«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики»
консультация по аппликации, лепке на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики»
Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Существует большое количество средств и способов развития мелкой моторики. Одним из таких средств является пластилинография. «Пластилинография» (от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» -материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, суть которой заключается в создании пластилином лепной картины на какой-либо основе(бумажной, картонной и др.), благодаря которой изображения получаются
более или менее выпуклые. Пластилин – пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму, а основным инструментом в пластилинографии являются руки, следовательно, уровень развития мелкой моторики рук детей зависит от умения владеть собственными руками . Данная техника хороша тем, что, занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Этот вид творчества благотворно влияет на развитие внимания и памяти: дети запоминают приёмы и способы работы с пластилином, по мере необходимости воспроизводят сохранённые в памяти знания им умения, самостоятельно фантазируют и применяют полученные знания на практике. Занятия пластилинографией воспитывают в детях усидчивость, ответственность,аккуратность.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Основными целями и задачами обучения детей в технике платилинография являются
∙развитие мелкой моторики;
∙формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;
∙освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
∙обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
∙ознакомление с окружающим миром;
∙развитие эмоций и фантазии.
Пластилинография способствует, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также,рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
Рекомендации по организации работы в технике пластилинография:
∙во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
∙предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;
∙устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
∙покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать. Материалы для создания пластилиновой картины:
∙картон с контурным рисунком;
∙набор пластилина;
∙салфетка для рук;
∙стеки;
∙бросовый и природный материалы.
В процессе обучения детей пластилинографии. важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом. Пластилинография, не только является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Она способствует развитию творческих способностей, воображения, развивает усидчивость, терпение, прилежание, аккуратность, внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Пластилинография-как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста"
Мастер-класс для родителей по пластилинографии...
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Ученые доказали, что с анатомической точки зрен...
Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....
Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».
Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Презентация опыта работы...
Опыт работы по теме: «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, ...
Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук и творчества детей дошкольного возраста
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение прост...