гистограмма результатов по обследованию мелкой моторики

Приложение 4.

Игры с кинестетическим песком

Знакомство с песком

Задачи: знакомство детей с правилами поведения в песочнице; развитие тактильной чувствительности, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.

Сам процесс знакомства с песком может растянуться на несколько часов. Первое, что стоит сделать, став обладателем кинетического песка — это открыть упаковку, высыпать его в песочницу или на стол просто попробовать его на ощупь. Попробуйте слепить из песка самую простую фигуру, например небольшой шарик, почувствуйте какие плотные получаются фигуры, а затем просто надавите на фигуру пальцем и наслаждайтесь видом и ощущением того, как фигура растекается по поверхности. Попробуйте пропустить песок сквозь пальцы, он как будто течет.

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).

Готовим печенья и кексики

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Для этой игры можно использовать различные формы для выпечки, кулинарные высечки, формы для выпечки и даже скалку. Песок не прилипает к ним, после игры достаточно будет помыть формы и их снова можно использовать на кухне по прямому назначению.

Ребенку можно предложить раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно печь печенье различной формы и устраивать настоящее чаепитие для кукол и игрушек. Используя формы для кексов испечь вкусняшки для папы с мамой. Отлично впишется в эту игру игрушечная плита.

Прятки

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Дети очень любят играть в прятки и в этом плане кинетический песок представляет собой безграничное поле для игр с детьми разных возрастов.

Самые простые прятки — в песке можно спрятать несколько маленьких предметов и предложить ребенку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы. Задача ребенка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти определенное количество игрушек.

Угадай что

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Игра предполагает наличие небольших игрушек разной формы – круг, квадрат, овал, треугольник. Все предметы закапываются в песок, а ребенку предлагается с закрытыми глазами в песке их найти и назвать.

Развиваем логическое мышление

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Строем три песчаные горки, в одну из них прячем предмет, небольшую игрушку. И подсказываем ребенку, где она находится – игрушка спрятана в самой большой кучке или в левой кучке и т.д.

Угадайка

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке, посмотрите с ребенком в чем их отличие. Само по себе это занятие — отличная игра, но после того, как все доступные предметы оставили свой след на песке можно пойти дальше и играть в угадайку. Один из играющих берет любой предмет и оставляет им след на песке, а второму играющему нужно угадать — что же за предмет оставил след на песке.

Рисование на песке

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Такая игра подойдет для трехгодовалых малышей, они с удовольствием будут рисовать солнышко, домики и цветочки пальчиком на песке, потом рисунки довольно быстро можно убрать и нарисовать новые.  Хотя мой шестилетний сынок и до сих пор с удовольствием рисует пальчиками в крупе и песке, ему до сих пор эти игры ужасно нравятся.

Повар

Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Несмотря на то, что игра «девчачья» мальчики тоже с удовольствием поиграют в нее. Кинетический песок довольно легко режется пластиковым ножом. Сначала мы «печем» пирог с помощью формочек или используя свою фантазию, а потом устраиваем чаепитие – разрезаем пирог ножичком на несколько частей. Такая игра поможет развить моторику, научит малыша считать, когда нужно отрезать определенное количество кусочков.



Приложение 5.

Результаты повторной диагностики сенсорики и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Рисунок 3 – Гистограмма повторных результатов по обследованию сенсорного развития

Рисунок 4 – Гистограмма повторных результатов по обследованию мелкой моторики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

Использование пальчиковой гимнастики как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

В моем семинаре - практикуме вы ознакомитесь с невероятно интересными играми,которые улучшат мелкую моторику рук детей. Эти игры я предлагаю проводить как педагогам так и родителям дошкольников....

Конспект НОД Тема: "Использование лепки из холодного фарфора для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Цель: воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, аккуратность в работе с материалом, рациональное его использование; формировать умение раскатывать шарики круговыми движениями ладоней,...

Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Консультация для родителей Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Важность использования  пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Важность использования пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...