Аппликация как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет
статья по аппликации, лепке на тему

Савинова Нина Васильевна

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3.

Глава 1. Теоретическая часть. Значение развития творческих способностей             детей 4-5 лет………………………………………………………………….

1.1. Общее понятие и структура творческих способностей детей 4-5 лет… 7.

1.2. Аппликация как вид продуктивной деятельности дошкольников………15.

Глава 2. Практическая часть. Исследование процесса аппликации как средства развития творческих способностей детей 4-5 лет в условиях ДОО…………..

2.1. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-5 лет…21.

2.2. Разработка комплекса НОД по аппликации, направленного на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО………………………………27.

2.3. Проверка результативности комплекса НОД по аппликации в процессе развития творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО…………………30.

Заключение……………………………………………………………………33.

Список использованных источников ………………………………………36.

Приложение А.…………………………………………………………………….

Приложение Б.…………………………………………………………………….

Приложение В.…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Творчество - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение механический прибор и т.п.). Новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина.

Л.С.Выготский считает, что «творческой деятельностью мы называем деятельность человека, которая создаёт нечто новое, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (2, С.32). Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети. А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности».

Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка. Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.

Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Аппликация (в переводе с лат.- накладывание) - метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и

отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

В результате обобщения опыта педагогов было выявлено следующее значение обучения аппликации:

- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно - графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

- воспитание зрительской культуры;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Предмет исследования: комплекс НОД по аппликации, направленный на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Цель исследования: изучить возможность использования аппликационных техник в развитии творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

-​ раскрыть понятие творческие способности детей 4-5 лет;

- выделить структуру развития творческих способностей детей;

-​ рассмотреть виды и техники аппликации детей дошкольного возраста;

- выявить уровень развития творческих способностей детей 4-5 лет;

- разработать комплекс НОД о аппликации, направленного на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО;

-​ проверить результативность комплекса НОД по аппликации в процессе развития творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс развития творческих способностей детей 4-5 лет станет более эффективным, если использовать специально подобранный комплекс НОД по аппликации.

Методы исследования: анализ литературы; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение за детьми в процессе организованной деятельности; методы качественной и количественной обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к развитию творческих способностей детей 4-5 лет.

Практическая значимость заключается в разработке комплекса НОД по аппликации, направленного на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО, который может быть интересен педагогам и родителям.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_diplom_s_pravkami.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ

Заместитель директора

По учебной работе

______________О.В.Близнюк

«___»        2018   год

Аппликация как средство развития творческих способностей детей 4-5 лет

Дипломная работа

студентки 041 группа

                                                                специальности 44.02.01

                                                                              дошкольное  образование

Савиновой Нины Васильевны.

Научный руководитель: ________________В.Н. Степаненко

Рецензент: _______________Шеина  Е.В.

Дата защиты: …..2018

Оценка:____________

Саратов 2018

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3.

Глава 1. Теоретическая часть. Значение развития творческих способностей             детей 4-5 лет………………………………………………………………….

1.1. Общее понятие и структура творческих способностей детей 4-5 лет… 7.

1.2. Аппликация как вид продуктивной деятельности дошкольников………15.

Глава 2. Практическая часть. Исследование процесса аппликации как средства развития творческих способностей детей 4-5 лет в условиях ДОО…………..

2.1. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-5 лет…21.

2.2. Разработка комплекса НОД по аппликации, направленного на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО………………………………27.

2.3. Проверка результативности комплекса НОД по аппликации в процессе развития творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО…………………30.

Заключение……………………………………………………………………33.

Список использованных источников ………………………………………36.

Приложение А.…………………………………………………………………….

Приложение Б.…………………………………………………………………….

Приложение В.…………………………………………………………………….


Введение

Творчество - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение механический прибор и т.п.). Новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина.

Л.С.Выготский считает, что «творческой деятельностью мы называем деятельность человека, которая создаёт нечто новое, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (2, С.32). Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети. А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует», и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка. Нельзя не забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности».

Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка. Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.

Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

Аппликация (в переводе с лат.- накладывание) - метод создания художественных изображений из разных фигур, форм, вырезанных из материала и наклеенных либо нашитых на соответствующий фон. В аппликации используются самые разные материалы: сукно, береста, войлок, кожа, бумага, соломка, ткань.

В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и

отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность. Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

В результате обобщения опыта педагогов было выявлено следующее значение обучения аппликации:

- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

- развитие художественно - графических умений и навыков;

- развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;

- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;

- получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;

- воспитание зрительской культуры;

- возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Объект исследования: развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Предмет исследования: комплекс НОД по аппликации, направленный на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Цель исследования: изучить возможность использования аппликационных техник в развитии творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

-​ раскрыть понятие творческие способности детей 4-5 лет;

- выделить структуру развития творческих способностей детей;

-​ рассмотреть виды и техники аппликации детей дошкольного возраста;

- выявить уровень развития творческих способностей детей 4-5 лет;

- разработать комплекс НОД о аппликации, направленного на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО;

-​ проверить результативность комплекса НОД по аппликации в процессе развития творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Гипотезой исследования является предположение о том, что процесс развития творческих способностей детей 4-5 лет станет более эффективным, если использовать специально подобранный комплекс НОД по аппликации.

Методы исследования: анализ литературы; психолого-педагогический эксперимент; наблюдение за детьми в процессе организованной деятельности; методы качественной и количественной обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении подходов к развитию творческих способностей детей 4-5 лет.

Практическая значимость заключается в разработке комплекса НОД по аппликации, направленного на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО, который может быть интересен педагогам и родителям.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.


Глава 1. Значение развития творческих способностей  детей 4-5 лет

  1. Общее понятие и структура творческих способностей детей 4-5 лет

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок данного возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельность, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициатива связана с любознательностью, способностью, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Творческие способности – это способности к творчеству как деятельности. В педагогике отмечено, что развитие творческих способностей возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального развития. Стремление выделить творческие способности можно объяснить, во-первых, их значимостью для творческого процесса, а во-вторых, как отмечает американский педагог Х. Литтон, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Стремление раскрыть творческие способности, определить пути их развития приводит к необходимости рассмотрения структуры творческих способностей.

Структура творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационного, содержательного, операционного, эмоционально-волевого. Основным показателям творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: эмоционально-волевых мотивационных, содержательно-операционных, компонентов деятельности, а именно, понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Развитие творческих способностей, довольно сложный процесс, и доступен только человеку. Он тесно связан с понятием «творчество» или «творческая деятельность». Если понимать творчество в его истинном смысле, то это создание нового, творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником, детского развития. Творчество это необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в детстве.

Творческой деятельностью называют деятельность человека, которая создает нечто, новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, обнаруживающимся только в самом человеке.

Развитие творческих способностей у детей происходит в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет.

С педагогической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами.

Дошкольное детство также является сенситивным периодом (сенситивный период – это период особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом) для развития творческого воображения.

Одним из важных факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период ребенок вынужден больше заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения, если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.

Известно, что для творчества необходимо комфортная обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Необходимо постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

Но не только от создания условий зависят развития творческих способностей. Развитие  творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка, поэтому именно воображение можно считать одним из составляющих творческих способностей.

Воображение – способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действии. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого – либо свойства предметов другой области.

Как показывают исследования Л. С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности».

Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переработка образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению опыта.

Воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.

Обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии.

К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других

Можно сказать, что творческие способности это и есть креативность. Исследования позволяют связать креативность с развитием воображения, которое имеет особую форму, вид у ребенка дошкольного возраста, а значит, особую форму имеет и креативность дошкольника. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению. Творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего возраста и на всем протяжении его детства.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Творческие способности зависят от наличия разнообразия прежнего опыта человека и ребенка. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Развитие ребёнка зависит от того, как осуществляется  процесс его воспитания, как организованно пространство, в котором он растёт и совершенствуется, в каком окружении он находится в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Во многом педагог несёт ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство развития личности ребёнка.

Педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берёт своё начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребёнка. По мнению Л.С.Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребёнка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Важным компонентом дошкольного образования является среда развития ребёнка в детском саду. И.А.Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая реализует ряд принципов:

- уважение интересов и потребностей: предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимость активизировать поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации;

- уважение мнения и личностной позиции заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения, как понимание, признание личности ребёнка, способность взрослого встать на его позицию;

- активность в разных видах деятельности: среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой. Должна быть интенсивно развивающейся, стимулирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств;

- учёт возрастных особенностей подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды и отличительных признаков в её организации.

Много должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту жизни поможет близкое и доступное ему-бумага. Доступность бумаги, простота её обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приёмами и

способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.

Прежде всего, ребёнок учится общаться с бумагой, угадывать её качества. В процессе работы с ней у детей развивается мелкая моторика пальцев. А конструирование из бумаги даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны.  Очень важно и то, что при складывании бумаги одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти всё делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия с бумагой гармонизируют работу полушарий мозга, потому что мы делаем всё двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребёнка. Конструирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Работа с бумагой знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, то есть самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Конструирование их бумаги способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

В развитии творческих задатков можно выделить несколько направлений. Прежде всего, это развитие конструктивных  способностей. Ведь из занятия в занятие дети наблюдают и становятся участниками процесса перевоплощения

бумажного листа, у некоторых воспитанников появляется желание создать что-то свое. Это огромный шаг вперед, даже если полученный результат будет элементарным или окажется давно изобретённым кем-то другим. Для ребенка это плод его воображения, созданный путем творческого поиска. При этом конструкции могут быть результатом складывания одного квадрата или соединения нескольких деталей. Таким образом, условно определённое первое направление творчества детей связано с созданием самих фигурок. Другое направление связано с применением фигурок. Это может быть оформление помещений, подарков, аппликационных работ, где ребенку предоставляется самостоятельный выбор решения.

Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация – наиболее простой и доступный способ          создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей.

1.2. Аппликация как вид продуктивной деятельности дошкольников

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предлагая ребятам бумагу разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация делится на индивидуальное и коллективное. Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т.д.

По мере освоения приемов вырезания средней, старшей и подготовительной к школе группах дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

5.Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.

Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы. Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Содержание работ в этом возрасте своеобразное: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.

Выполняя отдельные действия вместе с воспитателем, делающим аппликацию, дети получают первые представления о ней как о способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с использованием инструмента - ножниц.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение с взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т.д. в совместной с ним деятельности.

Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл. Действия детей с бумагой постепенно усложняются.

Первые совместные с взрослым ручные результативные действия, включенные в контекст создания определенного «продукта», эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в создании изображения, но уже на четвертом году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).

3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).

Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В средней группе решаются более сложные задачи:

1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами - отрезать, разрезать, вырезать по контуру.

2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.

3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и т.п., а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).

4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.

В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод: обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого развития дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

Выводы по первой главе:

1. Творческие способности дошкольника это способности к творчеству как деятельности.

2. Педагогическими условиями развития творческих способностей являются:

разнообразие и вариантность работы с детьми на занятиях, учет индивидуальных особенностей развития, бережное отношение к процессу и

результату детской деятельности, развивающая предметно-пространственная среда.

3. Аппликация это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

4. Выделяют следующие виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная.

5. К основным обучающим задачам относят : воспитательные, образовательные и развивающие.

Глава 2. Исследование процесса аппликации как средства развития творческих способностей детей 4-5 лет в условиях ДОО

2.1. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-5 лет.

Для выявления творческих способностей детей 4-5 лет в средней группе МАДОУ «Детский сад №57» город Энгельс была проведена диагностика. Диагностируя детей, использовались следующие методы:

• беседа и игра  с целью выявления представления об использовании различных материалов в аппликации;

• наблюдение с целью выявления особенностей интереса к изобразительным материалам.

В групповой комнате создан уголок "Творческая мастерская", в котором собрали необходимые изобразительные материалы для этого возраста: клей ПВА, ножницы, кисти, краски, разные виды круп, разноцветные бумажные салфетки, кусочки поролона, цветной картон, шаблоны, ватные диски, ватные палочки, кисти, краски, нитки разных цветов, крупа, песок.

Был создан план по развитию творческих способностей детей посредством аппликации. В течение обучения дети смогли уяснить - чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, выбрать материал для своей творческой работы. Направленность на результат деятельности помог развить у детей усидчивость и трудоспособность, аккуратность и самостоятельность.

Всякий раз создавалась новая ситуация для того чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, умения и навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы.

Таким образом, аппликация способствует развитию у ребёнка: художественного воображения и эстетического вкуса, конструктивного мышления – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое, мелкую моторику и тактильные ощущения.

В ходе деятельности постарались развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Ребенок в процессе развития смог реализовать свои творческие способности. Ребенок уверенно демонстрировал качества креативной личности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью.

О результативности проделанной работы свидетельствуют наблюдения за всей группой и результаты мониторинга. Прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей. У детей были скудные знания о интересных техниках применяемых в аппликации. После проведённой работы у детей улучшились показатели, результативность была достаточно высокой. Также была проведена работа с родителями. Детское творчество требует к себе самого серьезного отношения. Поэтому в ходе индивидуальных бесед, постарались убедить родителей, чтобы у них не было боязни, что у ребёнка ничего не получится, пренебрежения, что ребенок запачкается красками, принесёт с улицы веточку, камушки или песок для будущего шедевра. Для совместного творчества дома нужно лишь найти немного времени, подготовить рабочее место и подобрать материал. Для родителей было проведено родительское собрание, тема которого была: «Развитие творческих способностей». Для родителей были подготовлены консультации на темы: "Аппликация помогает ребёнку развиваться". Был оформлен родительский уголок. Активное участие родители приняли в выставках «Кладовая творчества», «Творим вместе с мамой», где совместно с детьми выполнили работы, используя в аппликации различные материалы.

Проделанная работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста показала то, что аппликация эффективно активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликации, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

2.1. Выявление уровня развития творческих способностей детей 4-5 лет.

В дошкольной педагогике и психологии существует множество критериев оценки творческих способностей детей. Но некоторые исследователи отмечают большую эффективность подхода к анализу детского творчества американского специалиста П.Торренса и О.М.Дьяченко, Е.Л.Пороцкой. Они выделяют творческое мышление как обязательный компонент любых творческих способностей и использует для анализа результатов творческой деятельности.

Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка, его творческие способности Е.С.Белова рекомендует понаблюдать за ребёнком на занятиях, в игре, отмечая следующие моменты:

- предпочитаемые виды занятий, игр;

- самостоятельность творческого поиска (обращается ли за помощью к взрослым, другим детям, какая помощь и на каком этапе потребовалась);

- отношение ребёнка к процессу творчества (эмоциональная окрашенность, увлечённость);

- инициатива (в выборе вида деятельности, создании замысла, выборе средств);

- реализация творческого замысла (полнота, изменения, осознанность);

- использование источников информации и выразительных средств (виды, предпочтения, разнообразие, адекватность замыслу).

Диагностика творческих способностей имеет свои особенности, которые необходимо выделить, чтобы увидеть их отличительную черту от других видов диагностики.

Особенности диагностики:

1.Для получения более точных результатов необходимо исключить учебную мотивацию, проводить в свободное от работы время.

2.Экспертная оценка не столько результата, сколько процесса.

3.Иные методы: не через тесты, а через включённое наблюдение в естественных условиях (эксперт играет вместе); через самоопросники, биографический метод, в котором снимаются только факты (т.к. творчество возникает эпизодически) и анализируются условия, в которых происходил факт.

4.Игра, тренинги являются основными методами.

5.Для снятия напряжённости обязателен подготовительный период.

6.Снят лимит времени.

Основные показатели при диагностировании:

-Беглость.

-Гибкость (количество идей, умение переключаться с проблемы на проблему).

-Оригинальность (стандартный ответ или нет).

-Устойчивость интереса.

-Целостность (способность придавать продукту завершённый вид).

Практическая часть исследования выполнялась на базе МАДОУ « Детский сад №57» в средней группе, с участием десяти детей 4-5 лет. При проведении диагностики с детьми 4-5 лет была создана обстановка  для индивидуального обследования, без контакта с другими детьми, т.к. у детей этого возраста есть склонность к подражанию.

1)​ Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

3 балла – если это было дополнено деталями;

4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

2)​ Тест П.Торренса на творческих способностей и  мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

1.Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

2.Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

3.Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

4.Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Творческие способности так же проверялись через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы. Детям показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

При оценке данного задания использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

 В диагностики принимали участие дети средней группы 4-5 лет « Вишенка» в количестве 10 человек.  При диагностировании было выявлено, что у  7 детей уровень развития творческих способностей очень высокий, у 1 ребенка показатель средний. 2 ребёнка  не справились с заданиями. Для детей с низким уровнем развития творческих способностей были разработаны тесты и задания, направленные на развития творческих способностей, проведены беседы с родителями.

В результате диагностики было выявлено, что уровень  развития творческих способностей детей велик. Дети с большим удовольствием выполняли все задания предложенные воспитателем. Данные диагностики представлены в таблицах.

Итоговая таблица результатов диагностирования детей 4-5 лет по двум методикам.

Ф.И. ребёнка

Методика О.М. Дьяченко

баллы

Тест П.Торренса

итоговый показатель

1

Милена А

3 баллов

средний

2

 Георгий Б.

3 баллов

средний

3

Иван В.

0 баллов

низкий

4

Семён Ж.

0 баллов

низкий

5

 Кирилл К.

3 балла

средний

6

Богдан М.

3 балла

средний

7

Егор П.

2 балла

низкий

8

 Андрей С.

2 балла

низкий

9

 Иван Т.

3 баллов

средний

10

 Алексей Ш.

3 баллов

средний

2.2. Разработка комплекса НОД по аппликации, направленного на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО.

Комплекс НОД по аппликации в средней группе был разработан с учётом развития детей.  Дети очень любят видеть результат своей работы. Аппликация в средней группе проходит 2 раза в месяц. На занятиях аппликации используются различные методы и приёмы, используют различные материалы как традиционные, так и нетрадиционные. Для детей средней группы конспекты НОД были разработаны с учётом полученных знаний ранее. Были разработаны следующие конспекты, смотреть Приложение А.  

1.НОД по аппликации «Паучок, паучок, сплети нам паутинку»

Цели: продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;

Задачи:

- развивать умения пользоваться ножницами, разрезать полоски на равные части и соединять с основным элементом аппликации;

- формировать интерес к созданию аппликации;

Предварительная работа: беседы о насекомых; рассматривание картин, иллюстраций, открыток данной тематике; прослушивание стихотворений, загадок данной тематики; просмотр презентаций на тему «Какие бывают насекомые»

Материал: бумага коричневого цвета, вырезанная в форме круга и узкого прямоугольника, клей, кисточка для клея, салфетки для рук, изображения паучков, раскрасок.

В ходе занятия были решены все поставленные задачи.

  1. НОД по аппликации: «В магазин привезли красивые пирамидки»

Цель: совершенствовать навыки аккуратного вырезывания у детей.

Задачи:

- Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания; закреплять знания о названиях геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, овал; закрепить знание цвета.

- Учить соотносить геометрические фигуры по размеру: маленький, большой, меньше, больше.

- Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение.

- Воспитывать бережное отношение к игрушкам, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: игры с игрушками, уточнение их форы, величины, цвета; сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Материал: у воспитателя: заготовки из цветной бумаги 10х5, 8х4, 6х3, 4х4, альбомный лист бумаги, жесткая кисть, клейстер, поднос, ножницы, готовый образец; у детей: поднос с заготовками, баночки с клейстером, клеенка 15х15, жесткая кисть, подставка для кисти, ножницы с закругленными краями.

В ходе занятия дети очень аккуратно и осторожно  пользовались ножницами. Поставленные задачи были решены.

3. НОД по аппликации «Божья коровка»

Цель: изготовление поделки из цветной бумаги.

Задачи: закрепить умение работать с цветной бумагой и клеем;

расширять представления детей о круглой геометрической форме;

развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, творческое воображение.

Материалы: 2 чёрных круга дм. 5 см. и 3 см., 2 красных круга дм. 5 см. заготовка листа дерева, клей ПВА, салфетка, чёрный фломастер.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций насекомых, рассматривание насекомых на улице, чтение стихотворения И. Мордовиной «Божья коровка».

Дети с восторгом изготавливали поделку. Для своей работы они использовали разнообразные материалы. Поставленные задачи были решены.

Оценивая проделанную работу, было установлено: что дети с большой радостью и восторгом участвовали активно на занятиях. Поделки, которые изготовили дети, были очень интересны. Ребята самостоятельно выбирали материал для своих поделок. Также можно отметить положительный отклик детей на нововведения.

Фото таблица к НОД по аппликации в средней группе «Божья коровка» представлена в Приложение Б.

2.3. Проверка результативности комплекса НОД по аппликации в процессе развития творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО

С целью проверки результативности комплекса НОД по аппликации в процессе развития творческих способностей у детей средней группы была проведена диагностика по методике, предложенной Г.С. Швайко[20,11]. В диагностике  принимали участие 10 человек средней группы.

Каждому ребёнку предлагалось вырезать и наклеить божью коровку, состоящий из 4-х частей разной величины (круг маленький, овал, крылья, листок)

Результаты анализа детских работ были сопоставлены с основными требованиями к уровню освоения содержания раздела «Аппликация» в средней группе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, согласно которым дети должны уметь:

- правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- разрезать по прямой короткие и длинные полосы, составлять из полос изображения разных предметов;

- вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника;

- аккуратно наклеивать .

На основании перечисленных умений были определены критерии оценки уровня развития творческих способностей в аппликации у детей средней группы по трехбалльной шкале:

3 балла - ребёнок самостоятельно справляется с заданием, правильно выполняет основные приёмы вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1-4 частей; умения в аппликации устойчиво сформированы, их проявление не зависит от особенностей ситуации, настроения ребёнка, присутствия или отсутствия взрослого.

2 балла - ребёнок не всегда самостоятельно справляется с заданием, выполняет отдельные приёмы вырезания, расположения и наклеивания, создаёт предметы из 1-4 частей с помощью взрослого; умения в аппликации имеют характер периодических проявлений, зависящих от особенностей ситуации, настроения ребёнка, наличия контроля со стороны взрослого.

1 балл - ребёнок не владеет основными приёмами вырезания, расположения и наклеивания, с заданием не справляется; умения в аппликации не сформированы, их проявление носит случайный характер.

На основании проведенного диагностического исследования, а также наблюдения за процессом аппликации, были сделаны следующие выводы что разработанный комплекс по аппликации, направленный на развитие творческих способностей детей средней группы, имеет положительную динамику развития. Все 10 детей показали высокий уровень развития творческих способностей.

Итоговая таблица результатов диагностирования детей 4-5 лет  Г.С. Швайко

Ф.И. ребёнка

Начало занятий

На конец занятий

1

Милена А

2 балла

3 балла

2

Георгий Б.

2 балла

3 балла

3

Иван В.

1 балл

2 балла

4

Семён Ж.

1 балл

2 балла

5

Кирилл К.

2 балла

3 балла

6

Богдан М.

2 балла

3 балла

7

Егор П.

2 балла

2 балла

8

Андрей С.

1 балл

3 балла

9

Иван Т.

1 балл

3 балла

10

Алексей Ш.

2 балла

3 балла

Выводы по второй главе:

  1. Для определения уровня развития творческих способностей была проведена диагностика на основе методики О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.
  2. В процессе диагностического обследования получены следующие результаты: 6 детей среднем уровнем развития творческих способностей, 2 ребёнка частично справились с заданиями, 2 детей не справились с заданием.
  3. Разработан комплекс ООД по аппликации состоящий из 3 занятий с использованием различных художественных материалов: бумага различного цвета, различные геометрические фигуры, клей, кисточки для клея, кисточки, салфетки для рук, наглядные изображения, раскрасок, заготовка листа дерева, клей ПВА, чёрный фломастер.
  4. Результативность ООД по аппликации доказана посредством проведения диагностики по методики Г.С. Швайко. Входе диагностики у детей были выявлены хорошие показатели развития творческих способностей. 7 детей самостоятельно выполняют задания, 3 детей выполняют занятия частично с помощью воспитателя.

Заключение

Творчество - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение механический прибор и т.п.). Новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. а сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).

Творчество в широком смысле — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, чего раньше не существовало. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Детское творчество, которое рассматривается как процесс, приводящий к созданию субъективно нового продукта, изучается, как правило, в русле исследования именно той деятельности, в которой оно формируется (П.М.Якобсон, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, О.С.Ушакова, А.Г.Тамбовцева (Арушанова), Т. В. Кудрявцев и др.). Отсюда вытекают и специфические показатели развития творчества (музыкальное, изобразительное, литературное и т.п.), связанные прежде всего с анализом продукта деятельности.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.

Проведенное по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.

Гипотеза исследования полностью подтвердилась. Для ее проверки был разработан комплекс НОД по аппликации, направленный на развитие творческих способностей детей 4-5 лет в ДОО и доказана его результативность.

Сравнивая результаты констатирующего и итогового экспериментов можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели проявления интереса к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, оригинальности замысла, проявление творчества и воображения.

Данная работа не претендует на полное исследование проблем, связанных с развитием творческих способностей обучающихся. Результаты, полученные в ходе исследования указывают на возможность дальнейшего рассмотрения процесса развития творческих способностей детей 4-5 лет средствами аппликации в аспекте изучения форм и методов развития творческих способностей в условиях информационно-образовательной среды


Список литературы.

1.Афанасьева С. С. Мозаичные аппликации // Дошкольное воспитание. – 2013

2.Богатеева З. А. «Занятий аппликацей в детском саду». – М.:  Просвещение,2016

3.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2016г.

4.Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами.  М,   2014г.

5.Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2015г.

6.Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2013г.

7.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике аппликации и коллажа. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

9.Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д: Феникс, 2015.г.

10.Лихачев, ВТ. Педагогика / Б.Т.Лихачев. - М.: Юрайт, 2013

11.Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: «Цветной мир», 2015г.

12. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» Издательство: Академия развития: 2015 г.

13. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. - М.: Изд-во Эксмо 2015г.

14. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии - 2014. - № 5

15. Мухина B.C. Возрастная психология. - М.: Академия, 2013г.

16. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 2016г.

17.  Новикова И. В. «Работа с нетрадиционным материалом в детском саду» Издательство Академия Развития, 2013 г

18. Павлов Д. Методические разработки по использованию аппликации в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2015г..

19. Е. Румянцева. «Аппликация «Простые поделки»: Просвещение 2016г.

20. Г.С. Швайко « Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» ВЛАДОС; Москва; 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

В данной статье хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в совместной изобразительной деятельности педагога с детьми....

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Статья  для  воспитателей дошкольных  учреждений  о  развитии  творческих  способностей  дошкольников посредством  использования нетрадиционных  техни...

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

На современном этапе развития дршкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоброзительной деятельности. Именно нетрадиционные техники аппл...

Статья: «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная статья посвящена развитию творческих способностей у детей через аппликацию.Основным показателем творчества является получение чего-то нового,неповторимого....

Статья "Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство поз...

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Используя в работе с детьми нетрадиционные техники аппликации, мы усиливаем интерес ребенка творить, создавать, фантазировать....

Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Консультация на тему: «Аппликация,как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспит...