Рабочая программа кружка «Пластилиновая ворона»
(пластилинография)
9 подготовительная группа
Составила: Перминова Г.Г.
2018-2019г
Актуальность.
Исследованиями различных стран установлено, что уровень мыслительной деятельности, развитие речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия по развитию осязания и мелкой моторики помогают оказывать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослаблять зависимость становления зрительных функций от зрительного дефекта.
Природа наделила человека зрением - бесценным даром, благодаря которому мы получаем 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Программа работы кружка по пластилинографии является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей подготовительной группы под девизом: растём, развиваемся через познание, творчество, игру.
Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.
Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Цель работы:
Развитие осязания и мелкой моторики рук через освоение нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии.
Задачи:
- Формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии ;
- Закреплять умение работать на заданном пространстве;
- Закрепить приёмы лепки;
- Развивать осязание и тактильно-двигательного восприятия;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
- Развивать внимание, памяти, речи, мышления;
- Развивать зрительно-моторную координацию;
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
- Воспитывать стремление к поиску, самостоятельности.
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Этапы кружковой работы с детьми:
• Изучение интересов и потребностей детей;
• Изучение методических рекомендаций;
• Создание условий для проведения кружковой работы;
• Подведение итогов.
Предполагаемые результаты работы:
• у ребёнка развит интерес к творческой деятельности;
• усвоены основные приёмы работы в технике пластилинографии;
• мелкая моторика развита на достаточном уровне;
• ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Плотный цветной картон.
2. Цветной пластилин.
3. Доска для лепки.
4. Салфетка для рук.
5. Игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия.
Подготовительная группа (второй год обучения).
Количество детей- 13
№ | Тема занятия | Задачи |
Сентябрь |
|
|
| «Ветка рябины»» | - Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.
- Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать эстетическое и образное восприятие.
|
| »Урожай на грядке» | - Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу, в определённом порядке.
- Уточнить знание детей об овощах, их размере, форме , внешнем виде.
- Закреплять знания о цвете.
- 4.Развивать чувство ритма.
|
Октябрь |
|
|
| «Чудо-грибочки» | - Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, грибах( их разновидностях).
- Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
- Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
- Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности. Воспитывать чувство сопереживания и взаимопомощи.
|
| «Осеннее дерево» | - Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
- Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
- Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
- Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
|
Ноябрь |
|
|
| «Птичка» | - Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
- Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
|
| «Ёжик» | - Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
- Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
- Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
- Развивать мелкую моторику.
- Воспитывать аккуратность в работе.
|
Декабрь |
|
|
| «Снеговик» | - Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
- Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
- Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года. |
| «Украсим ёлочку новогодними игрушками». | - Упражнять в раскатывании комочков пластилина круговыми движениями рук и расплющивании по поверхности основы.
- Развивать цветовосприятие, умение видеть красоту в сочетании тёмно-зелёного цвета ели с яркими цветами украшений.
- Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
- Развивать интерес к работе.
|
Январь |
|
|
| «Украсим Кате чашку» | - Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
|
| «Рыбки в аквариуме» | - Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
- Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
- Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук.
|
Февраль |
|
|
| «Украсим торт» | - Продолжать формировать умение ь детей составлять узор на круге.
- Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями,
- Вызывать радость от проделанной работы.
- Развивать согласованность в работе обеих рук
- Воспитывать аккуратность.
|
| «Мышка-норушка и золотое яичко» | - Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
- Продолжать формировать умение преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук.
- Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
- Развивать сюжетно-игровой замысел.
|
Март |
|
|
| «Веточка мимозы в подарок маме» | - Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
- Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
- Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
- Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
|
| «Украсим туфельку» | - Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческие способности детей.
- Воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
|
Апрель |
|
|
| «Самолёт летит» | - Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
- Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
- Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
- Закрепить знания о голубом и синем цветах
|
| «Разноцветный светофорчик». | - Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
- Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
- Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
- Развивать аккуратность в работе с пластилином.
|
| «Черепаха» | - Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
- Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
- Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
- Воспитывать бережное отношение к живым существам.
|
Май |
|
|
| «Цветик-семицветик» | - Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
- Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
- Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
- Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
|
| «Радуга-дуга» | - Формировать умение детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней.
- Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями рук.
- Продолжать Формировать умение использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос.
- Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга)
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
|